Современная русская литература в хрестоматиях 1843–1904 годов и литературный канон

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2020.1.449

Ключевые слова:

история образования в России XIX в.; литературный канон; история русской литературы; литературное образование; хрестоматии

Аннотация

Исследуются количественный и качественный статус и культурные функции современной литературы в 46 русских хрестоматиях 1843–1904 гг., предназначенных для гимназий и реальных училищ. Актуальность работы обусловлена устаревшим представлением о значении консервативных реформ Д. А. Толстого 1870–1880-х гг. («толстовского классицизма»). Используя генеалогический, институциональный и историко-функциональный методы изучения истории образования, автор исследует функцию и последствия как исключения современной литературы из школьной программы, так и ее присутствия в некоторых хрестоматиях. Феномен классикализации учебных планов после реформы 1871 г. и консервация программы по литературе оказываются не столь однозначными. Запрет на изучение литературы, созданной после 1842 г., и одновременно значительное расширение текстов древнерусской словесности парадоксальным образом привели к сакрализации русской классики и дискредитации многих программных текстов в глазах молодого поколения. В этой ситуации важную роль сыграли учебные хрестоматии – буферная зона между жестко ограниченной программой и современной литературой, какую не дозволялось обсуждать в классе. Количественный и качественный анализ содержания хрестоматий 1843–1904 гг. показал, что с 1860 к 1900 г. доля текстов авторов, опубликованных в течение 20–30 лет до выхода хрестоматии, повысилась с 4 до 35 %. Равным образом с 1861 г. существенно росло число новых пособий на образовательном рынке. Качественный анализ выявляет авторов и тексты, наиболее часто включавшиеся в хрестоматии 1860–1890-х гг. Многие фрагменты часто воспроизводимых произведений к началу 1900–х стали каноническими, заучивались наизусть и, хотя и не могли дать полного представления о целом тексте, выполняли важную культурную функцию, привлекая подростков к современным им текстам и авторам. Оказываясь своего рода буферной зоной между официальной программой, школьным историко-литературным нарративом и актуальным литературным процессом, хрестоматии внесли важный вклад в канонизацию современной литературы в русском обществе XIX в. даже вопреки министерскому запрету ее изучать.

Биография автора

Alexey Vdovin

PhD, доцент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, 20.

ORCID 0000-0003-0800-0577

avdovin@hse.ru

Библиографические ссылки

Avenarius, V. P. (1874). Brodyashchie sily. Dve povesti v 2 ch. [Roaming Forces. Two Tales. 2 Parts]. Berlin, B. Behr's Buchhandlung (E. Bock). Part 2. Povetrie. 255 p.

Baza dannykh po russkim khrestomatiyam i knigam dlya chteniya [Database of Russian Readers]. In Russkii literaturnyi kanon. Materialy i tablitsy [website]. URL: http://ruthenia.ru/canon/ (mode of access: 02.06.2019).

Georgievskii, A. I. (1902). K istorii Uchenogo komiteta Ministerstva narodnogo prosveshcheniya [On the History of the Scientific Committee of the Ministry of Public Education]. St Petersburg, Senatskaya tipografiya. 202 p.

Guillory, J. (1993). Cultural Capital: The Problem of Literary Canon Formation. Chicago, Univ. of Chicago Press. 408 p.

Guiney, M. M. (2004). Teaching the Cult of Literature in the French Third Republic. N. Y., Palgrave Macmillan. 268 p.

Hunter, I. (1988). Culture and Government. The Emergence of Literary Education. L., Palgrave Macmillan. 317 p.

Kermode, F. (1971). Shakespeare, Spenser, Donne. L., Routledge, Kegan Paul. 316 p.

Korte, B. (2000). Flowers for the Picking: Anthologies of Poetry in (British) Literary and Cultural Studies. In Korte, B., Schneider, R., Lethbridge, S. (Eds.). Anthologies of British Poetry: Critical Perspectives from Literary and Cultural Studies. Amsterdam, Rodopi, pp. 1–32.

Kovalevskaya, S. V. (1974). Vospominaniya. Povesti [Memoirs. Stories]. Moscow, Leningrad, Nauka. 559 p.

Lyubzhin, A. I. (2014–2017). Istoriya russkoi shkoly v 2 t. [A History of Russian School. 2 Vols.]. Moscow, Nikeya. Vol. 2. Book 2. 948 p. Book 3. 955 p.

Mole, T. (2017). What the Victorians Made of Romanticism. Material Artefacts, Cultural Practices, and Reception History. Princeton, Princeton Univ. Press. 317 p.

Nemirovich-Danchenko, V. I. (1893). Slastenovskie milliony [Slastenov’s Millions]. Moscow, Tipografiya I. D. Sytina. 319 p.

Petrov, K. (1862). Prakticheskii vzglyad na programmu russkogo yazyka i slovesnosti [A Practical View of the Russian Language and Literature Curriculum]. In Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. Vol. 113. No. 2. Section 1, pp. 168–190.

Poety “Iskry” v 2 t. [Poets of Iskra. 2 Vols.]. (1987). Leningrad, Sovetskii pisatel'. Vol. 1. 383 p.

Shvarts, E. L. (1982). Memuary [Memoirs]. Paris, La Presse Libre. 248 p.

Sinel, A. (1973). The Classroom and the Chancellery: State Educational Reform in Russia under Count Dmitry Tolstoi. Cambridge, MA, Harvard Univ. Press. 358 p.

Staferova, E. L. (2007). A. V. Golovnin i liberal'nye reformy v prosveshchenii (pervaya polovina 1860-kh godov) [A. V. Golovnin and the Liberal Reforms in Education (First Half of the 1860s)]. Moscow, Kanon+. 512 p.

Uchebnye plany i primernye programmy predmetov, prepodavaemykh v muzhskikh gimnaziyakh i progimnaziyakh Ministerstva narodnogo prosveshcheniya [Curricula and Provisional Syllabi of Courses Delivered in High Schools of the Ministry of Public Education]. (1890). St Petersburg, Tipografiya Imperatorskoi Akademii nauk. 208 p.

Uchebnye plany predmetov, prepodavaemykh v muzhskikh gimnaziyakh Ministerstva narodnogo prosveshcheniya [Curricula of High Schools of the Ministry of Public Education]. (1872). In Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. Vol. 162. No. 7, pp. 35–161.

Vdovin, A. (2013). Prilozhenie 1. Spisok khrestomatii i knig dlya chteniya, izdannykh na territorii Rossiiskoi imperii i voshedshikh v bazu dannykh “Russkaya literatura v shkole (1805–1912)” [Appendix 1. A List of Readers Published in the Russian Empire and Included in the Database “Russian Literature at School (1805–1912)”]. In Vdovin, A., Leibov, R. (Eds). Acta Slavica Estonica IV. Trudy po russkoi i slavyanskoi filologii. Literaturovedenie, IX. Khrestomatiinye teksty: russkaya pedagogicheskaya praktika XIX v. i poeticheskii kanon. Tartu, Tartuskii universitet, pp. 302–309.

Vdovin, A. (2017). “Dmitry Tolstoy's Classicism” and the Formation of the Russian Literary Canon in the High School Curriculum. In Ab Imperio. No. 4, pp. 108–137. DOI 10.1353/imp.2017.0078.

Vdovin, A., Leibov, R. (2013). Khrestomatiinye teksty: russkaya poeziya i shkol'naya praktika XIX stoletiya [Anthologised Texts: Russian Poetry and School Practices of the 19th Century]. In Vdovin, A., Leibov, R. (Eds). Acta Slavica Estonica IV. Trudy po russkoi i slavyanskoi filologii. Literaturovedenie, IX. Khrestomatiinye teksty: russkaya pedagogicheskaya praktika XIX v. i poeticheskii kanon. Tartu, Tartuskii universitet, pp. 7–34.

Zhitomirova, N. N. (1976). Chitatel'skie zaprosy i krug chteniya uchashchikhsya srednei shkoly predrevolyutsionnoi Rossii XIX i nachala XX veka [Reading Inquiries and Circle of Reading of Russian Pupils in the 19th and Early 20th Centuries]. In Istoriya russkogo chitatelya. Leningrad, Leningradskii gosudarstvennyi institut kul'tury. Iss. 2, pp. 67–82.

Загрузки

Опубликован

2020-04-01

Как цитировать

Vdovin, A. (2020). Современная русская литература в хрестоматиях 1843–1904 годов и литературный канон. Quaestio Rossica, 8(1), 85–101. https://doi.org/10.15826/qr.2020.1.449

Выпуск

Раздел

Problema voluminis