Чигиринские вольнодумцы в поисках крестьянской правды

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2020.4.530

Ключевые слова:

Правобережная Украина; крестьянская психология; пореформенная деревня; штундизм; вольнодумцы; Сибирь; административная ссылка

Аннотация

Статья посвящена изучению важнейших событий из жизни двух обычных крестьян Чигиринского уезда Киевской губернии в XIX в. С. К. Шутенко и Ф. А. Чепурного. Жизненная драма чигиринских вольнодумцев была связана с крестьянскими волнениями на Правобережной Украине в 1870–1880‑е гг. Фрагментарно к событиям их биографий обращались авторы нескольких обобщающих сочинений (Б. Г. Литвак и Д. П. Пойда). В статье взгляды крестьян анализируются в ракурсе их трагической судьбы и мечты о крестьянской правде, обернувшихся для них ссылкой в Сибирь. Первую ссылку (с 1882 по 1887) они отбывали в Енисейской губернии. Вторая ссылка в Иркутскую губернию (с 1895 по 1900) затронула Ф. Чепурного. Сведения источников о дальнейших испытаниях С. К. Шутенко малоинформативны. Источниками для научного анализа стали неопубликованные архивные документы из фондов ГАРФ и государственных архивов Иркутской, Томской областей и Красноярского края. Среди них преобладают судебно-следственные материалы и официальная переписка различных государственных органов. Также используются мемуары революционеров, таких как Л. Г. Дейч и В. Д. Дебогорий-Мокриевич, причастных к крестьянским волнениям в Чигиринском уезде. Причиной крестьянских волнений стало недовольство аграрными реформами в бывших казенных имениях Правобережной Украины. Земельные перемены были восприняты крестьянами в рамках традиционного мировоззрения. Они не сомневались в добрых намерениях правящего царя, который даровал настоящую крестьянскую волю. Не устраивавшее их содержание аграрных реформ сельские жители считали результатом «измены» со стороны чиновников и землевладельцев, которых обвиняли в искажении волеизъявления царя. Сами эти намерения представлялись соответствующими интересам крестьян. В обстановке крестьянского недовольства популярность получило религиозное учение штундизма. В статье показано, как штундизм во многом повлиял на общую оценку крестьянами аграрных перемен в казенных имениях Юго-Западного края Российской империи. Делается вывод, что трагическую судьбу Шутенко и Чепурного можно рассматривать как результат крестьянских настроений в пореформенной украинской деревне.

Биография автора

Viktor Maul

Dr. Hab. (History), Professor, Tyumen Industrial University, Nizhnevartovsk Branch.

Bldg. 9, 2/P, Lenin Str., 628616, Nizhnevartovsk, Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Yugra, Russia.

ORCID 0000-0002-9584-8949

vymaul@mail.ru

Библиографические ссылки

Andriyanov, V. I., Levashov, V. K., Khlop’ev, A. T. (1993). “Slukhi” kak sotsial’nyi fenomen [“Rumours” as a Social Phenomenon]. In Sotsiologisheskie issledovaniya. No. 1, pp. 82–88.

Chigirinskoe delo. (Po ofitsial’nym istochnikam) [The Chigirin Case. (According to Official Sources)]. (1877). In Kievlyanin. No. 97. August, 16.

Deutsch, L. G. (1921). Zagovor sredi krest’yan Chigirinskogo uezda [A Conspiracy among the Peasants of Chigirin District]. In Sbornik materialov i statei / redaktsiya zhurnala “Istoricheskii arkhiv”. Iss. 1. Moscow, Gosizdat, pp. 73–79.

Deutsch, L. G. (1922). Za polveka [Within Half a Century]. Moscow, Zadruga. Vol. 1. Part 1. 127 p.

Deyateli revolyutsionnogo dvizheniya v Rossii. Biobibliograficheskii slovar’ [Figures of the Revolutionary Movement in Russia. Bibliographic Dictionary]. (1932). Moscow, Izdatel’stvo Vsesoyuznogo obschestva politicheskikh katorzhan i ssyl’noposelentsev. Vol. 2. Iss. 4. 2156 columns.

Dick, I. (2007). Sut’ glavnykh religioznykh konfliktov v Rossii vo vtoroi polovine XIX veka: vzglyad iznutri [The Essence of the Main Religious Conflicts in Russia in the Second Half of the 19th Century: A Look from Inside]. In Voprosy germanskoi istorii : Nemtsy Ukrainy i Rossii v konfliktakh i kompromissakh XIX–XX vekov. Sbornik statei. Dnepropetrovsk, Porogi, pp. 108–118.

Dubinin, B. V., Tolsty’kh, A. V. (1993). Slukhi kak sotsial’no-psikhologicheskii fenomen [Rumours as a Socio-Psychological Phenomenon]. In Voprosy psikhologii. No. 3, pp. 77–81.

Egorov, A. K. (2015). Slukhi kak ob”ekt istoricheskogo issledovaniya [Rumours as an Object of Historical Research]. In Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 3 (148). Vol. 2, pp. 7–10.

GAIO [State Archive of Irkutsk Region]. Stock 32. List 1. Dos. 4604; Stock 91. List 1. Dos. 2090.

GAKK [State Archive of Krasnoyarsk Region]. Stock 595. List 63. Dos. 1799.

GANIIO [State Archive of New Story of Irkutsk Region]. Stock 300. List 1. Dos. 14.

GARF [State Archive of the Russian Federation]. Stock 102. List 77 (3-e deloproizvodstvo, 1881 g.). Dos. 751; List 252. Dos. 1; Stock 109 (3-ya ekspeditsiya, 1875 g.). Dos. 144; Stock 109 (3-ya ekspeditsiya, 1877 g.). Dos. 262. Part 1; Stock 112. List 1. Dos. 477.

GATO [State Archive of Tomsk Region]. Stock 3. List 4. Dos. 964; List 37. Dos. 173.

Grebenkin, K. (Ed.). (1934). Materiali do istoriï selyan’skikh revolyutsiinikh rukhiv na Chigirinshchini (1875–1879 r. r.) [Materials for the History of the Peasant Revolutionary Movement in Chigirin (1875–1879)]. Kharkiv. Vidannya Tsentral’nogo arkhivnogo upravlinnya USRR. 440 p.

Khristoforov, I. A. (2011). Mezhdu chastnym i kazennym: krest’yanskaya reforma v gosudarstvennoi derevne, liberal’naya doktrina i spory o sobstvennosti [Between the Private and the Public: Peasant Reform in the State Village, Liberal Doctrine, and Property Disputes]. In Rossiiskaya istoriya. No. 2. pp. 93–109.

Litvak, B. G. (1989). Krest’yanskoe dvizhenie v Rossii 1775–1904 gg. Istoriya i metodika izucheniya istochnikov [The Peasant Movement in Russia, 1775–1904. History and Methods of Studying Sources]. Moscow, Nauka. 256 p.

Litvak, B. G. (1991). Perevorot 1861 goda v Rossii: pochemu ne realizovalas’ reformatorskaya al’ternativa [The 1861 Revolution in Russia: Why the Reform Alternative Was Never Realised]. Moscow, Politizdat. 302 p.

Maul, V. (2017b). “Chigirinskii zagovor” i krest’yanskaya psikhologiya [The Chigirin Conspiracy and Peasant Psychology]. In Quaestio Rossica. Vol. 5. No. 1, p. 221–240. DOI 10.15826/qr.2017.1.220.

Maul, V. Ya. (2017а). Vozhaki “Chigirinskogo zagovora” v kol’tse revolyutsionnogo okruzheniya [Leaders of the “Chigirin Conspiracy” in the Circle of the Revolutionary Environment]. In Istoriya, filosofiya, pedagogika, psikhologiya, parvo. Sbornik statei. Ryazan’, Sozvezdie, pp. 107–113.

Miroshnichenko, P. Ya. (1999). Kul’tura russkogo i ukrainskogo krest’yanstva kontsa epokhi feodalizma (1760–1861 gg.) [The Culture of the Russian and Ukrainian Peasantry at the End of the Feudal Era (1760–1861)]. Donetsk, Izdatel’stvo Donetskogo gosudarstvennogo instituta iskusstvennogo intellekta. 244 p.

Orlenko, N. S., Orlenko, N. N. (2018). Khutor Novochigirinovskii. Istoriya vozniknoveniya i pervye zhiteli [Novochigirinovsky Khutor. The History of Its Origin and First Residents]. S. l., Izdatel’skie resheniya. 36 p.

Pelevin, Yu. A. (2014). Yuzhnye buntari i “Chigirinskii zagovor” [Southern Rebels and the “Chigirin Conspiracy”]. In Rossiiskaya istoriya. No. 1. pp. 130–150.

Poberezhnikov, I. V. (1995). Slukhi v sotsial’noi istorii: tipologiya i funktsii (po materialam vostochnykh regionov Rossii XVIII–XIX vv.) [Rumours in Social History: Typology and Functions (Based on the Materials of the Eastern Regions of Russia of the 18th–19th Centuries)]. Yekaterinburg, Bank kul’turnoi informatsii. 58 p.

Poida, D. P. (1960). Krest’yanskoe dvizhenie na Pravoberezhnoi Ukraine v poreformennyi period (1866–1900 gg.) [The Peasant Movement in Right-Bank Ukraine in the Post-Reform Period (1866–1900)]. Dnepropetrovsk, Oblastnoe izdatel’stvo. 488 p.

PSZ [Complete Collection of Laws of the Russian Empire]. Coll. 3. Vol. 2.

Repina, L. P. (2001). Istoricheskaya nauka na rubezhe XX–XXI vv.: sotsial’nye teorii i sotsiologicheskaya praktika [Historical Science at the Turn of the 21st Century: Social Theories and Historiographic Practice]. Moscow, Krug’’. 560 p.

Terekhova, S. A. (2019). “Chigirinskii zagovor” v sovremennoi rossiiskoi istoriografii [The “Chigirin Conspiracy” in Modern Russian Historiography]. In Narodniki v istorii Rossii. Iss. 3. Voronezh, Istoki, pp. 7–16.

Usenko, O. G. (2004). Primernaya strategiya interpretatsii sledstvennykh materialov po delam o gosudarstvennykh prestupleniyakh v Rossii XVII–XVIII vv. [An Approximate Strategy for the Interpretation of Investigative Materials on Cases of State Crimes in Russia in the 17th–18th Centuries]. In Narod i vlast’ : istoricheskie istochniki i metody issledovaniya. Materialy XVI nauchnoi konferentsii, Moskva, 30–31 yanvarya 2004 g. Moscow, Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet, pp. 366–369.

Vsepoddanneishii otchet ober-prokurora Svyateishago sinoda K. Pobedonostseva po vedomstvu pravoslavnago ispovedaniya za 1885 god [The Most Substantial Report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod K. Pobedonostsev on the Department of the Orthodox Denomination for 1885]. (1887). St Petersburg, Sinodal’naya tipografiya. 406 p.

Загрузки

Опубликован

2020-11-26

Как цитировать

Maul, V. (2020). Чигиринские вольнодумцы в поисках крестьянской правды. Quaestio Rossica, 8(4), 1321–1334. https://doi.org/10.15826/qr.2020.4.530

Выпуск

Раздел

Problema voluminis