Фотофиксация Дальнего Востока в деятельности Владимира Арсеньева: «репертуар» образов

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2020.3.510

Ключевые слова:

визуальная антропология; коренные народы Дальнего Востока; визуальные архивы; фотография; Дальний Восток; В. К. Арсеньев

Аннотация

Рассматривается специфика фотографического видения Дальнего Востока в творчестве писателя и путешественника В. К. Арсеньева (1872–1930), не только создавшего научные и литературные произведения о крае, но и оставившего яркие фотографические «портреты» его природного и этнокультурного разнообразия. Эмпирической базой исследования являются не публиковавшиеся ранее архивные документы и фотоматериалы, связанные с экспедиционной деятельностью исследователя на Дальнем Востоке, хранящиеся в Архиве Общества изучения Амурского края (Владивосток). Личный фонд В. К. Арсеньева содержит свыше 500 единиц негативов, пластин, уникальных фотодокументов, запечатлевших этнографические, археологические, географические образы, а также картины советизации дальневосточного фронтира. Эти визуальные материалы из наследия В. К. Арсеньева транслируют информацию, навсегда ушедшую в историю, и поэтому представляют особую ценность для современных исследований, хотя до сих пор остаются неописанными и несистематизированными. Опираясь на идеи отечественных и зарубежных исследователей о фотоматериалах как значимых «сообщениях» об изучаемых культурах, авторы фактически открывают новую историографическую страницу в визуальной антропологии России начала XX в. Тема визуализации региона в творчестве В. К. Арсеньева раскрывается в контексте выявления носителей «визуального» знания на Дальнем Востоке, ключевых вопросов рассмотрения региона и приемов его фотофиксации в ранний период развития фотографии. Выделяемый авторами «репертуар» фотографических образов арсеньевского архива систематизируется по тематическому и хронологическому принципам. Отмечается значение деятельности В. К. Арсеньева в визуальной репрезентации российского дальневосточного фронтира в рассматриваемый период.

Биографии авторов

Elena Golovneva

доктор философских наук, профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0002-0709-4615

golovneva.elena@gmail.com

Ivan Golovnev

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 3.

ORCID 0000-0003-4866-7122

golovnev.ivan@gmail.com

Библиографические ссылки

Anderson, D., Campbell, C. (2009). Picturing Central Siberia: The Digitization and Analysis of Early Twentieth-Century Central Siberian Photographic Collection. In Sibirica. Vol. 8. No. 2. Summer, pp. 1–42.

Arkhiv OIAK [Archive of the Amur Regional Studies Society]. Stock 14. List 1. Dos. 64; List 6. Dos. 135.

Arseniev, V. K. (2007–). Sochineniya v 6 t. [Works. 6 Vols.]. Vladivostok, Rubezh. Vol. 1. 703 p. Vol. 2. 607 p.

Barthes, R. (2003). Fotograficheskoe soobshchenie [The Photographic Message]. In Barthes, R. Sistema mody. Stat’i po semiotike kul’tury / transl. by S. N. Zenkin. Moscow, Izdatel’stvo imeni Sabashnikovykh, pp. 378–392.

Bateson, G., Mead, M. (1942). Balinese Character: A Photographic Analysis. N. Y., N. Y. Acad. of Sciences. 300 p.

Baudrillard, J. (2004). Simulyatsiya i simulyakry [Simulacra and Simulation]. In Sovremennaya literaturnaya teoriya. Moscow, Flinta, Nauka, pp. 258–270.

Belorussova, S. Y. (2016). Etnofotograficheskoe puteshestvie Mikhaila Krukovskogo po Yuzhnomu Uralu [Mikhail Krukovsky’s Ethno-Photographic Travel across the Southern Urals]. In Ural’skii istoricheskii vestnik. No. 2 (51), pp. 98–104.

Collier, J. (1986). Visual Anthropology: Photography as a Research Method. Albuquerque, Univ. of N. Mexico Press. 268 p.

Dal’nevostochnaya odisseya Vladimira Arsen’eva. Dokumental’nyi fil’m [Far Eastern Odyssey of Vladimir Arsenyev. A Documentary] / written and directed by I. Golovnev. (2018). In YouTube [internet-portal]. URL: https://youtu.be/z4JMvXK0uSo (mode of access: 30.06.2020).

Glavatskaya, E. M. (2012). Fotodokumenty kak istoricheskii istochnik: opyt atributsii, kriticheskogo analiza i nauchnogo tsitirovaniya [Photographic Documents as a Historic Source: On Attribution, Critical Analysis and Citation]. In Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. No. 1 (99), pp. 217–225.

Golovnev, I. A. (2017). Vladimir Arseniev i kino [Vladimir Arsenyev and the Cinema]. In Oikumena. No. 3, pp. 50–64.

Golovneva, E. V., Golovnev, I. A. (2016). Vizualizatsiya regiona sredstvami kinematografa (na primere “Kinoatlasa SSSR”) [The Visualisation of a Region by Cinematographic Means (with Reference to the “USSR Cinema Atlas”)]. In Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul’tury. Vol. 22. No. 3 (153), pp. 146–151.

Golovneva, E. V., Martishina, N. I. (2018). “Vladet’ Vostokom”: konstruirovanie obraza regiona v tvorchestve V. K. Arsenieva [“Owning the East”: The Image of the Region as Constructed in the Works of Vladimir K. Arsenyev]. In Sibirskie istoricheskie issledovaniya. No. 1, pp. 200–218. DOI 10.17223/2312461X/19/13.

Jay, M. (1994). Downcast Eyes: The Denigration of Vision in Twentieth-Century French Thought. Berkeley, Univ. of California Press. 600 p.

Khisamutdinov, A. A. (2007). Tri stoletiya izucheniya Dal’nego Vostoka. 1639–1939 [Three Centuries of Far Eastern Studies. 1639–1939]. Vladivostok, Dal’nauka. 667 p.

Khisamutdinov, A. A. (2017). “Vpervye osvetil geografiyu mnogikh mest”: V. K. Arsen’ev i ego issledovaniya [“He Was the First to Explore the Geography of Many Places”: V. K. Arsenyev and His Research]. In Oikumena. No. 3, pp. 36–49.

Kuteinikova, I. (2015). Rannyaya fotografiya v Tsentral’noi Azii: integratsiya turkestanskogo naseleniya v russkuyu imperiyu [Early Photography in Central Asia: Integrating the Turkestan Population into the Russian Empire]. In Studia Culturae. No. 23, pp. 155–165.

Kuz’michev, I. S. (1977). Pisatel’ Arseniev [The Writer Arsenyev]. Leningrad, Sovetskii pisatel’. 240 p.

Kuz’michev, I. S. (2007). Imya chestnogo cheloveka [The Name of an Honest Man]. In Arsenyev, V. K. Sobranie sochinenii v 6 t. Vladivostok, Rubezh. Vol. 1, pp. 13–42.

Luganskii, Yu., Aleksyuk G. A. (Eds.). (1997). Vladimir Klavdievich Arseniev. Biografiya v fotografiyakh, vospominaniyakh druzei, svidetel‘stvakh epokhi [Vladimir Klavdievich Arsenyev. A Biography in Photographs, Memories of Friends, and Evidence of the Epoch]. Vladivostok, Ussuri. 336 p.

Magidov, V. M. (2005). Kinofotofonodokumenty v kontekste istoricheskogo znaniya [Cinema and Photographic Documents in the Context of Historical Knowledge]. Moscow, Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet. 394 p.

Mazur, L. (2015). Vizualizatsiya istorii: novyi povorot v razvitii istoricheskogo poznaniya [The Visualization of History: A New Turn in the Development of Historical Cognition]. In Quaestio Rossica. No. 3, pp. 161–178. DOI 10.15826/qr.2015.3.117.

Said, E. W. (2006). Orientalism. Zapadnye kontseptsii Vostoka [Orientalism. Western Ideas of the East]. St Petersburg, Russkii mir. 636 p.

Sarkisova, O. (2017). Screening Soviet Nationalities: Kulturfilms from the Far North to Central Asia. L., N. Y., I. B. Tauris. 300 p.

Scherer, J. C. (1990). Historical Photographs as Anthropological Documents: A Retrospect. In Visual Anthropology. Vol. 3. Iss. 2–3, pp. 131–155. DOI 10.1080/08949468.1990.9966528.

Sontag, S. (2007). On Photography. N. Y., Rosetta Books. 167 p.

Stepanova, L. B. (2017). Polevye ekspeditsionnye fotografii etnografa A. A. Savvina (iz sobraniya rukopisnogo fonda arkhiva YaNTs SO RAN) [Field Expedition Photographs of the Ethnographer A. A. Savvin (from the Collection of the Manuscript Fund of the Archive of the Yakut Scientific Centre, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences)]. In Severo-Vostochnyi gumanitarnyi vestnik. No. 3 (20), pp. 53–58.

Tolmacheva, E. B. (2010). Metodologiya izucheniya fotografii s etnographicheskim soderzhaniem [The Methodology of Studying Photography in the Framework of Ethnographical Context]. In Fotografiya. Izobrazhenie. Dokument. No. 1. pp. 38–42.

Загрузки

Опубликован

2020-09-02

Как цитировать

Golovneva, E., & Golovnev, I. (2020). Фотофиксация Дальнего Востока в деятельности Владимира Арсеньева: «репертуар» образов. Quaestio Rossica, 8(3), 1023–1036. https://doi.org/10.15826/qr.2020.3.510

Выпуск

Раздел

Disputatio