Древнерусский преподобный при кончине

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2019.4.424

Ключевые слова:

древнерусская агиография; Страшный суд; спасение души; тема смерти; преподобные

Аннотация

Исследования танатологических мотивов в литературе, имеющие плодотворные результаты в зарубежной научной традиции, в последние десятилетия стали активно проводиться и российскими учеными. Однако произведения древнерусской литературы до сих пор не подвергались целенаправленному анализу с таких позиций. В статье выявлены и проанализированы тексты в житиях Феодосия Печерского и Авраамия Смоленского, касающиеся представлений наших предков о конце земной жизни и переходе в инобытие. Анализируются повествования о последних днях преподобных, прямые высказывания самих святых и агиографов об этих феноменах и другие сюжеты, связанные с данной проблематикой. Проведено сравнение танатологических мотивов в Житии Феодосия Печерского и в греческих житиях (Житие Саввы Освященного, Житие Евфимия Великого, Житие Антония Великого), на которые мог опираться древнерусский сочинитель. Установлено, что событийная канва византийских житий во многих случаях сходствует с соответствующими текстами Жития Феодосия. Однако рефлексия относительно конца земной жизни и посмертной судьбы души присуща только произведению Нестора. Нет такой рефлексии и в повествовании о преставлении Феодосия в Повести временных лет. В Житии Авраамия Смоленского танатологической тематике отведено немало места в силу того, что она была главной в проповедях самого Авраамия. В результате изучения этих памятников агиографии раннего периода можно заключить, что два исключительно образованных и талантливых древнерусских агиографа Нестор и Ефрем отразили в своих сочинениях мистические устремления эпохи и запечатлели для потомков представления интеллектуальной элиты того времени о тайне перехода человеческой души от земной жизни в иной мир и ожидания Второго пришествия.

Биография автора

Elena Konyavskaya

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт российской истории РАН.

117292, Россия, Москва, ул. Дмитрия Ульянова, 19.

ORCID 0000-0002-8960-9837

ekonyavskaya@gmail.com

Библиографические ссылки

Abramovich, D. I. (1898). K voprosu ob istochnikakh Nestorova Zhitiya prepodobnogo Feodosiya Pecherskogo [On the Sources of Nestor’s Life of Feodosii Pechersky]. In IORYaS [Proceedings of the Department of Russian Language and Literature of the Imperial Academy of Sciences]. Vol. 3. Book 1, pp. 243–246.

Abramovich, D. I. (1902). Issledovanie o Kievo-Pecherskom paterike kak istorikoliteraturnom pamyatnike [A Study of the Kyivan Cave Patericon as a Historical and Literary Work]. St Petersburg, Otdelenie russkogo yazyka i slovesnosti Imperatorskoi Akademii nauk. 213 p.

Abramovich, D. I. (Ed.). (1911). Paterik Kievskogo Pecherskogo monastyrya [The Patericon of the Kyivan Cave Monastery]. St Petersburg, Tipografiya M. A. Aleksandrova. 275 p.

Artamonov, Yu. A. (2003). Zhitie Feodosiya Pecherskogo: problemy istochnikovedeniya [The Life of Feodosii Pechersky: Issues of Source Studies]. In Drevneishie gosudarstva Vostochnoi Evropy: 2000 god. Problemy istochnikovedeniya. Moscow, Vostochnaya literatura. 446 p.

Biblioteka literatury Drevnei Rusi [Library of Medieval Russian Literature]. (1997). St Petersburg, Nauka. Vol. 1. 544 p.

Bugoslavskii, S. A. (1914). K voprosu o kharaktere i ob”eme literaturnoi deyatel’nosti prepodobnogo Nestora [On the Nature and Scope of the Literary Activity of the Reverend Nestor]. In IORYaS [Proceedings of the Department of Russian Language and Literature of the Imperial Academy of Sciences]. Section 2. Vol. 19. Book 3, pp. 153–191.

Knyazevskaya, O. A., Dem’yanov, V. G., Lyapon M. V., Kotkov, S. I. (Eds.). (1971). Uspenskii sbornik XII–XIII vv. [The Uspensky Collection of the 12th–13th Centuries]. Moscow, Nauka. 770 p.

Konyavskaya, E. L. (2002). Kakuyu letopis’ pisal Nestor? [What Chronicle Did Nestor Write?]. In Rodina. No. 11–12, pp. 89–91.

Konyavskaya, E. L. (2004). Problema obshchikh mest v drevneslavyanskikh literaturakh (na materiale agiografii) [The Problem of Common Places in Old Slavic Literatures (with Reference to Hagiographic Material)]. In Ruthenica. Vol. 4, pp. 80–92.

Konyavskaya, E. L. (2006). Drevneishie redaktsii Kievo-Pecherskogo paterika [The Oldest Edition of the Kyivan Cave Patericon]. In Drevnyaya Rus’. Voprosy medievistiki. No. 1 (23), pp. 32–45.

Loparev, Kh. M. (1914). Grecheskie zhitiya svyatykh VIII i IX vekov. Opyt nauchnoi klassifikatsii pamyatnikov agiografii [The Greek Lives of Saints of the 8th and 9th Centuries. An Attempt at an Academic Classification of Hagiographic Works]. Petrograd, Tipografiya Imperatorskoi Akademii nauk. Part 1. 568 p.

Ranchin, A. M. (1999). Zhitie Feodosiya Pecherskogo: traditsionnost’ i original’nost’ poetiki [The Life of Feodosii Pechersky: Traditional and Original Poetics]. In Ranchin, A. M. Stat’i o drevnerusskoi literature. Moscow, Dialog – MGU, pp. 83–104.

Rozanov, S. P. (1912). Zhitiya prepodobnogo Avraamiya Smolenskogo i sluzhby emu [The Life of Avraamii Smolensky and Offices to Him]. St Petersburg, Otdelenie russkogo yazyka i slovesnosti Imperatorskoi Akademii nauk. 166 p.

Shakhmatov, A. A. (1896). Neskol’ko slov o Nestorovom Zhitii Feodosiya [A Few Words about Nestor’s Life of Feodosii]. In IORYaS [Proceedings of the Department of Russian Language and Literature of the Imperial Academy of Sciences]. Vol. 1. Book 1, pp. 46–65.

Shakhmatov, A. A. (2003). Kievo-Pecherskii paterik i Pecherskaya letopis’ [The Kyivan Cave Patericon and The Chronicle of the Holy Dormition Kiev-Pechersk Lavra]. In Shakhmatov, A. A. Istoriya russkogo letopisaniya. St Petersburg, Nauka. Vol. 1. Book 2, pp. 75–102.

Загрузки

Опубликован

2019-12-21

Как цитировать

Konyavskaya, E. (2019). Древнерусский преподобный при кончине. Quaestio Rossica, 7(4), 1057–1066. https://doi.org/10.15826/qr.2019.4.424

Выпуск

Раздел

Problema voluminis