Античное и иудео-христианское наследие в категориях забвения и памяти (Ф. Достоевский, М. Булгаков)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2019.4.431

Ключевые слова:

Ф. Достоевский; М. Булгаков; забвение; память; Античность; христианство; страдание; эсхатологический антиномизм

Аннотация

Анализ роли мотивов памяти и забвения в финале романа «Мастер и Маргарита» в сравнении с темами «возвращения билета в рай» Ивана Карамазова и ответа Алеши о воскресении дан в контексте подобной тематики в античной, средневековой, а также в современной литературе. Античность и современность, по мнению автора статьи, в романах М. Булгакова и Ф. Достоевского находятся в особых отношениях диалога и конфликта. Постоянная сюжетная перекличка у Булгакова современной сюжетной линии с историей Иисуса и Его встречей с Понтием Пилатом создает настоящее эстетическое и философское напряжение между символическим мышлением античного и средневекового человека и позитивистским, постпозитивистским мышлением человека современного. Вторая точка соприкосновения обоснована сочетанием в романе Булгакова романтической идиллии и сюжета выхода в забвение как единственной дороги к счастью, что в сопоставлении с темами встречи и единения живых и усопших и с мотивом посещения героем ада возвращает читателей к истокам западноевропейской литературы. Дихотомия счастья и сострадания, определяющая модус сознания героев Достоевского, заключается в том, как сочетать два эти понятия. В этом – общечеловеческая глубина русского автора. С точки зрения христианства, «Бог есть не-страдающий, но Он не есть не-сострадающий» (Бернард Клервоский): Бог Отец дает то таинственное Царствие, где чудо любви свершается уже в свободной от любого мучения радости, за пределами и в пределах того невозможного, но необходимого сочетания прощения всего и памяти обо всем, призрак или неприятие которого заставляют Ивана Карамазова «возвращать билет в рай». М. А. Булгаков романтической любовью и забвением избавляет своих героев от невыносимого груза памяти. Но раны Христовы еще живы, и приобщение к ним дает возможность страдающим и обиженным, пока смерть еще не побеждена Вторым Его Пришествием, обрести силы и достоинство. Это и есть высший пример земного и небесного катарсиса для страдающего человеческого рода. На этом фоне рассматриваются также проблема и тайна эсхатологического антиномизма («Царствие Божие уже есть, и в то же время его еще нет»), в осознании которых Достоевский оказался предшественником богословия XX в.

Биография автора

Stefano Maria Capilupi

кандидат философских наук, кандидат филологических наук, научный консультант, Римский государственный университет «Ла Сапиенца»; директор Института итальянского языка и культуры, Русская христианская гуманитарная академия.

00185, Италия, Рим, Piazzale Aldo Moro, 5.

191011, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 15.

ORCID 0000-0003-0063-8197

stefanomaria.capilupi@gmail.com

Библиографические ссылки

Borges, J. L. (1992). Kollektsiya [Collection]. St Petersburg, Severo-Zapad. 640 p.

Borges, J. L. (2001). Funes pamyatlivyi [Funes the Memorious]. In Smert’ i bussol’. Moscow, Zakharov. 160 p.

Bulgakov, M. (1990). Izbrannoe [Selected Works]. Tashkent, Uzbekistan. 719 p.

Detienne, M. (2008). I maestri di verità nella Grecia arcaica. Roma, Bari, Laterza. 127 p.

Dostoevsky, F. M. (1972‒1990). Polnoe sobranie sochinenii v 30 t. [Complete Works. 30 Vols.]. Leningrad, Nauka. Vol. 8. 511 p. Vol. 14. 511 p. Vol. 15. 624 p.

Edmonds, R. G. (2004). Myths of the Underworld Journey. Plato, Aristophanes, and the “Orphic” Gold Tablets. S. l., Cambridge Univ. Press. 276 p.

Euripides. (1999). Tragedii v 2 t. [Tragedies. 2 Vols.]. Moscow, Nauka, Ladomir. Vol. 1. 644 p.

Ferrari, F. (2007). La fonte del cipresso bianco. Racconto e sapienza dall’Odissea alle lamine misteriche. Torino, UTET. 197 p.

Habermas, J. (2001). Glauben und Wissen. Friedenspreis des Deutschen Buchhandels. Frankfurt, Suhrkamp Verlag. 60 S.

Hesiod. (1999). Teogoniya [Theogony]. In Gasparov, M. L. (Ed.). Ellinskie poety VII–III veka do nashei ery. Epos. Elegiya. Yamby. Melika. Moscow, Ladomir. 515 p.

Homer. (1984). Odisseya [The Odyssey]. Moscow, Pravda. 320 p.

Merkelbach, R. (1999). Die goldenen Totenpässe: ägyptisch, orphisch, bakchisch. In Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. Bd. 128, S. 1–13.

Moggi, M., Osanna, M. (2010). Pausania, Guida della Grecia, Libro IX. La Beozia. Milano, Fondazione Lorenzo Valla, Mondadori. 671 p.

Omerо (1982). Odissea / a cura di J. B. Hainsworth, trad. it. di G. A. Privitera. Milano, Fondazione Lorenzo Valla, Mondadori. 302 p.

Otto, W. F. (2005). Le Muse e l’origine divina della parola e del canto / a cura di S. Mati. Roma, Fazi Editore. 122 p.

Pasternak, B. L. (1990). Moi vzglyad na iskusstvo [My Take on Art]. Saratov, Izdatel’stvo Saratovskogo universiteta. 282 p.

Pugliese, C. G. (2001). Le lamine d’oro orfiche. Istruzioni per il viaggio oltremondano degli iniziati greci. Milano, Adelphi. 128 p.

Virgil. (1979). Eneida [Aeneid]. In Virgil. Bukoliki. Georgiki. Eneida. Moscow, Khudozhestvennaya literatura. 552 p.

Weinrich, H. (1999). Lete. Arte e critica dell’oblio. Bologna, Il Mulino. 324 p.

Загрузки

Опубликован

2019-12-21

Как цитировать

Capilupi, S. M. (2019). Античное и иудео-христианское наследие в категориях забвения и памяти (Ф. Достоевский, М. Булгаков). Quaestio Rossica, 7(4), 1172–1184. https://doi.org/10.15826/qr.2019.4.431

Выпуск

Раздел

Problema voluminis