Музыкальное приношение белорусскому православию: исследовательская глубина и гипотетические предположения

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2019.4.443

Ключевые слова:

белорусская православная певческая культура; Супрасльский ирмологион; псалмы; полесский напев; православный обиход

Аннотация

Статья посвящена анализу труда белорусского исследователя Л. А. Густовой-Рунцо, посвященного истории становления православной певческой культуры на исторических землях Белоруссии. Прослежены основные этапы формирования этой культуры. Обозначены главные духовные и культурно-певческие центры, влиявшие на ее формирование, а также периоды «выживания» церкви и православной культуры в сложные в историческом религиозном отношении времена, когда на православие шло давление католичества, а затем униатства. Особый интерес представляет освещение ХХ столетия – времени гонений на православие и его культуру.

Биография автора

Nikolay Denisov

доктор искусствоведения, профессор, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; заместитель начальника управления гуманитарных наук, Российский фонд фундаментальных исследований.

125009, Россия, Москва, ул. Большая Никитская, 13/6.

119334, Россия, Москва, Ленинский пр., 32а.

ORCID 0000-0002-5147-2767

denisov_nikolay@mail.ru

Библиографические ссылки

Belarus’ [Belarus]. (2000–). In Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow, Pravoslavnaya entsiklopediya. Vol. 4, pp. 457‒503.

Belorusskii ekzarkhat [Belarusian Exarchate]. (2000–). In Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow, Pravoslavnaya entsiklopediya. Vol. 4, pp. 559‒562.

Denisov, N. G. (2014). Festivali pravoslavnogo muzykal’nogo iskusstva v Pol’she i Belarusi: tseli i zadachi [Festivals of Orthodox Musical Art in Poland and Belarus: Goals and Objectives]. In Sovremennoe khorovoe ispolnitel’stvo: traditsii, opyt, perspektivy. Sbornik statei. Rostov-on-Don, Rostovskaya gosuderstvennaya konservatoriya imeni S. V. Rakhmaninova, pp. 30‒42.

Denisov, N. G. (2018). “Nash format – znakomit’ mir s sovremennoi muzykoi” (interv’yu s Nikolaem Bushko) [“Our Format is to Acquaint the World with Modern Music” (Interview with Nikolai Bushko)]. In Muzykal’naya akademiya. No. 4, pp. 192‒200.

Filaret, metr. (2005). “Budu pet’ Bogu moemu, dokole esm’” (besedu proveli L. Gustova i N. Denisov) [“I Will Sing to My God As Long As I Exist” (Conversation Conducted by L. Gustova and N. Denisov)]. In Muzykal’naya akademiya. No. 1, pp. 1‒5.

Gustova, L. (2005). Prazdnik pravoslavnogo iskusstva [Festival of Orthodox Art]. In Muzykal‘naya akademiya. No. 2, pp. 142‒146.

Konotop, A. V. (1974). Suprasl’skii irmologion 1598–1601 gg. i teoriya transpozitsii znamennogo raspeva: na materiale pevcheskikh notolineinykh rukopisei KhVII v. [Supraśl Irmologion of 1598–1601 and the Theory of the Transposition of the Znamenny Chant: With Reference to Song Score Linear Manuscripts of the 17th Century]. Avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya. Moscow, S. n. 29 p.

Konotop, A. V. (1981). Suprasl’skii irmologion 1638–1639 gg. [Supraśl Irmologion of 1638–1639]. In Pamyatniki kul’tury. Novye otkrytiya. Pis‘mennost‘. Iskusstvo. Arkheologiya: Ezhegodnik 1980. Leningrad, Nauka, pp. 233‒240.

Likhachev, D. S. (1979). Poetika drevnerusskoi literatury [Poetics of Old Russian Literature]. 3rd Ed. Moscow, Nauka. 360 p.

Загрузки

Опубликован

2019-12-21

Как цитировать

Denisov, N. (2019). Музыкальное приношение белорусскому православию: исследовательская глубина и гипотетические предположения. Quaestio Rossica, 7(4), 1349–1359. https://doi.org/10.15826/qr.2019.4.443

Выпуск

Раздел

Controversiae et recensiones