The Red Machine: The Dehumanization of the Communist Enemy in American Cold War Cinema

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2020.2.479

Ключевые слова:

образ России; холодная война; кинематограф США; образ врага; дегуманизация; пропаганда

Аннотация

Исследуется проблема конструирования образа советского врага кинематографом США периода холодной войны. Предметом анализа становятся способы дегуманизации коммунизма, внешнего и внутреннего, с использованием его сравнения с машиной. В основе методологии лежит концепция Ника Хэслема, согласно которой дегуманизация аутгруппы как полное или частичное отрицание человечности осуществляется в двух формах: анималистской при помощи сравнения людей с животными и механицистской за счет их уподобления неодушевленным механизмам. Источниками исследования являются американские фильмы «долгих пятидесятых», в которых Голливуд разрабатывал три сюжета: роботоподобное существование индивидов в тоталитарном обществе; превращение коммунистами американцев в зомби при помощи советской науки; похищение тел американцев инопланетным разумом как аллегория захвата США коммунизмом. Дегуманизация осуществлялась через прямую маркировку представителей коммунистического мира как роботов или сравнение их с машиной, а также путем атрибутирования им отсутствия эмоций, воли, индивидуальности, инициативы, теплоты в человеческих отношениях, любви, дружбы, творческих способностей. Такое изображение врага влекло за собой отношение к нему как к неодушевленной вещи, исключение его из моральной системы, отсутствие эмпатии, в том числе в случае его уничтожения. Использование механистической дегуманизации позволяло реализовались функции, которые был призван выполнять образ врага. Происходит эссенциализация отличий «своих» от «чужих»: символическая граница между ними представлена как граница между живым и неживым. Создается образ смертельной опасности: «красная машина» сильна, ее невозможно разжалобить, поэтому допустимо ее уничтожать. Оппоненты власти представлены как внутренние враги, стремящиеся превратить американцев в исполнителей чужой воли и лишить их человечности. Но «машина» лишена творческих способностей, она уступает свободному человеческому духу, воплощением которого является Америка, поэтому ее возможно победить.

Биография автора

Oleg Riabov

доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Санкт-Петербургский государственный университет.

199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7/9.

ORCID 0000-0002-5944-9668

riabov1@inbox.ru

Библиографические ссылки

Aho, J. A. (1994). This Thing of Darkness: A Sociology of the Enemy. Seattle, Univ. of Washington Press. 224 p.

Alpers, B. L. (2003). Dictators, Democracy, and American Public Culture: Envisioning the Totalitarian Enemy, 1920s–1950s. Chapel Hill, Univ. of North Carolina Press. 405 p.

Bonnell, V. E. (1997). Iconography of Power: Soviet Political Posters under Lenin and Stalin. Berkeley, Univ. of California Press. 363 p.

Crenshaw, K. W. (1991). Mapping the Margins: Intersectionality, Identity Politics, and Violence against Women of Color. In Stanford Law Rev. Vol. 43. No. 6, pp. 1241–1299.

Davydova, O. S. (2019). Illyuzornaya ideologiya: kak neigrovoe kino SShA prevratilos’ v orudie Kholodnoi voiny [Elusive Ideology: How American Nonfiction Films Became a Cold War Weapon]. In Terra Aestheticae. No. 2, pp. 82–105.

Do You Believe in Miracles? The Story of the 1980 U. S. Hockey Team (2001 TV Movie). (2001). In YouTube [website]. URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=29&v=CDBuPpalXI4 (mode of access: 12.12.2019).

Dunne, M. W. (2013). A Cold War State of Mind. Brainwashing and Postwar American Society. Amherst, Univ. of Massachusetts Press. 300 p.

Fedorov, A. V. (2017). Otrazheniya: Zapad o Rossii / Rossiya o Zapade. Kinoobrazy stran i liudei [Reflections: The West about Russia / Russia about the West. Cinematic Images of People and Countries]. Moscow, Informatsiya dlya vsekh. 389 p.

Frayling, C. (2006). Mad, Bad and Dangerous? The Scientist and the Cinema. L., Reaktion Books. 240 p.

Harle, V. (2000). The Enemy with a Thousand Faces: The Tradition of the Other in Western Political Thought and History. Westport, Praeger. 232 p.

Haslam, N. (2006). Dehumanization: An Integrative Review. In Personality and Social Psychology Rev. Vol. 10. No. 3, pp. 252–264. DOI 10.1207/s15327957pspr1003_4.

Hendershot, C. (2001). Anti-Communism and Ambivalence in “Red Planet Mars”, “Invasion USA”, and “The Beast of Yucca Flats”. In Science Fiction Studies. Vol. 28, pp. 246–260.

Jahn, H. F. (1995). Patriotic Culture in Russia during World War I. Ithaca, Cornell Univ. Press. 229 p.

Keen, S. (1986). Faces of the Enemy: Reflections of the Hostile Imagination. San Francisco, Harper & Row. 199 p.

Kenez, P. (2008). The Picture of the Enemy in Stalinist Films. In Norris, S. M., Torlone, Z. M. (Eds.). Insiders and Outsiders in Russian Cinema. Bloomington, Indiana Univ. Press, pp. 96–112.

Krugman, P. (2016). Donald Trump, the Siberian Candidate. In New York Times [website]. 7 July. URL: https://www.nytimes.com/2016/07/22/opinion/donald-trump-thesiberian-candidate.html (mode of access: 10.09.2019).

Leyens, J. P., Demoulin, S., Vaes, J., Gaunt, R., Paladino, M. P. (2007). Infra-Humanization: The Wall of Group Differences. In Social Issues and Policy Rev. 2007. Vol. 1. No. 1, pp. 139–172. DOI 10.1111/j.1751-2409.2007.00006.x.

Martin, L. (1990). The Red Machine: The Soviet Quest to Dominate Canada’s Game. Toronto, Doubleday. 293 p.

May, E. T. (1988). Homeward Bound: American Families in the Cold War Era. N. Y., Basic Books. 284 p.

Palmer, W. J. (1993). The Films of the Eighties: A Social History. Carbondale, Southern Illinois Univ. Press. 335 p.

Peacock, M. (2014). Innocent Weapons: The Soviet and American Politics of Childhood in the Cold War. Chapel Hill, Univ. of North Carolina Press. 304 p.

Porshneva, O. (2014). Image of the German Enemy as Perceived by Russian Army Soldiers during World War I. In Quaestio Rossica. Vol. 1. No. 1, pp. 79–93. DOI 10.15826/qr.2014.1.024.

Riabov, O. (2013). “From Russia with Love”: obraz SSSR v gendernom diskurse amerikanskogo kinematografa (1946–1963 gg.) [“From Russia with Love”: The Image of the USSR in the Gender Discourse of American Cinema (1946–1963)]. In Obshchestvennye nauki i sovremennost’. No. 5, pp. 166–176.

Riabov, O. (2017). Gendering the American Enemy in Early Cold War Soviet Films (1946–1953). In J. of Cold War Studies. Vol. 19. No. 1, pp. 193–219. DOI 10.1162/JCWS_a_00722.

Riabov, O. V. (2019). Zhenshchiny natsistskoi Germanii v zerkale sovetskoi karikatury (na materiale zhurnala “Krokodil”) [Women of Nazi Germany in the Mirror of the Soviet Caricatures (Materials from the “Crocodile” Magazine)]. In Ural’skii istoricheskii vestnik. No. 3, pp. 84–92. DOI 10.30759/1728-9718-2019-3(64)-84-92.

Robin, R. T. (2003). The Making of the Cold War Enemy: Culture and Politics in the Military-Intellectual Complex. Princeton, Princeton Univ. Press. 296 p.

Rukavishnikov, V. O. (2005). Kholodnaya voina, kholodnyi mir: obshchestvennoe mnenie v SShA i Evrope ob SSSR/Rossii, vneshnei politike i bezopasnosti Zapada [Cold War, Cold Peace: US and European Public Opinion on the USSR/Russia, Foreign Policy and Security of the West]. Moscow, Akademicheskii proekt. 863 p.

Sharp, J. P. (2000). Condensing the Cold War: Reader’s Digest and American Identity. Minneapolis, Univ. of Minnesota Press. 232 p.

Shaw, T. (2007). Hollywood’s Cold War. Amherst, Univ. of Mass. Press. 352 p.

Shaw, T., Youngblood, D. (2017). Cold War Sport, Film, and Propaganda: A Comparative Analysis of the Superpowers. In J. of Cold War Studies. Vol. 19. No. 1, pp. 160–192. DOI 10.1162/JCWS_a_00721.

Stevens, J. W. (2010). God-Fearing and Free: A Spiritual History of America’s Cold War. Cambridge, MA, Harvard Univ. Press. 448 p.

Strada, M. J., Troper, H. R. (1997). Friend or Foe? Russians in American Film and Foreign Policy, 1933–1991. Lanham, Scarecrow Press. 278 p.

Загрузки

Опубликован

2020-06-23

Как цитировать

Riabov, O. (2020). The Red Machine: The Dehumanization of the Communist Enemy in American Cold War Cinema. Quaestio Rossica, 8(2), 536–550. https://doi.org/10.15826/qr.2020.2.479

Выпуск

Раздел

Problema voluminis