Достоевский, Сибирь и русский человек в романе Донны Тартт Щегол

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2020.1.451

Ключевые слова:

Донна Тартт; «Щегол»; русский человек в американском романе; сибирский миф; роман воспитания; циклический сюжет; роман Ф. Достоевского «Идиот»

Аннотация

Рассматриваются русские мотивы, фигурирующие в романе американской писательницы Донны Тартт «Щегол» (2014). Среди них – изображение русского друга главного героя романа, аллюзии на творчество Достоевского и трактовка его романа «Идиот», предпринятая героями, а также указание на сибирское происхождение второго главного героя. В такой совокупности мотивы, связывающие историю героя с русским контекстом, анализируются впервые. Обосновывается важность сибирских корней Бориса Павликовского и делается вывод, что русский человек изображен у Д. Тартт не только в комплексе фигурирующих в культуре стереотипов, но и в тесной связи с русской литературной традицией. В исследовании сочетаются имманентный анализ текста, герменевтический, мифопоэтический, интермедиальный и интертекстуальный методы. Автор приходит к выводу, что, ссылаясь на сибирские корни второго главного героя, Д. Тартт вводит в рецептивный контекст романа сибирский миф, выработанный целым корпусом произведений русской литературы как пространство «лиминальной смерти» и «христологической инициации» (В. И. Тюпа). Доказывается, что опора на эту мифологему позволяет читателю осуществить декодирование глубинной семантики романа. Она связана с идеей возрождения героя, пережившего трагедию встречи со смертью. Сюжет романа «Щегол» трактуется как сюжет возвращения к жизни через опыт пребывания в стране мертвых, преступления и умирания. Отдельно анализируется функция мотивов, связанных с романом Достоевского «Идиот». Он присутствует у Д. Тартт не только в аллюзивной форме, но и как объект рефлексии самих героев. Результатом этой рефлексии для Тео Деккера становится принятие «достоевской» идеи возрождения великого грешника. Доказывается, что в опоре на опыт Достоевского герой осуществляет циклический сюжет принятия жизни и искупления вины. Такая трактовка позволяет реконструировать евангельский подтекст романа. Его наличие подтверждается и экфрастическим его аспектом, связанным с рефлексией героя о картине К. Фабрициуса «Щегол». Помимо лиминального, анализируются и другие важнейшие хронотопы истории героя: рождественский и дороги. Выявленные поэтологические особенности подтверждают принадлежность произведения Д. Тартт к жанровой традиции романа воспитания (романа инициации).

Биография автора

Olga Turysheva

доктор филологических наук, профессор, Уральский федеральный университет.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0002-3014-6153

oltur3@yandex.ru

Библиографические ссылки

Antsyferova, O. Yu. (2016). Kul'turnye ideologemy v tvorchestve Donny Tartt [Cultural Ideologemes in the Creative Work of Donna Tartt]. In Panova, O. Yu., Tolmachev, V. M. (Eds.). Literatura i ideologiya. Vek dvadtsatyi. Moscow, Maks Press, pp. 313–321.

Butenina, E. M. (2016). Ispovedal'nost' Dostoevskogo i sovremennyi amerikanskii roman o podrostke [Dostoevsky’s Confessionality and the Modern American Teenage Novel]. In Vestnik Permskogo universiteta. Rossiiskaya i zarubezhnaya filologiya. No. 2 (34), pp. 94–100. DOI 10.17072/2037–6681–2016–2–94–100.

Corrigan, Y. (2018). Donna Tartt’s Dostoevsky: Trauma and the Displaced Self. In Comparative Literature. Vol. 70. Iss. 4, pp. 392–407. DOI 10.1215/00104124–7215462.

Cuenca, M. (2017). “To Love What Death Doesn’t Touch”: Questioning Capitalist Masculinity in Donna Tartt’s The Goldfinch. In Armengol, J. M., Bosch-Vilarrubias, M., Carabí, À., Requena-Pelegri, T. (Eds.). Masculinities and Literary Studies: Intersections and New Directions. N. Y., Routledge, pp. 181–189.

Dostoevsky, F. M. (1988–1996). Sobranie sochinenii v 15 t. [Collected Works. 15 Vols.]. Leningrad, Nauka. Vol. 9. Brat'ya Karamazovy. 570 p. Vol. 15. Pis'ma. 1834–1881. 861 p.

Ertner, E. N. (1999). Obraz Sibiri v russkoi literature XIX veka [The Image of Siberia in the Russian Literature of the 19th Century]. In Yazyk i literatura. No. 6. URL: http://www.utmn.ru/frgf/No6/text16.htm (mode of access: 21.05.2005).

Fomina, E. M. (2017). “Shchegol” D. Tartt kak roman vospitaniya [The Goldfinch by D. Tartt as a Bildungsroman]. In Novyi filologicheskii vestnik. No. 4 (43), pp. 261–271.

Gabdullina, V. I. (2015). Motiv smerti – voskreseniya v tekste F. M. Dostoevskogo [The Motif of Death – Resurrection in the Text of F. M. Dostoevsky]. In Syuzhetologiya i syuzhetografiya. No. 2, pp. 101–108.

Gudkova, E. F. (2007). Khronotop Sibiri v russkoi klassicheskoi literature XVII–XIX vv. [The Chronotope of Siberia in Russian Classical Literature of the 17th – 19th Centuries]. In Sait Evgenii Gudkovoi [website]. 27 August. URL: http://guuu7.narod.ru/HS.htm (mode of access: 05.06.2019).

Heineman, H. K. (2015). David Copperfield and the Goldfinch: The Coming of Age Novel in Two Centuries. In Midwest Quarterly. Vol. 57. No. 1, pp. 23–36.

Ishchenko, E. N., Popova, M. K. (2016). Ekfrasis kak strukturoobrazuyushchii element khudozhestvennogo mira i marker sovremennogo otnosheniya obshchestva k iskusstvu v romane D. Tartt “Shchegol” [Ekphrasis as a Structure-Forming Element of the Art World and a Marker of the Contemporary Attitude of Society to Art in D. Tartt’s Novel The Goldfinch]. In Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta imeni I. Kanta. Seriya Filologiya, pedagogika, psikhologiya. No. 2, pp. 66–73.

Ivanits, L. (2008). The Idiot: Where Have All the People Gone? In Ivanits L. Dostoevsky and the Russian People. Cambridge, Cambridge Univ. Press, pp. 77–105.

Kasatkina, T. A. (2019). Lektsiya “Smert' kak kriterii i kamerton v ‘Garri Pottere’”. 23.04.2019. Moskva, Biblioteka imeni F. M. Dostoevskogo. Lektorii “Zhivoe obshchenie”. Audiozapis' [Lecture “Death as a Criterion and Tuning Fork in Harry Potter”. 23.04.2019. Moscow, F. M. Dostoevsky Library. Live Communication Lecture Hall. Audio Recording]. In YouTube [internet-portal]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=SZQQj2AfjsA (mode of access: 06.08.2019).

Krasnova, T. V. (1982). Real'noe i fantasticheskoe v sibirskikh rasskazakh V. G. Korolenko [The Real and the Fantastic in the Siberian Stories of V. G. Korolenko]. In Problemy nravstvenno-psikhologicheskogo soderzhaniya v literature i fol'klore Vostochnoi Sibiri. Irkutsk, [Irkutskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut], pp. 102–110.

Lotman, Yu. M. (1993). Syuzhetnoe prostranstvo russkogo romana XIX stoletiya [The Plot Space of the Russian Novel of the 19th Century]. In Lotman, Yu. M. Izbrannye stat'i v 3 t. Tallinn, Aleksandra. Vol. 3, pp. 91–106.

Propp, V. Ya. (2001). Morfologiya volshebnoi skazki [The Morphology of a Fairy Tale]. Moscow, Labirint. 192 p.

Rybal'chenko, T. L. (2004). Mifologemy obraza Sibiri v russkoi proze vtoroi poloviny XIX veka [Mythologems of the Image of Siberia in the Russian Prose of the Second Half of the 19th Century]. In Sibir': vzglyad izvne i iznutri. Dukhovnoe izmerenie prostranstva. Nauchnye doklady Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Irkutsk, 24–26 sentyabrya 2004 g.). Irkutsk, Irkutskii gosudarstvennyi universitet, pp. 291–303.

Shalimova, N. S. (2017a). Zhanrovaya atributsiya romana initsiatsii na primere proizvedeniya D. Tartt “Shchegol” [Genre Attribution of the Initiation Novel with Reference to D. Tartt The Goldfinch]. In Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V. P. Astaf'eva. No. 1 (39), pp. 163–166.

Shalimova, N. S. (2017b). Khronotop Rozhdestva v poetike romanov D. D. Selindzhera “Nad propast'yu vo rzhi” i D. Tartt “Shchegol” [The Chronotope of Christmas in the Poetics of J. D. Salinger’s The Catcher in the Rye and D. Tartt’s The Goldfinch]. In XVII Krasnoyarskie kraevye Rozhdestvenskie obrazovatel'nye chteniya “1917–2017: uroki stoletiya”. Materialy mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Krasnoyarsk, 16–18 yanvarya 2017 g.). Krasnoyarsk, Vostochnaya Sibir', pp. 454–461.

Shatin, Yu. V. (2016). Puteshestvie Nekhlyudova v Sibir'. K probleme initsiatsii [Nekhlyudov’s Trip to Siberia. On the Issue of Initiation]. In Sibirskii filologicheskii zhurnal. No. 2, pp. 11–15. DOI 10.17223/18137083/55/2.

Sobennikov, A. S. (2004). Mif o Sibiri v tvorchestve A. P. Chekhova (“Ocherki iz Sibiri”) [The Myth of Siberia in the Creative Work of A. P. Chekhov (Essays from Siberia)]. In Sibir': vzglyad izvne i iznutri. Dukhovnoe izmerenie prostranstva. Nauchnye doklady Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Irkutsk, 24–26 sentyabrya 2004 g.). Irkutsk, Irkutskii gosudarstvennyi universitet, pp. 278–282.

Tartt, D. (2008). Tainaya istoriya [The Secret History] / transl. by D. Borodkin, N. Lentsman. Moscow, Inostranka. 704 p.

Tartt, D. (2014). The Goldfinch. L., Abacus. 864 p.

Tartt, D. (2015). Shchegol [The Goldfinch] / transl. by A. Zavozova. Moscow, AST. 827 p.

Tashlykov, S. A. (2004). Obraz Sibiri v drevnerusskoi literature [The Image of Siberia in Old Russian Literature]. In Sibir': vzglyad izvne i iznutri. Dukhovnoe izmerenie prostranstva. Nauchnye doklady Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Irkutsk, 24–26 sentyabrya 2004 g.). Irkutsk, Irkutskii gosudarstvennyi universitet, pp. 257–263.

Tyupa, V. I. (2002). Mifologema Sibiri: k voprosu o “sibirskom tekste” russkoi literatury [The Mythologeme of Siberia: On the Issue of the “Siberian Text” of Russian Literature]. In Sibirskii filologicheskii zhurnal. No. 1, pp. 27–35.

Загрузки

Опубликован

2020-04-01

Как цитировать

Turysheva, O. (2020). Достоевский, Сибирь и русский человек в романе Донны Тартт Щегол. Quaestio Rossica, 8(1), 119–131. https://doi.org/10.15826/qr.2020.1.451

Выпуск

Раздел

Problema voluminis