Александр Лобанов: рецепция политического в советском аутсайдерском искусстве

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2020.5.546

Ключевые слова:

аутсайдерское искусство, Александр Лобанов, идеология, советская культура, теория самопрезентации

Аннотация

Анализ произведений художника-аутсайдера Александра Лобанова (1924–2003) выявляет механизмы влияния советской визуальной пропаганды. Статья отвечает на вопрос о тотальном воздействии идеологии и визуальных нарративов и тогда, когда художник вследствие здоровья (глухонемоты), казалось бы, полностью исключен из контекста художественной жизни. Исследование основано на теории социальной драматургии Ирвинга Гофмана, трудах о политической власти и ее влиянии Бориса Гройса, работах психологов о специфике компенсаторной активности у глухонемых. Его актуальность обусловлена признанием деятельности художников-аутсайдеров значительной частью арт-процесса. Основными источниками послужили произведения А. Лобанова из зарубежных и российских частных и институциональных коллекций, а также материалы визуальной пропаганды советского периода. В обозначенной методологической перспективе произведения А. Лобанова, равно как и работы других советских художников-аутсайдеров, ранее не анализировались; дискурсивное изучение произведений художника в связи с образами визуальной советской пропаганды присутствует в работе Э. Анстетт. В ходе исследования выявлены специфика апроприации художником-аутсайдером идеологического визуального нарратива, круг заимствованных образов (милитаризм, герой, Сталин – «отец народов») и приемов (повторяемость, орнаментальность, наличие текста). В ходе художественно-формального анализа определены специфические заимствования приемов и стилистики советского искусства (плаката, иллюстрации и станковой живописи) 1930‑х – середины 1950‑х гг. Важным аспектом является выявление специфической интеллектуализации компенсаторных механизмов, проявившейся в конструировании социальной репрезентации, которая обращена к доминантным образам визуальной советской пропаганды. Междисциплинарный подход в методологии данного исследования может, за некоторыми исключениями, применяться для анализа творчества других советских художников-аутсайдеров.

Биография автора

Anna Suvorova

кандидат искусствоведения, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

614990, Россия, Пермь, ул. Букирева, 15.

ORCID 0000-0002-6421-8514

suvorova_anna@mail.ru

Библиографические ссылки

Alexandre Lobanov et l’art brut en Russie / préface de B. Decharme, textes de J.-L. Lanoux et R. Gayraud (2003). Paris, ABCD. 73 p.

Anstett, É. (2015). Art brut et obsession: Dantsig Baldaev et Alexandre Lobanov, dessinateurs. In Bernard-Nouraud, P., Jurgenson, L. (Eds.). Témoigner par l’image. Paris, Pétra, pp. 147–172.

Bown, M. C. (1998). Socialist Realist Painting. N. Heaven, L., Yale Univ. Press. 506 p.

Cooke, L. (2018). Outliers and American Vanguard Art. Chicago, Univ. of Chicago Press. 448 p.

Foucault, М. (1999). Nadzirat’ i nakazyvat’. Rozhdenie tiur’my [Discipline and Punish. The Birth of the Prison]. Moscow, Ad Marginem. 416 p.

Gavrilov, V. V. (2008). “Davno – khorosho…” (istoriya zhizni khudozhnika – dialog psikhopatologii i tvorchestva) [“It has long been good…” (The Life Story of the Artist is a Dialogue of Psychopathology and Creativity)]. In Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz. Elektronnyi nauchnyi zhurnal [website]. No. 1–2. URL: https://ppip.idnk.ru/index.php/-1-2-2008 (accessed: 20.04.2020).

Goffman, E. (2000). Predstavlenie sebya drugim v povsednevnoi zhizni [The Presentation of the Self in Everyday Life]. Moscow, Kanon-Press-Ts, Kuchkovo pole. 304 p.

Groys, B. (2012). Poetika politiki [The Poetics of Politics]. Moscow, Ad Marginem Press. 400 p.

Janody, P. (2009). À propos de l’oeuvre d’Aleksander Pavlovitch Lobanov, de sa production et de son devenir. In Essaim. Vol. 23. No. 2, pp. 23–36. DOI 10.3917/ess.023.0023.

Kosheleva, E. A. (2012). Psikhologicheskie osobennosti glukhikh i slaboslyshashchikh liudei i ikh proyavleniya v obshchenii [The Psychological Features of Deaf and Hearing-Impaired People and Their Manifestations in Communication]. In Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. Vol. 14. No. 2–3, pp. 672–675.

Lommel, M. (2004). L’aracine et l’art brut. Neuilly-sur-Marne, L’Aracine. 282 p.

Miscault, D. de, Escudier, A. (Eds.). (2007). Aleksander Pavlovitch Lobanov, auteur d’art brut russe. Paris, Aquilon. 240 p.

Pisch, A. (2016). The Personality Cult of Stalin in Soviet Posters, 1929–1953: Archetypes, Inventions and Fabrications. Acton, Australian National Univ. Press. 538 p.

Rakhmanov, V. M. (1990). Mediko-sotsial’nye aspekty vospitaniya i obucheniya detei s narusheniyami slukha [The Medical and Social Aspects of the Education and Training of Children with Hearing Impairments]. Kharkiv, Osnova. 153 p.

Rose, G. (2007). Visual Methodologies: An Introduction to the Interpretation of Visual Materials. N. Y., SAGE. 287 p.

Suvorova, А. А. (2020) Autsaiderskoe iskusstvo v Rossii: tendentsii, temy, obrazy [Outsider Art in Russia: Trends, Themes, Images]. Moscow, Gorodets. 160 p.

Zaitseva, S. D., Zasyad’ko, K. I. (2009). Osobennosti mekhanizmov psikhologicheskoi zashchity u glukhikh podrostkov, obuchayushchikhsya v uchrezhdenyiakh nachal’nogo professional’nogo obrazovaniya [The Peculiarities of Psychological Protection Mechanisms for Deaf Adolescents Enrolled in Primary Vocational Education Institutions]. In Izvestiya Yuzhnogo federalʹnogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. No. 10, pp. 89–94.

Загрузки

Опубликован

2020-12-30

Как цитировать

Suvorova, A. (2020). Александр Лобанов: рецепция политического в советском аутсайдерском искусстве. Quaestio Rossica, 8(5), 1581–1596. https://doi.org/10.15826/qr.2020.5.546

Выпуск

Раздел

Problema voluminis