Эсхатологический хронотоп Федора Достоевского

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2019.4.429

Ключевые слова:

Ф. М. Достоевский; эсхатология; танатологический дискурс; Апокалипсис; бинарные оппозиции; воздаяние; наказание

Аннотация

Вопросы инобытия и обретения смысла жизни перед лицом смерти, ставшие центральной темой памятников письменности с начала зарождения древнерусской литературы, особенно остро волновали героев Ф. М. Достоевского, возродившего средневековую идею таинственного соединения человеческого с трансцендентным и показавшего, что переживание смерти на протяжении всей жизни предопределяет характер деятельности человека, а смысл жизни обретается перед лицом смерти. Именно с этих методологических позиций следует осуществлять анализ танатологических смыслов текстов Достоевского как важнейших регуляторов мировоззренческих установок и поведения его героев, чьи психологические представления в отношении смерти играют большую роль в художественной системе произведений. В статье приведен анализ представлений героев ранней повести Достоевского «Бедные люди», романов «Идиот» и «Братья Карамазовы» о смерти и инобытии. Рассмотрение данного танатологического дискурса показывает эволюцию героев позднего творчества Достоевского к трансцендентному анализу инобытийной тематики и темы посмертного воздаяния и возрождения души.

Биография автора

Irina Dergacheva

доктор филологических наук, заведующий кафедрой лингвистики, Московский государственный институт культуры.

141406, Россия, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, 7.

ORCID 0000-0002-4878-2027

krugh@yandex.ru

Библиографические ссылки

Artemov, N., Archiprb. (n/a). Liturgiya i eskhatologiya v tvorchestve F. M. Dostoevskogo [Liturgy and Eschatology in the Works of F. M. Dostoevsky]. In Eskhatologicheskoe uchenie Tserkvi. Bogoslovskaya konferentsiya Russkoi pravoslavnoi tserkvi, Moskva, 14–17 noyabrya 2005 g. URL: http://www.theolcom.ru/doc/day2.sect3.07.Artemov.pdf (mode of access: 10.09.2019).

Berdyaev, N. A. (1990). Otkrovenie o cheloveke v tvorchestve Dostoevskogo [Revelation about Man in the Works of Dostoevsky]. In O Dostoevskom. Tvorchestvo Dostoevskogo v russkoi mysli 1881‒1931 godov. Moscow, Kniga. 432 p.

Bulgakov, S. N. (1902). Ivan Karamazov (v romane Dostoevskogo “Brat’ya Karamazovy”) kak filosofskii tip [Ivan Karamazov (in Dostoevsky’s The Brothers Karamazov) as a Philosophical Type]. In Voprosy filosofii i psikhologii. Book 61, pp. 826‒863.

Capilupi, S. M. (2013). “Tragicheskii optimism” khristianstva i problemy spaseniya. F. M. Dostoevskii [The “Tragic Optimism” of Christianity and the Problem of Salvation. F. M. Dostoevsky]. St Petersburg, Aleteiya. 288 p.

Chernova, N. V. (2010). Poslednyaya kniga Nastas’i Filippovny: sluchainost’ ili znak? (“Geroinya s knigoi” kak skvoznoi motiv v tvorchestve Dostoevskogo) [The Last Book of Nastasya Filippovna: Chance or Sign? (“A Heroine with a Book” as a Recurring Motif in the Oeuvre of Dostoevsky)]. In Dostoevskii: Materialy i issledovaniya. St Petersburg, Nauka. Vol. 19, pp. 192–202.

Dergacheva, I. V. (2011). Drevnerusskii Sinodik: issledovaniya i teksty [The Old Russian Synodic: Studies and Texts]. Moscow, Krug”. 404 p.

Dostoevsky, F. M. (1972‒1990). Polnoe sobranie sochinenii v 30 t. [Complete Works]. Leningrad, Nauka. Vol. 1. 519 p. Vol. 8. 511 p. Vol. 14. 511 p. Vol. 15. 624 p.

Justin (Popović), reverend. (2007). Filosofiya i religiya F. M. Dostoevskogo [The Philosophy and Religion of F. M. Dostoevsky]. Minsk, published by D. V. Kharchenko. 312 p.

Kasatkina, T. (2003). Voskreshenie Lazarya: opyt ekzegeticheskogo prochteniya romana F. M. Dostoevskogo “Prestuplenie i nakazanie” [The Resurrection of Lazarus: An Exegetical Reading of Dostoevsky’s Novel Crime and Punishment]. In Voprosy literatury. No. 1, pp. 176‒208.

Krysin, R. I. (2008). Eskhatologicheskaya sistema vzglyadov F. M. Dostoevskogo [The Eschatological System of Views of F. M. Dostoevsky]. In Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Iss. 11 (67), pp. 254–258.

Merezhkovsky, D. S. (1995). L. Tolstoi i Dostoevskii. Vechnye sputniki [L. Tolstoy and Dostoevsky. Eternal Companions]. Moscow, Respublika. 623 p.

Rozanov, V. V. (1906). Legenda o velikom inkvizitore F. M. Dostoevskogo. Opyt kriticheskogo kommentariya. S prilozheniem dvukh etyudov o Gogole [F. M. Dostoevsky’s Legend of the Grand Inquisitor: An Attempt at Critical Commentary. With an Appendix of Two Sketches about Gogol]. 9th Ed. St Petersburg, published by M. V. Pirozhkov. 282 p.

Smorzhko, S. N. (2007). Khudozhestvennaya eskhatologiya v romanakh F. M. Dostoevskogo 1860–1870-kh gg. [Artistic Eschatology in the Novels of F. M. Dostoevsky between the 1860s and 1870s]. Dis. … kand. filol. nauk. Krasnodar, S. n. 201 p.

Solovyev, V. S. (1988). Tri rechi v pamyat’ Dostoevskogo [Three Speeches in the Memory of Dostoevsky]. In Solov’ev, V. S. Sochineniya v 2 t. Moscow, Mysl’. Vol. 2, pp. 289–323.

Zakharov, V. N. (2012). Problemy istoricheskoi poetiki. Etnologicheskie aspekty [Problems of Historical Poetics. Ethnological Aspects]. Moscow, Indrik. 264 p.

Загрузки

Опубликован

2019-12-21

Как цитировать

Dergacheva, I. (2019). Эсхатологический хронотоп Федора Достоевского. Quaestio Rossica, 7(4), 1143–1159. https://doi.org/10.15826/qr.2019.4.429

Выпуск

Раздел

Problema voluminis