The “Erotic” Tractor in the Soviet Cinema

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2020.2.478

Ключевые слова:

советское кино; образ тракториста; эротика; маскулинность

Аннотация

В Советском Союзе с 1930-х по 1960-е гг. большое внимание уделялось технологическому развитию страны. Одним из последних чудес техники того времени был трактор, работа на котором позволяла эффективно и быстро обрабатывать поля. Статья посвящена советскому пропагандистскому представлению работы на тракторе как самой эротической составляющей маскулинности в советском кино. Мужчина, привлекательный для женщин в советском кино, был не красавцем, а человеком, который умел управлять трактором. С другой стороны, если он не умел управлять трактором, он был представлен как импотент и подвергался осмеянию героями фильма, особенно женщинами. Был выпущен ряд романтических фильмов, в которых отношения между героями развивались в соответствии с умением мужчины управлять трактором. Они стали культовыми, классическими: все видели их много раз и знали их сценарии наизусть. Большинство фильмов изображало молодого советского героя и его путь к сердцу подруги, а некоторые показывали его возмужание и превращение в настоящего мужчину. Эти цели достигались благодаря работе героя на тракторе. Примерами таких кинокартин были «Богатая невеста» (романтическая комедия, 1937), «Трактористы» (романтическая драма, 1939), «Кубанские казаки» (романтическая комедия, 1949), «Дело было в Пенькове» (романтическая драма, 1957) и «Ход конем» (комедия, 1962). Во всех них умение управлять трактором представлялось как важнейшая характеристика советского мужчины.

Биография автора

Rina Lapidus

PhD, профессор, Университет Бар-Илан.

5290002, Израиль, Рамат-Ган.

ORCID0000-0002-0213-7225 

rlapidus2011@gmail.com

Библиографические ссылки

Benjamin, W. (2008). Work of Art in the Age of Its Technological Reproducibility: Second Version. In Benjamin, W. The Work of Art in the Age of Its Technological Reproducibility, and Other Writings on Media / ed. by M. W. Jennings, B. Doherty, T. Y. Levin. Cambridge, MA, Harvard Univ. Press, pp. 19–55.

Cirlot, J. E. (1990). A Dictionary of Symbols. 2nd Ed. L., Routledge. 514 р.

Cody, T. (2013). The Propaganda Era: Film as a Political Tool. In The Silhouette [website]. Marth 28. URL: https://www.thesil.ca/the-propaganda-era-film-is-a-politicaltool (mode of access: 24.03.2020).

Dobrenko, Е. А. (Ed.). (1990). Izbavlenie ot mirazhei: sotsrealizm segodnya [Deliverance from Illusions: Socialist Realism Today]. Moscow, Sovetskii pisatel’. 413 p.

Ellul, J. (1965). Propaganda: The Formation of Men’s Attitudes. N. Y., Alfred A. Knopf. 320 p.

Fitzpatrich, S. (2000). Everyday Stalinism: Ordinary Life in Extraordinary Times : Soviet Russia in the 1930s. Oxford, Oxford Univ. Press. 312 p.

Günther, H., Dobrenko, E. (Eds.). (2000). Sotsrealisticheskii kanon [The Socialist Realist Canon]. St Petersburg, Akademicheskii proekt. 1040 p.

Lapidus, R. (2008). Passion, Humiliation, Revenge – Hatred in Man-Woman Relationships in the 19th and 20th Century Russian Novel. Lanham, Maryland, Lexington Books. 182 р.

Lerman, Z., Kislev Y., Biton D. (2003). Agricultural Output and Productivity in the Former Soviet Republics. In Economic Development and Cultural Change. Vol. 51. No. 4, pp. 999–1018. DOI 10.1086/376884.

Rezun, M. (1996). Science, Technology, and Ecopolitics in the USSR. Westport, CT, Praeger. 228 р.

Загрузки

Опубликован

2020-06-23

Как цитировать

Lapidus, R. (2020). The “Erotic” Tractor in the Soviet Cinema. Quaestio Rossica, 8(2), 519–535. https://doi.org/10.15826/qr.2020.2.478

Выпуск

Раздел

Problema voluminis