Культуроцентристская парадигма в современном искусстве
DOI:
https://doi.org/10.15826/qr.2021.2.587Ключевые слова:
современное искусство, постмодернизм, социокультурная революция, культуроцентризм, традиционное искусствоАннотация
Представлено объяснение общих особенностей современного искусства, его радикальной новизны. Признавая значение постмодернизма как маркера границы культурных эпох, невозможно свести к нему особенности новейшего искусства или объяснить его через основания постмодернизма. Постмодернизм по-своему подводит итог большому прошлому истории человечества, современное искусство выражает тенденции его развития, движения к будущему. На нескольких примерах показано новое содержание современного искусства – его обращенность к репрезентации и освоению многообразных явлений культуры как самостоятельной самодостаточной специфической реальности. Универсальность и растущий масштаб сосредоточенности новейшего искусства на феноменах культуры заставляют связывать его появление и особенности с радикальной социокультурной эволюцией современности. Сущность этого набирающего темпы и масштабы процесса заключается в качественном росте продуктивных природопреобразовательных и социально-организующих, материальных, информационных и духовных способностей культуры как специфического и универсального для человеческих обществ и индивидов способа существования и развития и как особого («надприродного») мира. Масштаб влияния культуры на жизнь современного человечества и каждого человека, зримые перспективы ее грядущего прогресса таковы, что превращают культуру из «второй природы» в природу первую – главное определяющее начало жизни. Этот объективный процесс обусловливает качественное изменение всего культурного сознания, прежде всего художественного. Это выражается в рождении, утверждении и развитии в искусстве рядом с существующей тысячелетия, «запрограммированной» на репрезентацию природы и жизнь людей натуроцентристской парадигмой новой культуроцентристской парадигмы художественного сознания.
Библиографические ссылки
Art since 1900: Modernism, Antimodernism, Postmodernism. 2 Vols. (2005). 2nd Ed. L., Thames & Hudson Publ. Vol. 2. 1945 to the Present. 344 p.
Barkovskaya, N. V. (2020). Estetizatsiya obydennogo: “Vyazanik” Leonida Tishkova [Aestheticisation of the Ordinary: A Knitted Man by Leonid Tishkov]. In Zaks, L. A., Kruglova, T. A. (Eds.). Mezhdu avtonomiei i proteizmom: formy/sposoby sotsiokul’turnogo bytiya i granitsy sovremennogo iskusstva. Yekaterinburg, Gumanitarnyi universitet, pp. 193–208.
Barnes, J. P. (2013). Popugai Flobera [Flaubert’s Parrot]. Moscow, EKSMO. 352 p.
Barthes, R. (1999). Fragmenty rechi vlyublennogo [A Lover’s Discourse: Fragments]. Moscow, Ad Marginem. 431 p.
Bourriaud, N. (2016). Relyatsionnaya estetika / postproduktsiya [Relational Aesthetics / Postproduction]. Moscow, Ad Marginem Press, 216 p.
Cioran, E. M. (2004). Priznaniya i proklyatiya. Filosofskaya esseistika [Confessions and Curses. Essays on Philosophy]. St Petersburg, Simpozium. 206 p.
Currie, M. (1998). Postmodern Narrative Theory. N. Y., Palgrave. 184 p.
Fischer-Lichte, E. (2015). Estetika performativnosti [The Aesthetics of Performativity]. Moscow, Mezhdunarodnoe teatral’noe agentstvo “Play&Play”, Kanon+. 376 p.
Grois, B. (2020). Tomas Shyutte: Pobeg iz tyur’my stilya [Thomas Schütte: An Escape from the Prison of Style]. In Chastnye sluchai. Moscow, Ad Marginem Press, Muzei sovremennogo iskusstva “Garazh”, pp. 76–93.
Hassan, I. (1971). The Dismemberment of Orpheus: Toward a Postmodernist Literature. Urbana, Oxford Univ. Press. 315 p.
Hutcheon, L. (2004). A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction. N. Y., Routledge. 268 p.
Kagan, M. S. (1974). Chelovecheskaya deyatel’nost’ [Man’s Activity]. Moscow, Politizdat. 328 p.
Kleiman, Yu. (2020). Gorod i ego iznanka: Sankt-Peterburg i sait-spetsificheskie teatral’nye opyty [The City and Its Underside: St Petersburg and Site-Specific Experiments]. In Bogdanova, P. (Ed.). Metamorfozy teatral’nosti. Razomknutye formy. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, pp. 177–192.
Krauss, R. (2017). “Puteshestvie po Severnomu moryu”: iskusstvo v epokhu postmedial’nosti [A Journey across the North Sea: Art in the Epoch of Post Mediality]. Moscow, Ad Marginem Press. 104 p.
Lehmann, H.-T. (2013). Postdramaticheskii teatr [The Post-Dramatic Theatre]. Moscow, ABCdesign. 312 p.
Malinina, E. V. (2020). Sovremennaya khudozhestvennaya kul’tura kak tvorets novykh form publichnogo: opyt teatral’noi Permi [Contemporary Artistic Culture as a Creator of Novel Forms of the Public: Perm’s Theatrical Practices]. In Publichnoe/chastnoe v sovremennoi tsivilizatsii. Sbornik nauchnykh trudov XXII rossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiem) (g. Ekaterinburg, 16–17 aprelya 2020 goda). Yekaterinburg, Gumanitarnyi universitet. pp. 103–109. DOI 10.35853/UfH-Public/Private-2020-13.
Malraux, A. (2005). Voobrazhaemyi Muzei: golosa bezmolviya [The Imaginary Museum: The Voices of Silence]. Moscow, KRUK-Prestizh. 253 p.
Martynov, V. I. (2002). Konets vremeni kompozitorov [The End of Composers’ Time]. Moscow, Russkii put’. 296 p.
Martynov, V. I. (2005). Zona opus posth, ili Rozhdenie novoi real’nosti [The Zone of Opus Posth, or the Birth of a New Reality]. Moscow, Klassika-XXI. 288 p.
McHale, B. (1987). Postmodernist Fiction. L., Routledge. 278 p.
Miroshkin, A. Zateryannaya rukopis’. Istoriya i voobrazhenie v romanakh Vladimira Sharova [The Lost Manuscript. History and Imagination in the Novels of Vladimir Sharov]. In Labirint [website]. URL: https://www.labirint.ru/now/sharov/ (accessed: 05.01.2021).
Revzin, I. I., Revzina, O. G. (1971). Semioticheskii eksperiment na stsene. (Narushenie postulata normal’nogo obshcheniya kak dramaturgicheskii priem) [A Semiotic Experiment on the Stage (The Violation of Normal Communication Postulates as a Dramaturgical Technique]. In Trudy po znakovym sistemam. Tartu, S. n. Iss. 5, pp. 232–254. (Uchenye zapiski Tartuskogo gosudarstvennogo universiteta. Iss. 284).
Schechner, R. (2020). Teoriya performansa [The Theory of Performance]. Moscow, V-A-C Press. 488 p.
Schweitzer, A. (1992). Blagogovenie pered zhizn’yu [Reverence for Life]. Moscow, Progress. 576 p.
Shishkin, M. (2019). Bukva na snegu [A Letter in the Snow]. Moscow, AST. 192 p.
Yarkova, E. N. (2020). Kul’turotsentrizm kak strategiya bytiya i poznaniya [Culture-Centrism as a Strategy for Life and Cognition]. In Koinon. Vol. 1. No 1–2, pp. 199–215. DOI 10.15826/koinon.2020.01.1–2.010.
Zaks, L. A. (2013). Ekaterinburg: khozyain mednoi gory [Yekaterinburg: The Master of the Copper Mountain]. In Teatr. No. 9, pp. 53–61.
Zaks, L. A. (2017). K poznaniyu spetsifiki sovremennogo iskusstva: kul’turotsentristskaya paradigma khudozhestvennogo soznaniya [To Cognising the Specificity of Contemporary Art: A Culture-Centred Paradigm of Artistic Consciousness]. In Khudozhestvennaya spetsifika i sotsial’nyi potentsial sovremennogo iskusstva. Sbornik nauchnykh statei. Yekaterinburg, Gumanitarnyi universitet, pp. 43–103.
Zaks, L. A. (2018). Sovremennaya evolyutsiya/revolyutsiya kul’tury i formirovanie kul’turotsentristskoi paradigmy soznaniya (na primere filosofii i sotsiogumanitarnykh nauk) [Contemporary Evolution/Revolution of Culture and the Formation of the Culture-Centred Paradigm of Consciousness (with Reference to Philosophy, Social Sciences and the Humanities)]. In Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 3: Obshchestvennye nauki. Vol. 13. No. 4 (182), pp. 40–53; 2019. Vol. 14. No. 1 (185), pp. 154–166.