Печь, кадка и самовар: символы статуса хозяйки в карельской традиционной культуре

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2020.5.541

Ключевые слова:

культура питания, традиционная карельская культура, гендерный подход, гендерная стратификация

Аннотация

С начала XX в. антропологи включали пищу в сферу исследовательских интересов (Б. Малиновский, Э. Эванс-Причард, К. Леви-Стросс). Характеристика культуры питания (food-culture studies, culinary culture) охватывает изучение производства, распределения, потребления и состава пищевых продуктов, а также включает анализ связанных с пищей элементов культуры. Одним из сюжетов изучения культуры питания является гендерный подход и субординация в женском коллективе с учетом этносоциального фактора. Цель статьи – рассмотреть атрибуты власти большухи в карельской крестьянской культуре конца XIX – начала XX в., которые были вписаны в повседневные практики и играли символическую роль во внутригрупповой стратификации женского коллектива. В качестве объекта были выбраны три атрибута, связанных «кухонной» темой: печь, кадка для теста и самовар. Основными источниками являются свидетельства современников конца XIX – начала XX в., опубликованные в прессе; архивные делопроизводственные документы; материалы этнографических экспедиций, включая авторские; данные лингвистики (образцы диалектной речи, словари). Российская история конца XIX – начала XX в. характеризовалась сохранением принципов традиционного уклада жизни сельских жителей и одновременно модернизировалась под влиянием реформ. Применительно к теме статьи печь и кадка – традиционные символы хозяйки – дополнились самоваром, получившим распространение к концу XIX в. и занявшим у карелов место на женской половине стола. «Владение» определенными предметами подчеркивало статус во внутригрупповой иерархии. Указанный исследовательский фокус актуален для культурной антропологии и феминологии, дает представление о том, как женщины организовывали и реализовывали иерархические отношения внутри коллектива. Гендерный подход дополняет знания о социальных практиках и жизненном опыте женского коллектива с учетом этнического фактора.

Биография автора

Yulia Litvin

кандидат исторических наук, научный сотрудник, Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН.

185910, Россия, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Пушкинская, 11.

ORCID 0000-0002-2369-4987

litvinjulia@yandex.ru

Библиографические ссылки

Ashley, B., Hollows, J., Jones, S., Taylor, B. (Eds.). (2004). Food and Cultural Studies. L., Routledge. In Questia Online Library [website]. URL: https://www.questia.com/library/107537085/food-and-cultural-studies (accessed: 23.12.2018).

Bernshtam, T. A. (1983). Russkaya narodnaya kul’tura Pomor’ya v XIX – nachale XX v. Etnograficheskie ocherki [The Russian Folk Culture of Pomorye in the 19th – Early 20th Centuries. Ethnographic Essays]. Leningrad, Nauka, 231 p.

Charushin, A. A. (1916). Imushchestvennye otnosheniya v krest’yanskoi sem’e [Property Relations in the Peasant Family]. In Issledovaniya Arkhangel’skogo obshchestva izucheniya Russkogo Severa. No. 10, pp. 411–418.

FA IYaLI [Audio Archive of the Institute of Linguistics, Literature and History of the Karelian Research Centre of the Russian Academy of Sciences]. No. 3857, 3865–3875.

Kabakova, G. I. (2001). Antropologiya zhenskogo tela v slavyanskoi traditsii [The Anthropology of the Female Body in the Slavic Tradition]. Moscow, Ladomir. 334 p.

Klement’ev, E. I. (Ed.). (1981). Material’naya kul’tura i dekorativno-prikladnoe iskusstvo segozerskikh karel kontsa XIX – nachala XX veka [The Material Culture and Arts and Сrafts of Karelians in the Late 19th – Early 20th Centuries]. Leningrad, Nauka. 262 p.

Klement’ev, E. I., Surkhasko, Yu. Yu. (2003). Sem’ya i obryady zhiznennogo tsikla [Family and Life Cycle Rites]. In Klement’ev, E. I., Shlygina, N. V. (Eds.). Pribaltiisko-finskie narody Rossii. Moscow, Nauka, pp. 260–278.

Konkka, A. P. (2014). Grekhi i zaprety v povsednevnom i obryadovom povedenii kak chast’ traditsionnoi kartiny mira u karelov [Sins and Taboos in Everyday and Ritual Behaviour as Part of the Traditional Worldview among Karelians]. In Ilyukha, O. P. (Ed.). Kul’tura povsednevnosti karel’skoi sem’i (konets XIX – pervaya tret’ XX v.). Issledovaniya. Materialy. Dokumenty. Petrozavodsk, Karel’skii nauchnyi tsentr RAN, pp. 320–332.

Kuleshov, A. G. (2008). Posuda v severodvinskom zastol’e [Dishes of the Severodvinsk Feast]. In Kargin, A. S. (Ed.). Traditsionnoe russkoe zastol’e. Sbornik statei. Moscow, Gosudarstvennyi respublikanskii tsentr russkogo fol’klora, pp. 250–257.

Kushkova, A. N. (2016). Krest’yanskaya ssora. Opyt izucheniya derevenskoi povsednevnosti. Po materialam evropeiskoi chasti Rossii vtoroi poloviny XIX – nachala XX veka [The Peasant Quarrel. An Attempt at Studying Rural Everyday Life. According to Materials from the European Part of Russia in the Second Half of the 19th – Early 20th Centuries]. St Petersburg, Evropeiskii universitet v Sankt-Peterburge. 318 p.

Lavonen, N. A. (2000). Stol v verovaniyakh karelov [The Table in the Beliefs of Karelians]. Petrozavodsk, Periodika, 175 p.

Litvin, Yu. V. (2017). Nezemledel’cheskie zanyatiya karelov v kontse XIX – nachale XX v. (etnogendernyi aspekt) [Karelian Nonagricultural Work in the Late 19th – Early 20th Centuries (Ethno-Gender Aspect)]. In Vinokurova, I. Yu. (Ed.). Istoriya i traditsionnaya kul’tura narodov Karelii i sopredel’nykh oblastei v svete novykh istochnikov, metodov i podkhodov (pamyati R. F. Nikol’skoi). Petrozavodsk, Karel’skii nauchnyi tsentr RAN, pp. 97–115.

Loiter, S. M. (1997). Ustno-poeticheskoe iskusstvo sela Suisar’ [Oral and Poetic Art of Suysar Village]. In Krasnopol’skaya, T. V., Orfinskii, V. P. (Eds.). Selo Suisar’: istoriya, byt, kul’tura. Petrozavodsk, Izdatel’stvo Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta, pp. 159–167.

Makarov, G. N., Ryagoev, V. D. (1969). Obraztsy karel’skoi rechi. Govory livvikovskogo dialekta karel’skogo yazyka [Samples of Karelian Speech. The Livvi Dialect of the Karelian Language]. Leningrad, Nauka. 283 p.

Mannila, O. (1969). Karjalainen suurperhe ja sen hajoaminen Salmin kihlakunnassa. In Helsingin yliopiston sosiologian laitoksen tutkimuksia. Helsinki, Helsingin yliopisto. 156 p.

Morozov, I. A. (Ed.). (1997). Dukhovnaya kul’tura Severnogo Belozer’ya. Etnodialektnyi slovar’ [The Spiritual Culture of North Belozero. An Ethno-Dialect Dictionary]. Moscow, Institut etnologii i antropologii RAN. 432 p.

NA KarNTs RAN [Scientific Archives of the Karelian Research Centre of the Russian Academy of Sciences]. Stock 1. List 29. Dos. 47, 414.

NA RK [National Archives of the Republic of Karelia]. Stock 53. List 3. Dos. 26/1206; Stock 109. List 1. Dos. 3/567, 8/603; Stock 110. List 1. Dos. 3/24; Stock 125. List 1. Dos. 8/13.

Olson, L., Adon’eva, S. (2017). Traditsiya, transgressiya, kompromiss. Miry russkoi derevenskoi zhenshchiny [Tradition, Transgression, Compromise. The Worlds of Russian Village Women]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 440 p.

Orfinskii, V. P., Grishina, I. E. (2009). Traditsionnyi karel’skii dom [The Traditional Karelian House]. Petrozavodsk, Izdatel’stvo Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. 480 p.

Paulaharju, S. (1995). Syntymä, lapsuus ja kuolema. Vienan Karjalan tapoja ja uskomuksia. Helsinki, Suomalaisen Kirjallisuuden Seura. 247 p.

Sarmela, M. (2009). Finland Folklore Atlas. Ethnic Culture of Finland 2. 4th ed. / transl. by A. Silver. Helsinki, S. n. 669 p.

Shangina, I. I. (2003). Russkii traditsionnyi byt. Entsiklopedicheskii slovar’ [Russian Traditional Life. An Encyclopaedic Dictionary]. St Petersburg, Azbuka-Klassika. 684 p.

Shchepanskaya, T. B. (2005a). Babii kut [The Woman’s Angle]. In Shangina, I. I. (Ed.). Muzhiki i baby. Muzhskoe i zhenskoe v russkoi traditsionnoi kul’ture. Illyustrirovannaya entsiklopediya. St Petersburg, Iskusstvo-SPb, pp. 30–35.

Shchepanskaya, T. B. (2005b). Babnyak [Babnyak – Adult Married Women]. In Shangina, I. I. (Ed.). Muzhiki i baby. Muzhskoe i zhenskoe v russkoi traditsionnoi kul’ture. Illyustrirovannaya entsiklopediya. St Petersburg, Iskusstvo-SPb, pp. 37–43.

Siewicz, A. (2011). Anthropology as an Inspiration to Food Studies: Building Theory and Practice. In Antropowebzin [website]. No. 3, pp. 143–148. URL: http://www.antropoweb.cz/en/anthropology-as-an-inspiration-to-food-studies-building-theory-andpractice (accessed: 10.02.2019).

SKYa – Makarov, G. N. (Ed.). (1990). Slovar’ karel’skogo yazyka (livvikovskii dialekt) [Karelian Language Dictionary (The Livvi Dialect of the Karelian Language)]. Petrozavodsk, Kareliya. 496 p.

Strakhov, A. B. (1991). Kul’t khleba u vostochnykh slavyan [The Cult of Bread among the Eastern Slavs]. München, Izdatel’stvo Otto Sagnera. 244 p.

Suomen sanojen alkuperä. Etymologinen sanakirja 1. 3 Vols. (1992). Helsinki, Suomalaisen Kirjallisuuden Seura. Vol. 1. 486 p.

Surkhasko, Yu. Yu. (1977). Karel’skaya svadebnaya obryadnost’ (konets XIX – nachalo XX veka) [Karelian Wedding Rites (Late 19th – Early 20th Centuries)]. Leningrad, Nauka. 236 p.

Taroeva, R. F. (1965). Material’naya kul’tura karel (Karel’skaya ASSR). Etnograficheskii ocherk [Karelian Material Culture (Karelian ASSR). An Ethnographic Essay]. Moscow, Leningrad, Nauka. 223 p.

Timonina, N. R. (2008). Materialy k bibliografii po pishche i zastol’yu narodov Rossii [Biographical Material on Russian Food and Feasts]. In Kargin, A. S. (Ed.). Traditsionnoe russkoe zastol’e. Sbornik statei. Moscow, Gosudarstvennyi respublikanskii tsentr russkogo fol’klora, pp. 324–351.

Vinokurova, I. Yu. (2015). Mifologiya vepsov. Entsiklopediya [The Mythology of the Vepsians. An Encyclopaedia]. Petrozavodsk, Izdatel’stvo Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. 524 p.

Загрузки

Опубликован

2020-12-30

Как цитировать

Litvin, Y. (2020). Печь, кадка и самовар: символы статуса хозяйки в карельской традиционной культуре. Quaestio Rossica, 8(5), 1505–1518. https://doi.org/10.15826/qr.2020.5.541

Выпуск

Раздел

Problema voluminis