«Литература советников» и российская политическая мысль века Просвещения: антимакиавеллистское влияние

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2020.4.521

Ключевые слова:

антимакиавеллизм; Н. Макиавелли; монархизм; абсолютизм; вестернизация; Россия XVIII в.

Аннотация

Статья посвящена роли антимакиавеллистского взгляда на политику в развитии политической мысли вестернизировавшейся России XVIII в. Автор оспаривает идею современной исследовательницы С. Уиттакер о том, что изображения «хороших» и «плохих» монархов в российской «литературе советников» XVIII в. (восходящей к традиции «княжеских зерцал») служили своего рода политической программой, которой должен следовать правитель (подражать хорошим образцам, избегать плохих). В «литературе советников» можно выделить дескриптивную составляющую, с помощью образов идеальных монархов закреплявшую в сознании подданных status quo, и составляющую «совета» в собственном смысле, предполагающую ситуацию с несколькими возможными конкурирующими решениями. Такого рода советы могли вырабатываться в разных сферах государственного управления, в том числе и в сосредоточенной при дворе политической жизни. Выявить и понять эту тематику в российской «литературе советников» позволяет наблюдение за трансформацией жанра «княжеских зерцал» в Европе Нового времени. Под влиянием вызова со стороны Макиавелли, заменившего в политике христианскую этику аморальным «государственным интересом», в Европе XVI–XVII вв. сложился круг антимакиавеллистских идей, встраивавших макиавеллистское представление о политической эффективности в систему христианской морали, доказывавших, что наиболее эффективной системой поведения является следование этическим нормам христианства, и формировавших на данной основе практические руководства для жизни при дворе. В XVIII в. целый ряд сочинений антимакиавеллистов был переведен на русский язык, имел хождение в рукописях и изданиях, был востребован в среде российской интеллектуальной элиты. Поэтому представляется необходимым учитывать антимакиавеллистское влияние на отечественную политическую культуру века Просвещения в развитии представлений о связи между политикой и моралью, а также в формировании представлений о специфике статуса политика.

Биография автора

Konstantin Bugrov

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт истории и археологии Уральского отделения РАН; профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

620990, Россия, Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 16.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0002-4596-8854

k.d.bugrov@gmail.com

 

Библиографические ссылки

Abramzon, T., Petrov, A. (2017). Odicheskie versii “obshchestvennogo dogovora” v Rossii XVIII v. [Odic Versions of the ‘Social Contract’ in 18th-Century Russia]. In Quaestio Rossica. No. 2, pp. 406–424. DOI 10.15826/qr.2017.2.233.

Aramyan, A. G. (2016). Gabriel Amazaspyan – perevodchik “Zolotoi knigi Marka Avreliya” (XVIII v.) [Gabriel Amazaspyan – Translator of Marcus Aurelius’ Golden Book (18th Century)]. In Լրաբեր Հասարակական Գիտությունների [Bulletin of Social Sciences]. No. 3, pp. 216–225.

Babkin, D. S. (1952). Protsess A. N. Radishheva [The Trial of A. N. Radishchev]. Moscow, Leningrad, Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR. 358 p.

Barenbaum, I. E. (1978). Izdanie frantsuzskoi perevodnoi knigi v Rossii vo vtoroi chetverti XVIII v. [Publication of Translated French Books in Russia in the Second Half of the 18th Century]. In Kniga v Rossii do serediny XIX veka. Leningrad, Nauka, pp. 87–95.

Belokurov, S. A. (1898). O biblioteke moskovskikh gosudarei v XVI stoletii [The Library of Moscow Princes in the 16th Century]. Moscow, Typografiya G. Lissnera i A. Geschelya. XVI, 336, DXXVIII p.

Bireley, R. (1990). The Counter-Reformation Prince. Anti-Machiavellianism or Catholic Statecraft in Early Modern Europe. Chapel Hill, L., Univ. of Chapel Hill Press. 309 p.

Blaydes, L., Grimmer, J., McQueen, A. (2018). Mirrors for Princes and Sultans: Advice on the Art of Governance in the Medieval Christian and Islamic Worlds. In J. of Politics. No. 4, pp. 1150–1167. DOI 10.1086/699246.

Bugrov, K. D., Kiselev, M. A. (2016). Estestvennoe pravo i dobrodetel’: integratsiya evropeiskogo vliyaniya v rossiiskuyu politicheskuyu kulturu XVIII veka [Natural Law and Virtue: Integration of European Influence into the Russian Political Culture of the 18th Century]. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta, Universitetskoe izdatel’stvo. 480p.

Di Salvo, A. (1989). Spanish Guides to Princes and the Political Theories in Don Quijote. In Cervantes. Bulletin of the Cervantes Society of America. Vol. 9. No. 2, pp. 43–60.

Forhan, K. (2002). The Political Theory of Cristine de Pisan. Aldershot, Burlington, Ashgate. 187 p.

Fundaminskii, M. I. (1980). Biblioteka kabinet-sekretarya I. Eikhlera [Library of Cabinet Secretary I. Eichler]. In Knizhnoe delo v Rossii v XVI–XIX vekakh [Book Business in Russia in the 16th–19th Centuries]. Leningrad, Biblioteka Akademii nauk SSSR, pp. 43–65.

Gradova, B. A., Kloss, B. M., Koretskii, V. I. (1979). K istorii Arkhangel’skoi biblioteki D. M. Golitsyna [On the History of the Arkhangelsk Library of D. M. Golitsyn]. In Arkheographicheskii ezhegodnik za 1978 god. Moscow, Nauka, pp. 238–253.

Gukovskii, G. A. (1936). Ocherki po istorii russkoi literatury XVIII veka. Dvoryanskaya fronda v literature 1750-kh – 1760-kh godov [Essays on the History of Russian Literature of the 18th Century. The Noble Fronde in the Literature of the 1750s–1760s]. Moscow, Leningrad, Izdatel’stvo Akademii nauk. 236 p.

Howard, K. (2012). The Anti-Machiavellians of the Spanish Baroque: A Reassessment. In LATCH : A Journal for the Study of the Literary Artifact in Theory, Culture or History. Vol. 5, pp. 106–119.

Israel, R. (2006). Enlightenment Contested. Philosophy, Modernity, and the Emancipation of Man 1670–1752. Oxford, N. Y., Oxford Univ. Press. 983 p.

Ivanova, Yu. V. (2012). Inversiya etiko-ritoricheskoi argumentatsii i rozhdenie raggione di stato [Inversion of Ethical-rhetorical Argumentation and the Birth of raggione di stato]. In Ratio.ru. No. 7, pp. 86–94.

Kheraskov, M. M. (1794). Polidor, syn Kadma i Garmonii v 3 ch. [Polidor, Son of Cadmos and Harmony. 3 Parts]. Moscow, Tipografiya I. Zelennikova. Part 2. 376 p.

Kiselev, M. A. (2018). Gobbs kak znakovaya figura v rossiiskikh politicheskih tekstakh XVIII – nachala XIX veka [Hobbes as a Symbolic Figure in Russian Political Texts in the 18th – Early 19th Centuries]. In Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. No. 3 (27), pp. 107–120. DOI 10.32516/2303-9922.2018.27.10.

Klerk, M. (2016). Reason of State and Predatory Monarchy in the Dutch Republic, 1638–1675. The Legacy of the Duc de Rohan. Doctoral Thesis. Rotterdam, S. n. VII, 223 p.

Korovin, G. M. (1961). Biblioteka Lomonosova. Materialy dlya kharakteristiki literatury, ispol’zovannoi Lomonosovym v ego trudakh i katalog ego lichnoi biblioteki [Lomonosov’s Library. Materials for the Characterisation of Literature Used by Lomonosov in His Works and the Catalogue of His Personal Library]. Moscow, Leningrad, Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR. 491 p.

Lapteva, Yu. V. (2011). Obraz ideal’nogo monarkha v predstavlenii dvoryanskikh myslitelei vtoroi poloviny XVIII veka [The Image of an Ideal Monarch in the Representation of Noble Thinkers of the Second Half of the 18th Century]. In Rossiiskoe obshchestvo: istoriya i sovremennost’. Sbornik nauchnykh rabot studentov i aspirantov. Yekaterinburg, Rossiiskii gosudarstvennyi professional’no-pedagogicheskii universitet. Iss. 5, pp. 61–66.

Lazarev, Ya. A. (2017). Mesto ukrainskoi kazatskoi elity v sostave rossiiskogo dvoryanstva v pervoi polovine 1760-kh gg. [The Place of the Ukrainian Cossack Elite in the Russian Nobility in the First Half of the 1760s]. In Voprosy istorii. No. 3, pp. 70–85.

Lewitter, L. R. (1958). Peter the Great, Poland, and the Westernization of Russia. In J. of the History of Ideas. No. 4, pp. 493–506.

Lystsova, A. S. (2017). “Dlya sushche postoyannogo, bezopasnogo i blagopoluchnogo… nashego Otechestva prebyvaniya”: poisk putei resheniya krizisa prestolonaslediya v Rossii v 1741 g. [“For a Truly Stable, Secure, and Prosperous… Fatherland”: The Search for a Resolution of the 1741 Succession Crisis in Russia]. In Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. No. 1, pp. 64–81. DOI 10.21638/11701/spbu19.2017.105.

Manifesty po povodu vosshestviya na prestol imperatritsy Ekateriny II [Manifestos Regarding the Ascension of Catherine II to the Russian Throne] (1869). In Osmnadtsatyi vek. Moscow, Typogrfiya T. Ris, pp. 216–224.

Markhinin, V. V. (2017). Politicheskaya filosofiya Dzhovanni Botero: moral’naya emansipatsiya politiki i (anti)makiavellizm [The Political Philosophy of Giovanni Botero: The Moral Emancipation of Politics and (Anti)-Machiavellianism]. In Severnyi region: nauka, obrazovanie, kul’tura. No. 1 (35), pp. 84–88.

Murzanova, M. N., Bobrova, E. I., Petrov, V. A. (1956). Istoricheskii ocherk i obzor fondov rukopisnogo otdela biblioteki Akademii nauk [A Historical Account and Review of the Funds of the Department of Manuscripts of the Library of Academy of Sciences]. Iss. 1. XVIII vek. Moscow, Leningrad, Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR. 483 p.

Novikova, O. E. (2005). Politika i etika v epokhu religioznykh voin: Yust Lipsii (1547–1606) [Politics and Ethics in the Age of Religious Wars: Justus Lipsius (1547–1606)]. Moscow, Rossiiskii khimiko-tekhnologicheskii universitet imeni D. I. Mendeleeva. 395 p.

Pocock, J. G. A. (1975). The Machiavellian Moment. Florentine Political Thought and the Atlantic Republican Tradition. Princeton, Princeton Univ. Press. 602 p.

Polskoi, S. V. (2018). “Istyazanie po natural’noi pravde”: Legitimatsiya nasiliya i stanovlenie ratsional’nogo politicheskogo yazyka v Rossii XVIII veka [“An Inquiry According to the Law of Nature”: Legitimation of Violence and the Emergence of the Rational Political Language in 18th-Century Russia]. In Kembridzhskaya shkola: teoriya i praktika intellektual’noi istorii. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, pp. 409–484.

Poresh, V. Yu. (1976). Biblioteka A. V. Khrushchova (sobranie preimushchestvenno frantsuzskikh knig) [The Library of A. V. Khrushchov (Collection of Mainly French Books)]. In Kniga v Rossii do serediny XIX veka. Leningrad, Nauka, pp. 260–267.

Prikazchikova, E. E. (2019). Izobrazhenie monarkhov v russkoi memuarnoi literature XVIII veka: v poiskakh obraza ideal’nogo pravitelya [The Image of Monarchs in Russian Memoir Literature of the 18th Century: In Search of the Image of an Ideal Ruler]. In Gumanitarnyi vector. No. 5, pp. 119–128. DOI 10.21209/1996-7853-2019-14-5-119-128.

Prikazchikova, Е. (2018). “Dukhovnyi rytsar’” I. Lopukhin: dialog s vlast’yu i sovest’yu [Lopukhin, a “Spiritual Knight”: A Dialogue with Power and Conscience]. In Quaestio Rossica. Vol. 6. No. 3, pp. 711–726. DOI 10.15826/qr.2018.3.323.

Protas’eva, T. N. (1973). Opisanie rukopisei Sinodal’nogo sobraniya (ne voshedshikh v opisanie A. V. Gorskogo i K. I. Nevostrueva) [A Description of Manuscripts of the Synodal Collection (Not Included in the Description by A. V. Gorski and K. I. Nevostruev)]. Moscow, S. n. 163 p.

Rak, V. D. (1985). “Chasy pravitelei” v russkikh perevodakh XVIII v. [Reloj de Principes in Russian Translations of the 18th Century]. In Servantesovskie chteniya. Leningrad, Nauka, pp. 15–19.

Rodosskii, A. S. (1893). Opisanie 432-kh rukopisei, prinadlezhashchikh S.-Peterburgskoi dukhovnoi akademii i sostavlyayushchihh ee pervoe po vremeni sobranie [Description of 432 Manuscripts of the St Petersburg Theological Academy, Constituting Its First Collection]. St Petersburg, Typografiya Bashkova. 427 p.

Savel’eva, E. A. (1989). Biblioteka Ya. V. Bryusa. Katalog [Ya. V. Bryus’ Library. Catalogue]. Leningrad, Biblioteka Akademii nauk SSSR. 409 p.

Saverkina, I. V., Somov V. A. (1988). Reestr knig A. D. Menshikova [Catalogue of the Books of A. D. Menshikov]. In Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury. Iss. 5. St Petersburg, Izdatel’stvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury i iskusstv, pp. 197–214.

Skinner, Q. (1978). The Foundations of Modern Political Thought. 2 Vols. Cambridge, Cambridge Univ. Press. Vol. 2. 414 p.

Snyder, J. (2009). Dissimulation and the Culture of Secrecy in Early Modern Europe. Berkeley, Los Angeles, L., Univ. of California Press. 312 p.

Soll, J. (2014). The Reception of the Prince 1513–1700, or Why We Understand Machiavelli the Way We Do. In Social Research. Vol. 81. No. 1, pp. 31–60. DOI 10.1353/sor.2014.0006.

Van Gelderen, M. (1990). The Machiavellian Moment and the Dutch Revolt: The Rise of Neostoicism and Dutch Republicanism. In Machiavelli and Republicanism. Cambridge, Cambridge Univ. Press, pp. 205–224.

Vilar, M. (2011). Le teoria de la simulacion de Pedro de Ribadeneyra y el “maquiavelismo de los antimaquiavelicos”. In Ingenium. Revista Electrónica de Pensamiento Moderno y Metodología en Historia de las Ideas. No. 5, pp. 133–165. DOI 10.5209/rev_INGE.2011.n5.36222.

Yusim, M. A. (2011). Makiavelli. Moral, politika, fortuna. Etika Makiavelli. Makiavelli v Rossii [Machiavelli. Morality, Politics, Fortune. Ethics of Machiavelli. Machiavelli in Russia]. Moscow, Kanon+, ROOI “Reabilitatsiya”. 668 p.

Загрузки

Опубликован

2020-11-26

Как цитировать

Bugrov, K. (2020). «Литература советников» и российская политическая мысль века Просвещения: антимакиавеллистское влияние. Quaestio Rossica, 8(4), 1187–1202. https://doi.org/10.15826/qr.2020.4.521

Выпуск

Раздел

Problema voluminis