Zu gast im Sozialismus: Skandinavische Touristen als Adressaten deutsch-sowjetischer Public Diplomacy

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2020.5.549

Ключевые слова:

общественная дипломатия, туризм, Германская Демократическая Республика, дружба народов, Неделя Балтийского моря

Аннотация

Анализируется сотрудничество Германской Демократической Республики и Советского Союза в целях оказания идеологического влияния на скандинавских туристов в рамках Недели Балтийского моря. Автор обращается к термину «публичная дипломатия» и анализирует его специфику при изучении социализма в странах Восточной Европы. Исследуются методы социалистической публичной дипломатии, а также реакция ее целевых аудиторий, включая некоторые аспекты «своемыслия» (Eigensinn), которые были характерны для западных гостей «Недели». Источниковую базу составили документы датского рабочего движения, а также органов Министерства государственной безопасности ГДР. Отмечая, что иностранный туризм в условиях «реального социализма», как правило, был нацелен на реализацию не только политических, но и экономических интересов, автор доказывает, что в случае Недели Балтийского моря ГДР разрабатывала для иностранных туристов специальную программу пребывания, носившую идеологизированный характер. В центре исследовательского интереса находится реакция скандинавских гостей на подобный вид туризма. Автор доказывает, что некоторые туристы из скандинавских стран после возвращения на родину действительно транслировали идеологические послания организаторов мероприятия, другие не останавливались перед критикой того, что видели, третьи оставались равнодушными к политической пропаганде. Документы показывают, что посещавшие социалистические страны левые общественные деятели Запада не воспринимали пропаганду коммунистических партий государств Восточной Европы. Несмотря на отсутствие явно ощутимых политических последствий, Неделя Балтийского моря имела серьезный культурный эффект.

Биография автора

Jan-Hinnerk Antons

PhD, старший преподаватель, Университет Гельмута Шмидта.

22043, Германия, Гамбург, Holstenhofweg, 85.

ORCID 0000-0002-9888-0645

antonsj@hsu-hh.de

Библиографические ссылки

ABA. 3113/1 Østersøugens Bureau; 3113/2; DKU 680/394.

BArch. DA 1/12297; DC 20/526; DC 20/7555; DK 5/3397; DO 1/27591; DR 1/20522; DR 2/24809; DY 32/6242; DY 34/24490; DY 42/1540.

BStU. BV Rostock. AS 29/76; 2989/68; 100/2; AU 2901/62 HA, vol. 1; 139/77; 616/66; 625/69; Leiter BV Rostock 233; 29/2; 99/1; 235/2.

Dagbladet Information (1961). July 18.

David-Fox, M. (2011). Showcasing the Great Experiment. Cultural Diplomacy and Western Visitors to the Soviet Union, 1921 – 1941. Oxford, Oxford Univ. Press. 416 p.

Dralle, L. (1993). Von der Sowjetunion lernen…: zur Geschichte der Gesellschaft für Deutsch-Sowjetische Freundschaft. Berlin, Duncker & Humblot. 509 S.

GARF [State Archive of Russian Federation]. Stock R-5451. List 52. Dos. 508.

Goff, P. M. (2015). Cultural Diplomacy. In Cooper, A. F., Heine, J., Thakur, R. (Eds.). The Oxford Handbook of Modern Diplomacy. Oxford, Oxford Univ. Press, pp. 336–352.

Hiller, H.-J. (2008). Schiffe in diplomatischer Mission. Offizielle Visiten und nichtoffizielle Auslandsbesuche von Schiffen der sowjetischen Seekriegsflotte in den Jahren 1953 bis 1991 und der Seekriegsflotte der Russischen Föderation 1992 bis 2006. Norderstedt, Books on Demand. 239 S.

Koenker, D. P. (2013). Club Red. Vacation Travel and the Soviet Dream. Ithaca, N. Y., Cornell Univ. Press. 328 p.

Land og Folk (1960). July 13.

Melissen, J. (2015). Public Diplomacy. In Cooper, A. F., Heine, J., Thakur, R. (Eds.). The Oxford Handbook of Modern Diplomacy. Oxford, Oxford Univ. Press, pp. 419–435.

Muschik, A. (2016). Rostocker Ostseewoche vs. Kieler Woche. Die deutsch-deutsche Festwochenkonkurrenz um die Gunst der nordischen Länder. In Jessen, A., Moldenhauer, E., Biermann, K. (Hrsg.). Grenzen überwinden. Schleswig-Holstein, Dänemark & die DDR. Husum, Husum Druck und Verlagsgesellschaft, S. 237–261.

Neues Deutschland. (1959). 2 July. (1966). 7 July.

Orlov, I. B., Popov, A.D. (2016). Skvoz‘ „zheleznyi zanaves“. Russo turisto: sovetskii vyezdnoi turizm. 1955–1999 [Through the “Iron Curtain”. Russo Touristo: Soviet Outbound Tourism. 1955–1999]. Moscow, Izdatel’skii dom Vysshei shkoly ekonomiki. 351 p.

Ostsee-Zeitung (1974). 2–3 March.

Popov, A. D. (2017). “Uvidet’. Ponyat’. Polyubit’”: sovetskii inostrannyi turizm v kontekste publichnoi diplomatii perioda kholodnoi voiny [“See. Understand. Love”: Soviet International Tourism in the Context of Public Diplomacy during the Cold War]. In Noveishaya istoriya Rossii. No. 4 (21), pp. 148–160. DOI 10.21638/11701/spbu24.2018.415.

Scholz, M. (1990). „Die Ostsee muss ein Meer des Friedens sein“ – Die Rostocker Ostseewoche in der Außenpolitik der DDR (1958–1975). Diss. Greifswald, S. n. 208 S.

Tondera, B. (2019). Reisen auf Sowjetisch. Auslandstourismus unter Chruschtschow und Breschnew 1953–1982. Wiesbaden, Harrassowitz. 340 S.

World Beyond War [website]. (N. d.). URL: https://worldbeyondwar.org/ (accessed: 27.11.2020).

Zake, I. (2018). Soviet Inturist and Foreign Travel to the Latvian SSR in the Post-Stalin Era. A Case of Ethnic Tourism. In J. of Cold War Studies. No. 20/2, pp. 38–62. DOI 10.1162/jcws_a_00816.

Загрузки

Опубликован

2020-12-30

Как цитировать

Antons, J.-H. (2020). Zu gast im Sozialismus: Skandinavische Touristen als Adressaten deutsch-sowjetischer Public Diplomacy. Quaestio Rossica, 8(5), 1629–1644. https://doi.org/10.15826/qr.2020.5.549

Выпуск

Раздел

Problema voluminis