Рукописный памятник коми-зырян Соборный чин: поучение и основы вероучения
DOI:
https://doi.org/10.15826/qr.2020.1.447Ключевые слова:
Стефан Ермолин; вероучение; религиозная литература; мистицизм; коми-пермяцкая литератураАннотация
Литературная традиция коми-зырян восходит к первым переводам Стефаном Пермским богослужебных книг на коми язык. Переводческая деятельность с этого времени не прерывалась и в XIX в. стала основой для литературного языка. В конце XIX в. на Верхней Вычегде складывается самостоятельная рукописная письменная традиция, связанная с деятельностью Стефана Ермолина, лидера религиозного движения «Певцы Добра» (бурсьылысьяс). Движение отпочковывается от официальной православной церкви и создает свою литературу на верхневычегодском диалекте коми языка. В статье рассмотрен памятник литературы «певцов», представляющий собой богослужебный текст, в котором излагаются основы их вероучения: в нем говорится обо всем, что должен знать последователь бурсьылысьяс о спасении, но более всего – о пути, который ведет его к встрече с Богом. Рукопись называется Сӧбирайтчан рад («Соборный чин») и вводится в научный оборот впервые.
Библиографические ссылки
Chuv'yurov, A. A. (2002). Dukhovnye stikhi v religioznoi i obryadovoi zhizni vychegodskikh i pechorskikh komi [Spiritual Poetry in the Religious and Ritual Life of the Vychegda and Pechora Komi]. In Volkova, T. F. (Ed.). Dukhovnaya kul'tura Severa: itogi i perspektivy issledovanii. Syktyvkar, Izdatel'stvo Syktyvkarskogo universiteta, pp. 62–69.
Chuv'yurov, A. A. (2004). Rukopisnaya traditsiya vychegodskikh komi [The Manuscript Tradition of the Komi People of the Vychegda River]. In Russkii Sever. Aspekty unikal'nogo v etnokul'turnoi istorii i narodnoi traditsii. St Petersburg, Muzei antropologii i etnografii imeni Petra Velikogo (Kunstkamera) RAN. Iss. 6, pp. 385–415.
Fedyuneva, G. V. (2014). Pis'mennost' i stanovlenie komi literaturnoi traditsii [Writing and Development of the Komi Literary Tradition]. In Snigireva, T. A., Sozina, E. K. (Eds.). Permskie literatury v kontekste finno-ugorskoi kul'tury i russkoi slovesnosti. Yekaterinburg, Izhevsk, Syktyvkar, Izdatel'stvo Uchebno-metodicheskogo tsentra Ural'skogo politekhnicheskogo instituta, pp. 28–45.
Gagarin, Yu. V. (1978). Istoriya religii i ateizma naroda komi [The History of Religion and Atheism of the Komi People]. Moscow, Nauka. 326 p.
Panchenko, A. A. (2002). Khristovshchina i skopchestvo: fol'klor i traditsionnaya kul'tura russkikh misticheskikh sekt [Christ and Loneliness: The Folklore and Traditional Culture of Russian Mystical Sects]. Moscow, OGI. 544 p.
Prokuratova, E. V. (2018). Dukhovnye stikhi na evangel'skie syuzhety v rukopisnoi traditsii krest'yan verkhnei Vychegdy [Spiritual Poems on Gospel Subjects in the Manuscript Tradition of the Upper Vychegda Peasants]. In Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. No. 12 (90). Part 3, pp. 458–461. DOI 10.30853/filnauki.2018–12–3.7.
Söbiraitchan rad “Sobornyi chin” [Cathedral Rank]. (N. d.). In IYaLI Komi NTs UrO RAN [Institute of Language, Literature and History of the Komi Scientific Centre, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences]. Fol'klornyi fond. R. 1205, 1206. Tetradi No. 1, 2 Tekusy Ivanovny Zaikovoi. S. Myeldino, Ust'-Kulomskogo raiona RK.
Vologzhanin. (1912). Novyi “bratets” Stefan Vologodskii. Materialy dlya istorii noveishego misticheskogo sektantstva [New “Brother” Stefan of Vologda. Materials on the History of Modern Mystical Sectarianism]. In Vologodskie eparkhial'nye vedomosti. No. 19, pp. 477–483; No. 20, pp. 504–512. No. 21, pp. 531–532; No. 22, pp. 557–561.