Как воспитывали и чему учили дворян в России и Европе: результаты международного сотрудничества

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2020.3.511

Ключевые слова:

Российская империя; Европа; Новое время; дворянство; аристократия; история образования; Гран-тур; honnête homme

Аннотация

В рецензируемом сборнике представлены исследования коллектива авторитетных российских и зарубежных историков-новистов. Авторы постарались воспроизвести общеевропейский идеал дворянского воспитания и охарактеризовать образовательные траектории и стратегии как российских дворян, так и европейского дворянства. Исследования основаны на солидной базе архивных источников с применением актуальных методов и интересных подходов. Авторы сборника едины во мнении, что для хорошо образованного европейского дворянина в этот период имело значение умение общаться с равными себе, включавшее наличие светских манер и владение эпистолярным стилем. Что касается научных познаний, то от дворянина требовалось общее знакомство с разными областями знания, в том числе и с новыми, недавно возникшими дисциплинами (фортификацией, камералистикой, горным делом, сельским хозяйством и т. п.). Высказаны замечания к научному аппарату издания и его оформлению.

Биография автора

Yulia But

кандидат исторических наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0003-4105-2387

komleva79@mail.ru

Библиографические ссылки

Andreev, A. Yu. (2005). Russkie studenty v nemetskikh universitetakh XVIII –pervoi poloviny XIX veka [Russian Students in the German Universities of the 18th and the First Half of the 19th Centuries]. Moscow, Znak. 432 p.

Andreev, A. Yu. (2009). Rossiiskie universitety XVIII – pervoi poloviny XIX veka v kontekste universitetskoi istorii Evropy [Russian Universities of the 18th and the First Half of the 19th Centuries in the Context of European University History]. Moscow, Znak. 640 p.

Andreev, A. Yu. (Ed.). (2009). “Byt’ russkim po dukhu i evropeitsem po obrazovaniyu”: universitety Rossiiskoi imperii v obshcheobrazovatel’nom prostranstve Tsentral’noi i Vostochnoi Evropy XVIII – nachala XX v. [“To be Russian in Spirit and European by Education”: Universities of the Russian Empire in the Common Educational Space of Central and Eastern Europe in the 18th and Early 19th Centuries]. Moscow, ROSSPEN. 335 p.

Andreev, A. Yu., Posokhov, S. I. (Eds.) (2011). Universitetskaya ideya v Rossiiskoi imperii XVIII – nachala XX vekov. Antologiya. Uchebnoe posobie dlya vuzov [The University Idea in the Russian Empire in the 18th and the Early 19th Centuries: An Anthology. Textbook for Universities]. Moscow, ROSSPEN. 527 p.

Barsukov, N. P. (1888–1910). Zhizn’ i trudy M. P. Pogodina v 22 t. [Mikhail Pogodin’s Life and Works. 22 Vols.]. St Petersburg, Pogodin i Stasyulevich. Vol. 1. 314 p.

Chudinov, A. V., Uvarov, P. Yu., Bovykin, D. Yu. (Eds.). (2007). Istoriya Novogo vremeni: 1600–1799 gody. Uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenii [Early Modern History: 1600–1799. Study Guide for University Students]. Moscow, Akademiya. 384 p.

Enenkel K., de Jong, J. L. (2019). Introduction. Artes Apodemicae and Early Modern Travel Culture, 1550–1700. In Enenkel, K., de Jong, J. L. (Eds.). Apodemicae and Early Modern Travel Culture, 1550-1700. Leiden, Boston, Brill, pp. 1–13.

Imorde, von J., Pieper, J. (Hrsg.). (2008). Die Grand Tour in Moderne und Nachmoderne. Tübingen, Max Niemeyer Verlag. 288 S.

Ivonin, Yu. E. (2004). Universalizm i territorializm. Staraya imperiya i territorial’nye gosudarstva Germanii v rannee novoe vremya 1495–1806 v 2 t. [Universalism and Territorialism. The Old Empire and German Territorial States in the Early Modern Period, 1945–1806. 2 Vols.]. Ocherki. Moscow, RKonsul’t. Vol. 1. Staraya imperiya i territorial’nye gosudarstva Germanii v mezhdunarodnykh otnosheniyakh v rannee novoe vremya. 461 p.

Kalinovskii, A. (1870). O razvitii v detyakh chuvstva narodnosti [On the Development of National Feelings in Children]. In Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. March. Part 148, pp. 144–151.

Khokhlova, Yu. S. (2009). “Honnête homme et honnête femme”. Frantsuzskie moralisty i memuaristy o dobrodetel’nykh pridvornykh XVII veka [“Honnête homme et honnête femme”. French Moralists and Memoirists on the Virtues of Courtiers in the 17th Century]. In Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 1 (56), pp. 39–44.

Klyuchevskii, V. O. (1989). Sochineniya v 9 t. [Works. 9 Vols.] / ed. by V. L. Yanin. Moscow, Mysl’. Vol. 5. 476 p.

Komleva, Yu. E. (2010). Svyashchennaya Rimskaya imperiya germanskoi natsii v novoe vremya. Gosudarstvenno-politicheskoe ustroistvo: fenomen “imperskogo federalizma” [The Holy Roman Empire of the German Nation in the Early Modern Period. State and Political Structure: The Phenomenon of “Imperial Federalism”]. Saarbrücken, Lambert Academic Publ. 290 p.

Leibetseder, M. (2017). Educational Travelling and Court Culture in Early Eighteenth-Century Germany. In Sweet, R., Verhoeven, G., Goldsmith, S. (Eds.). Beyond the Grand Tour: Northern Metropolises and Early Modern Travel Behaviour. L., N. Y., Routledge, pp. 108–124.

Raev, M. I. (1990). Ponyat’ dorevolyutsionnuyu Rossiyu. Gosudarstvo i obshchestvo v Rossiiskoi imperii [Understanding Imperial Russia. State and Society in the Old Regime] / transl. by. Ya. Gorbanevskii and N. Dyuzheva. L., Overseas Publ. Interchange. 304 p.

Redin, D., Soboleva, L. (2017). The Epoch of the Enlightenment: From the Voyages of Peter I to the Ideas of the Catherinian Period. In Quaestio Rossica. Vol. 5. No. 2, pp. 303–312. DOI 10.15826/qr.2017.2.224.

Rjéoutski, V., Fedyukin, I., Berelowitch, W. (Eds.). (2018). Ideal vospitaniya dvoryanstva v Evrope: XVII–XIX veka [The Ideal of the Education of the Nobility in Europe between the 17th and 19th Centuries]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 496 р.

Stepchenko, V. A. (2011). I. S. Aksakov o “povrezhdenii nravov” russkogo dvoryanstva [Ivan Aksakov on the “Distortion of Mores” of the Russian Nobility]. In Vestnik Omskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 3, pp. 135–138.

Загрузки

Опубликован

2020-09-02

Как цитировать

But, Y. (2020). Как воспитывали и чему учили дворян в России и Европе: результаты международного сотрудничества. Quaestio Rossica, 8(3), 1039–1050. https://doi.org/10.15826/qr.2020.3.511

Выпуск

Раздел

Controversiae et recensiones