Священство и царство в представлениях Сибирского митрополита Игнатия (Римского-Корсакова)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2020.4.518

Ключевые слова:

Игнатий (Римский-Корсаков); церковно-государственные отношения; Русская церковь в XVII в.; Тобольская епархия; архиерей

Аннотация

Отношения Церкви и Московского царства во второй половине XVII в. стали одним из важнейших вопросов церковно-общественной повестки, однако практически не изученными остаются представления рядового великорусского епископата, степень их связанности с декларациями и претензиями предстоятелей Русской церкви предпетровской эпохи. Автор полагает, что идеологические установки начала царствования Алексея Михайловича и реформы патриарха Никона сформировали мировоззрение поколения русских архиереев, среди которых известный церковный деятель, духовный писатель и мыслитель митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий Римский-Корсаков (†1701). Автор рассматривает архиерея как носителя традиционного и вместе с тем новаторского мировоззрения с целью оценить его стремление к переменам и принятию нового. На основании ряда сочинений (в том числе неопубликованных) и конкретной деятельности реконструируются его взгляды на церковно-государственные отношения. Исходя из концепции византийского (константинопольского) наследия и представлений грекофилов, владыка Игнатий ставил священство выше царства по своему происхождению, добивался полной независимости церковного суда, стремился к расширению роли Церкви в общественной жизни и вместе с тем подчеркивал обязанность царской власти заботиться о жизнедеятельности церковной организации. Преосвященный Игнатий пишет об обязанности царей оказывать патриарху «почитание и послушание». Анализ взглядов тобольского архиерея показывает их близость многим деятелям Русской церкви рассматриваемого периода: патриархам – Никону, Иоакиму и Адриану, писателям-грекофилам и др. Взгляды высшего духовенства на отношения священства и царства были новыми по отношению к традиции XVI – первой половины XVII в., а чиновники молодого царя Петра скорее следовали уже традиционной политике подчинения Церкви государству. Понимание архиереями последней трети XVII в. места и роли Церкви в жизни Московского царства повлияло на полную замену в начале XVIII в. Петром I высшего духовенства с великороссов на выходцев из Киевской митрополии.

Биография автора

Ivan Nikulin

кандидат исторических наук, доцент, Екатеринбургская духовная семинария.

620026, Россия, Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, 57.

ORCID 0000-0002-0546-3763

nikulinivan@yandex.ru

Библиографические ссылки

Arkhipastyri Tobol’skoi eparkhii [Bishops of Tobolsk Diocese]. (1992). In Religiya i Tserkov’ v Sibiri. Sbornik nauchnykh statei i dokumental’nykh materialov. Iss. 4. Tyumen, MI “Rutra”, pp. 76–89.

Balalykin, D. A. (2006). Problemy “Svyashchenstva” i “Tsarstva” v Rossii vtoroi poloviny XVII v. v otechestvennoi istoriografii (1917–2000 gg.) [Problems of “Priesthood” and “Tsardom” in Russia in the Second Half of the 17th Century in Russian Historiography (1917–2000)]. Moscow, Vest’. 335 p.

BAN [Library of the Russian Academy of Sciences]. P. I. A 10.

Belyakova, E. V. (2000). Adrian [Adrian]. In Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow, Pravoslavnaya entsiklopediya. Vol. 1, pp. 312–313.

Bogdanov, A. P. (1995). Rossiya nakanune imperii: politicheskie kontseptsii i real’nost’ poslednei chetverti XVII v. [Russia on the Eve of Empire: Political Concepts and the Reality of the Last Quarter of the 17th Century]. In Rimsko-konstantinopol’skoe nasledie na Rusi: ideya vlasti i politicheskaya praktika. Materialy IX Mezhdunarodnogo seminara istoricheskikh issledovanii “Ot Rima k Tret’emu Rimu”, Moskva, 29–31 maya 1989 g. Moscow, Institut rossiiskoi istorii RAN, рp. 333–352.

Chesnokova, N. P. (2011). Khristianskii Vostok i Rossiya: politicheskoe i kul’turnoe vzaimodeistvie v seredine XVII veka (po dokumentam Rossiiskogo gosudarstvennogo arkhiva drevnikh aktov) [The Christian East and Russia: Political and Cultural Interaction in the Mid-17th Century (According to the Documents of the Russian State Archive of Ancient Acts)]. Moscow, Indrik. 288 p.

Drevnie tserkovnye gramoty Vostochno-sibirskogo kraya (1653–1726) i svedeniya o Daurskoi missii, sobrannye missionerom arkhimandritom Meletiem [Medieval Church Letters of the East Siberian Region (1653–1726) and Information about the Dauria Mission Collected by the Missionary Archimandrite Meletiy]. (1875). Kazan, Universitetskaya tipogrofiya. XXX, 199 p.

Esipov, G. V. (1863). Raskol’nich’i dela XVIII stoletiya, izvlechennye iz del preobrazhenskogo prikaza i tainoi rozysknykh del kantselyarii [Schismatic Cases of the 18th Century, Extracted from the Files of the Preobrazhensky Prikaz and the Secret Investigation Office]. St Petersburg, Tipografiya tovarishchestva “Obshchestvennaya pol’za”. Vol. 2. 276 p.

Kapterev, N. F. (1885). Kharakter otnoshenii Rossii k pravoslavnomu Vostoku v XVI i XVII stoletiyakh [The Nature of Russia’s Attitude to the Orthodox East in the 16th and 17th Centuries]. Moscow, Tipografiya L. F. Snegireva. 580 p.

Kapterev, N. F. (1892). Suzhdenie bol’shogo moskovskogo Sobora 1667 goda o vlasti tsarskoi i patriarshei. (K voprosu o preobrazovanii vysshego tserkovnogo upravleniya Petrom Velikim) [The Judgment of the Great Moscow Council of 1667 on the Power of the Tsar and the Patriarch. (On the Question of the Transformation of Church Administration by Peter the Great)]. In Bogoslovskii vestnik. Vol. 2. No. 6, pp. 483–516. Vol. 3. No. 10, pp. 46–74.

Kharlampovich, K. V. (1914). Malorossiiskoe vliyanie na velikorusskuyu tserkovnuyiu zhizn’ [Ukrainian Influence on Great Russian Church Life]. Kazan, M. A. Golubev. Vol. 1. 878 p.

Nikulin, I. A. (2011). Gramota v Pekin svyashchenniku Maksimu Leontievu mitropolita Ignatiya (Rimskogo-Korsakova) kak pamyatnik literatury kontsa XVII v. [A Letter to Beijing Written by Metropolitan Ignatii (Rimsky-Korsakov) to Priest Maxim Leontiev as a Literary Artefact of the Late 17th Century]. In Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii. No. 2, pp. 206–221.

Nikulin, I. A., pr. (2015). Preosvyashchennyi Ignatii (Rimskii-Korsakov), mitropolit Sibirskii i Tobol’skii [Bishop Ignatii (Rimsky-Korsakov), Metropolitan of Tobolsk and Siberia] / ed. by I. L. Man’kova. Yekaterinburg, Ekaterinburgskaya dukhovnaya seminariya. 313 p.

Ogloblin, N. N. (1892). Biblioteka sibirskogo mitropolita Ignatiya, 1700 g. [Library of Ignatii, Metropolitan of Siberia, 1700]. In Bibliograf. No. 8–9. Section 1, pp. 286–291.

Panchenko, A. M. (1984). Russkaya kul’tura v kanun petrovskikh reform [Russian Culture on the Eve of Peter’s Reforms]. Leningrad, Nauka. 205 p.

Panich, T. V. (2007). Pisateli patriarshego kruga v bogoslovskoi polemike 80-kh – 90-kh gg. XVII v. [Writers of the Patriarchal Circle in the Theological Debate of the 1680s–1690s]. Dis. … dokt. filol. nauk. Novosibirsk, S. n. 437 p.

Poloznev, D. F. (1996). Moskovskie patriarkhi Ioasaf II, Pitirim, Ioakim i Adrian [Moscow Patriarchs Ioasaf II, Pitirim, Joachim and Adrian]. In Makarii (Bulgakov), metr. Istoriya russkoi tserkvi v 7 kn. Moscow, Izdatel’stvo Spaso-Preobrazhenskogo Valaamskogo monastyrya. Book 7, pp. 440–495.

Poslaniya blazhennago Ignatiya, mitropolita Sibirskogo i Tobol’skogo [Epistles of Blessed Ignatii, Metropolitan of Siberia and Tobolsk]. (1855). Kazan, Tipografiya gubernskogo pravleniya. 176 p.

Postnikov, S. (1866). Afanasii, pervyi arkhiepiskop Kholmogorskii i Vazheskii [Athanasius, the First Archbishop of Kholmogory and Vaga]. In Strannik. October, pp. 5–42.

PSRL [Complete Collection of Russian Chronicles]. (1987). Vol. 36. Part 1. Sibirskie letopisi: gruppa Esipovskoi letopisi. Moscow, Nauka. 381 p.

Repina, L. P. (2001). Istoricheskaya nauka na rubezhe XX–XXI vv.: sotsial’nye teorii i sotsiologicheskaya praktika [Historical Studies at the Turn of the 21st Century: Social Theories and Historiographic Practice]. Moscow, Krug’’. 560 p.

RGADA [Russian State Archive of Ancient Acts]. Stock 214. List 1. St. 531, 788, 858; List 3. Dos. 1058.

Sinitsyna, N. V. (1998). Tretii Rim. Istoki i evolyutsiya russkoi srednevekovoi kontseptsii (XV–XVI vv.) [The Third Rome. The Origins and Evolution of Russian Medieval Concepts (15th–16th Centuries)]. Moscow, Indrik. 416 p.

Skvortsov, G. A. (1913). Patriarkh Adrian: ego zhizn’ trudy v sviazi s sostoyaniem Russkoi Tserkvi v poslednee desyatiletie XVII veka [Patriarch Adrian: His Life and Works in Connection with the State of the Russian Church in the Last Decade of the 17th Century]. Kazan, Tsentral’naya tipografiya. 369 p.

Strakhova, O. B. (2007). Ofitsial’naya titulatura russkikh patriarkhov v izdaniyakh Moskovskogo Pechatnogo dvora (1589–1700 gg.) [Official Titling of Russian Patriarchs in the Publications of the Moscow Print Yard (1589–1700)]. In Palaeoslavica. Vol. 15. Iss. 2, pp. 117–206.

“Svidetel’stvo… o Rossiiskom blagoslovennom tsarstvii” [“A Testimony about the Russian Blessed Tsardom”]. (1983). In Bogdanov, A. P. (Ed.). Pamyatniki obshchestvenno-politicheskoi mysli v Rossii kontsa XVII veka: Literaturnye panegiriki v 2 ch. Moscow, Institut istorii SSSR. Part 2, pp. 233–241.

Загрузки

Опубликован

2020-11-26

Как цитировать

Nikulin, I. (2020). Священство и царство в представлениях Сибирского митрополита Игнатия (Римского-Корсакова). Quaestio Rossica, 8(4), 1143–1156. https://doi.org/10.15826/qr.2020.4.518

Выпуск

Раздел

Problema voluminis