Аксиология и символика мотивной системы в новгородских былинах

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2020.5.542

Ключевые слова:

фольклор, аксиология, героический эпос, эпический мотив, Садко, Василий Буслаев

Аннотация

Представлен аксиологический анализ новгородских былин о Садко и Василии Буслаеве, на основании которого эпические мотивы трактуются автором как смысловое единство, выявляющее мотивировки героя, его поступка и последствия этого поступка. Границы мотива в составе сюжета определяются первичным состоянием ценностного центра героя и его результирующим (как правило, измененным) состоянием. Элементы эпического мотива рассматриваются в динамике оценок самого персонажа, эпического певца и слушателя. Результатом является разработка принципа ценностной классификации былинных мотивов. Мотивы русского эпоса также различаются в статье по критерию вовлеченности в параллельные конструкции с другими мотивами того же типа, по наличию противопоставления мотиву-антиподу. Выявляется функция мотива в былинном сюжете, которую, по мнению автора, певец мог без труда удерживать в памяти, потому что она связана с простой каузальной логикой и отталкивается от мотивировки героя, его конкретного духовного состояния («превозношение», блуд, алчность и др.). Ориентируясь на традиционную аудиторию, певец мог нанизывать, сочетать и контаминировать мотивы, порождая уникальный вариант песни для решения конкретной духовно-терапевтической задачи коммуникации. Автор приходит к выводу, что микротемы, которые сторонники структурно-семантического подхода называют эпическими мотивами, обладают своей семантикой, но этого значения недостаточно, чтобы певец осознал и запомнил функциональный эффект мотива, то есть корректирующее воздействие, производимое на слушателя.

Биография автора

Arseny Mironov

кандидат филологических наук, ректор, Московский государственный институт культуры.

141406, Россия, Московская область, Химки, ул. Библиотечная, 7.

ORCID 0000-0002-4344-6489

arsenymir@yandex.ru

Библиографические ссылки

Aristotle (1957). Poetika. Ob iskusstve poezii [Poetics. On the Art of Poetry] / transl. by V. G. Appel’rot, ed. by F. A. Petrovsky. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury. 184 p.

Bakhtin, M. M. (2002). Problemy poetiki Dostoevskogo [Problems of Dostoevsky’s Poetics]. In Bakhtin, M. M. Sobranie sochinenii v 7 t. Moscow, Russkie slovari, Yazyki slavyanskoi kul’tury. Vol. 6. 799 p.

Byliny v 25 t. [Bylinas. 25 Vols.] (2001). St Petersburg, Nauka, Moscow, Klassika. Vol. 2. 784 p.

Chadwick, H. M., Chadwick, N. K. (1936). The Growth of Literature. Cambridge, Cambridge Univ. Press. Vol. 2. 420 p.

Chernyaeva, N. G. (1980). Opyt izucheniya epicheskoi pamyati (na materiale bylin) [Studying Epic Memory (with Reference to Bylinas)]. In Tipologiya i vzaimosvyazi fol’klora narodov SSSR. Poetika i stilistika. Moscow, Nauka, pp. 101–134.

Freidenberg, O. M. (1988). Sistema literaturnogo syuzheta [The System of the Literary Plot]. In Montazh. Literatura. Iskusstvo. Teatr. Kino. Moscow, Nauka, pp. 216–237.

[Hilferding, A. F.] (1873). Onezhskie byliny, zapisannye Aleksandrom Fedorovichem Gil’ferdingom letom 1871 goda [Onega Bylinas Written down by Alexandr Fedorovich Hilferding in the Summer of 1871]. St Petersburg, Tipografiya Akademii nauk. LVI p., 1336 columns.

Il’in, I. A. (1957). Put’ k ochevidnosti [The Path to Obviousness]. Munich, Typografiya Obiteli prepodobnogo Iova Pochaevskago v Myunkhene-Obermentsinge. 155 p.

Il’in, I. A. (2002). Aksiomy religioznogo opyta v 2 t. [The Axioms of Religious Experience. 2 Vols.]. Moscow, Russkaya kniga. Vol. 1. 550 p.

Il’in, I. A. (2011). Put’ dukhovnogo obnovleniya [The Path of Spiritual Renewal]. Moscow, Institut russkoi tsivilizatsii. 1216 p.

John Climacus, prep. (2016). Lestvitsa, ili Skrizhali dukhovnye [The Ladder of Divine Ascent]. Moscow, Belyi gorod. 280 p.

[Kirsha Danilov.] (1977). Drevnie rossiiskie stikhotvoreniya, sobrannye Kirsheyu Danilovym [Ancient Russian Poems Collected by Kirsha Danilov]. Moscow, Nauka. 488 p.

Levinton, G. A. (1975). K probleme izucheniya povestvovatel’nogo fol’klora [On the Issue of Narrative Folklore]. In Tipologicheskie issledovaniya po fol’kloru. Sbornik statei v pamyat’ V. Ya. Proppa. Moscow, Nauka, pp. 303–319.

Meletinskii, E. M. (1983). Semanticheskaya organizatsiya mifologicheskogo povestvovaniya i problema sozdaniya semioticheskogo ukazatelya motivov i syuzhetov [The Semantic Structure of Mythological Narrative and the Problem of Creating a Semiotic Index of Motifs and Plots]. In Trudy po znakovym sistemam. Tartu, S. n. Iss. 16. Tekst i kul’tura, pp. 115–125. (Uchenye zapiski Tartuskogo gosudarstvennogo universiteta. Iss. 635)

Meletinskii, E. M., Neklyudov, S. Yu., Novik, E. S., Segal, D. M. (1969). Problemy strukturnogo opisaniya volshebnoj skazki [Issues of the Structural Description of Fairy Tales]. In Trudy po znakovym sistemam. Tartu, S. n. Iss. 4, pp. 86–135. (Uchenye zapiski Tartuskogo gosudarstvennogo universiteta. Iss. 236)

Mironov, A. S. (2020). Izmenenie tsennostnogo tsentra geroya kak smysl bylinnogo motiva [Changes in the Hero’s Value Centre as a Meaning of the Bylina Motif]. In Litera. No. 1, pp. 75–93. DOI 10.25136/2409-8698.2020.1.32154.

Neklyudov, S. Yu. (1984). O nekotorykh aspektakh issledovaniya fol’klornykh motivov [On Certain Aspects of the Research into Folklore Motifs]. In Fol’klor i etnografiya. U etnograficheskikh istokov fol’klornykh syuzhetov i obrazov. Leningrad, Nauka, pp. 221–229.

Novgorodskie byliny [Novgorodian Bylinas]. (1978). Moscow, Nauka. 456 p.

Peter of Damascus (1905). O razlichenii pomyslov i prilogov [On the Distinction between Evil Thoughts and Pretexts for Sin]. In [Peter of Damascus.] Tvoreniya Prepodobnogo i Bogonosnogo ottsa nashego svyashchennomuchenika Petra Damaskina v 2 kn. Kiev, Tipografiya Kievo-Pecherskoi Uspenskoi lavry. Book 2, pp. 217–222.

Putilov, B. N. (1975). Motiv kak syuzhetoobrazuyushchii element [Motif as a Plot-Forming Element]. In Tipologicheskie issledovaniya po fol’kloru. Sbornik statei v pamyat’ V. Ya. Proppa. Moscow, Nauka, pp. 141–155.

Sirotinin, A. N. (1913). Besedy o russkoi slovesnosti [Conversations about Russian Literature and Folklore]. St Petersburg, Ya. Bashmakov and Co. 140 p.

Skaftymov, A. P. (1972). Nravstvennye iskaniya russkikh pisatelei [The Moral Search Undertaken by Russian Writers]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura. 543 p.

Theophan Zatvornik, hierarch. (2010). Nachertanie khristianskogo nravoucheniya [The Grounds of Christian Moral Teaching]. Moscow, Pravilo very. 686 p.

Uzhankov, A. N. (2017). Uchenie o priloge kak dukhovnaya osnova khudozhestvennogo obraza Anny Kareninoi [The Pretext for Sin Conception as a Spiritual Basis of Anna Karenina’s Artistic Image]. In Novyi filologicheskii vestnik. № 2 (41), pp. 89–100.

Загрузки

Опубликован

2020-12-30

Как цитировать

Mironov, A. (2020). Аксиология и символика мотивной системы в новгородских былинах. Quaestio Rossica, 8(5), 1519–1533. https://doi.org/10.15826/qr.2020.5.542

Выпуск

Раздел

Problema voluminis