Письма православных священников о немецкой оккупации Эстонии в Первую мировую войну
DOI:
https://doi.org/10.15826/qr.2020.1.458Ключевые слова:
православие в Прибалтике; Первая мировая война; немецкая оккупация; лютеранство в Прибалтике; религия и войнаАннотация
Между 1915 и 1918 гг. большая часть территории прибалтийских губерний оказались под контролем Германии. Духовенству и мирянам пришлось столкнуться со множеством проблем: поведением оккупационных сил, материальными лишениями и действиями лютеранских клерикальных и светских элит. В статье рассматриваются вопросы подготовки и осуществления эвакуации духовенства, риторики, сопровождавшей этот процесс, церковной жизни в условиях оккупации. В проповедях и статьях православной прессы подчеркивалось, что немецкое наступление представляло главную угрозу православной вере, духовенству и церковной собственности. Именно поэтому все ключевые православные заведения были эвакуированы в 1915 г. Впервые публикуются три письма православных священников с эстонских островов, захваченных имперским германским флотом 3 ноября 1917 г. Действия немецких войск представлены сравнительно уважительными по отношению к церквям и духовенству; главные жалобы связаны с конфискацией провизии, лошадей и имущества, а также с сопутствующими беспорядками и неудобствами. Основное внимание сосредоточено на отношениях с лютеранским духовенством, которое якобы воспользовалось возможностью, предоставленной вторжением, чтобы подорвать позицию православия. Источники дают уникальную информацию о состоянии религии во время оккупации, раскрывая трудности повседневной религиозной жизни в поликонфессиональном регионе во время и после немецкого вторжения. Публикация писем дается в контексте истории русского православия в Прибалтике, на их основании подробно описывается эвакуация церковного имущества и причта.
Библиографические ссылки
Barrett, M. B. (2008). Operation Albion: The German Conquest of the Baltic Islands. Bloomington, Indiana Univ. Press. 298 p.
Bobic, P. (2012). War and Faith: The Catholic Church in Slovenia, 1914–1918. Leiden, Brill. 262 p.
Bryantsev, D. (1915). Evakuatsiya Rizhskoi dukhovnoi seminarii v Nizhnii-Novgorod [Evacuation of the Riga Ecclesiastical Seminary to Nizhny Novgorod]. In Rizhskie eparkhial’nye vedomosti. No. 17/18/19/20, pp. 469–474.
Dekker, R. (Ed.). (2002). Egodocuments and History. Autobiographical Writing in Its Social Context since the Middle Ages. Hilversum, Verloren. 190 р.
EAA [National Archive of Estonia]. F. 1655. N. 2. S. 4031; N. 3. S. 62. F. 5256. N. 1. S. 1029.
Engelstein, L. (2009). “A Belgium of Our Own”: The Sack of Russian Kalisz, August 1914. In Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. Vol. 10. No. 3, pp. 441–473. DOI 10.1353/kri.0.0112.
Freeze, G. (2017). Religioznaya politika Rossiiskoi imperii v Pribaltike [Religious Policies of the Russian Empire in the Baltic]. In Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Vol. 72. No. 4, pp. 777–806. DOI 10.21638/11701/spbu02.2017.407.
Gavrilin, A. (2018). Pravoslavnye prikhody Latvii vo vremya Pervoi mirovoi voiny [The Orthodox Parishes of Latvia during the First World War]. In Paert, I. (Ed.). Pravoslavie v Pribaltike: Religiya, politika, obrazovanie, 1840–1930-e gg. Tartu, Izdatel’stvo Tartuskogo universiteta, pp. 297–313.
Hatlie, M. R. (2014). Riga at War. War and Wartime Experience in a Multi-Ethnic Metropolis. Marburg, Verlag Herder-Institut. 362 p.
Houlihan, P. J. (2017). Catholicism and the Great War: Religion and Everyday Life in Germany and Austria-Hungary, 1914–1922. Cambridge, Cambridge Univ. Press. 302 p.
Jenkins, P. (2015). The Great and Holy War: How World War I Changed Religion for Ever. Oxford, Lion Books. 448 p.
Leont’eva, L. (2015). Pravoslavnye Rossiiskoi imperii na fronte i v tylu (1914–1917 gg.) [Orthodox of the Russian Empire at the Front and in the Rear (1914–1917)]. In Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Istoriya. No. 1, pp. 41–57.
Nagornaja, O. (2009). United by Barbed Wire: Russians POWs in Germany, National Stereotypes, and International Relations, 1914–22. In Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. Vol. 10. No. 3. P. 475–498. DOI 10.1353/kri.0.0111.
Paert, I. (2018). Russkaya vera na “Pribaltiiskoi orkaine”. Predislovie [The Russian Faith in “The Baltic Periphery”. An Introduction]. In Paert, I. (Ed.). Pravoslavie v Pribaltike: Religiya, politika, obrazovanie, 1840–1930-e gg. Tartu, Izdatel’stvo Tartuskogo universiteta, pp. 10–31.
Petrov, I. V. (2015). “Ogorod moi unichtozhili russkie, vyryv v nem blindazhi, nemtsy zhe vytravili ozimye i klevernye polya”: zhizn’ pravoslavnogo dukhovenstva pod germanskoi okkupatsiei na ostrove Ezel’ v 1917–1918 gg. [“The Russians Destroyed My Garden by Digging Dugouts and the Germans Ruined the Winter Crops and Clover Fields”: The Life of the Orthodox Clergy under the German Occupation of the Island of Saaremaa]. In Noveishaya istoriya Rossii. No. 1, pp. 203–209.
Platon, [piiskop]. (1924). Mõni lehekene minu päewaraamatust. In Uus Elu. Nr. 9, pp. 1–2.
Presser, J. (1969). Uit het werk van dr. J. Presser. Amsterdam, Athenaeum-Polak & Van Gennep. 332 р.
Rizhskaya dukhovnaya konsistoriya [The Riga Ecclesiastical Consistory]. (1915). In Rizhskie eparkhial’nye vedomosti. No. 17/18/19/20, pp. 468–469.
Ryan, D. C. (2008). The Tsar’s Faith: Conversion, Religious Politics and Peasant Protest in Imperial Russia’s Baltic Periphery. PhD Dissertation. Los Angeles, Univ. of California. 397 р.
Shchukin, V. (1915). Begstvo, kak dolg. (Slovo, proiznesennoe v Rizhskom kafedral’nom sobore 19 iyulya 1915 g.) [Flight as a Duty. (A Sermon Given in Riga Cathedral on 19 July 1915)]. In Rizhskie eparkhial’nye vedomosti. No. 15–16, pp. 419–425.
V. Shch. (1916). Ostavat’sya ili bezhat’? [To Remain or to Flee?]. In Rizhskie eparkhial’nye vedomosti. No. 2, pp. 59–65.
Weber, K. (2013). Religion and Law in the Russian Empire: Lutheran Pastors on Trial, 1860–1917. PhD Dissertation. N. Y., N. Y. Univ. 398 р.