The Motif of World Transfiguration in Ivan Zhdanov’s Poem Orans

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2019.3.419

Ключевые слова:

современная русская поэзия; преображение мира; метафизика; «Оранта»; Иван Жданов

Аннотация

Рассмотрено творчество современного русского поэта Ивана Жданова, в котором религиозные мотивы, образы и идеи переплетаются с философией поиска ответов на «вечные» вопросы жизни и смерти, веры и разрыва с Богом, добра и зла. На основе анализа и интерпретации его самого пронзительного стихотворения «Оранта» показан метафизический подход автора к восприятию и преображению мира. В стихотворении присутствуют два мира – Божественный и человеческий, которые он пытается объединить и преобразить. Фундаментальным путем к преображению поэт считает любовь, надежду, прощение, что в конечном счете вытекает из самого названия стихотворения. Оранта является символом прощения, олицетворенным в Божьей Матери – «надеждой на всепрощенье». Элементы христианской аксиологии становятся одними из главных столпов картины художественного мира поэта, наполненного желанием духовного возрождения человека. Мотивы боли и страдания представляют неотъемлемую часть его существования. Наряду с библейскими образами (Архангел, Страшный суд и т. д.), также важно обращение к народным традициям восточных славян (празднику Покрова). Кроме декодировки отдельных образов, уделяется внимание поэтологическим приемам, ритмической композиции, рифме и сложному метаметафорическому языку, благодаря которому данного поэта относят к представителям метаметафоризма/метареализма/необарокко. Важную роль в стихотворении играет вопрос отношений поэта и Памяти, или же поэтического наследия.

Биография автора

Andrea Grominová

PhD, заведующий кафедрой русистики, Университет св. Кирилла и Мефодия в Трнаве.

917 01, Словакия, Трнава, пл. Йозефа Герды, 2.

ORCID 0000-0002-2384-6880

andrea.grominova@ucm.sk

Библиографические ссылки

Agapkina, T. A. (2009). Pokrov [Intercession of the Theotokos]. In Tolstoy, N. I. (Ed.). Slavyanskie drevnosti. Etnolingvisticheskii slovar’ v 5 t. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya. Vol. 4, pp. 127–128.

Bavil’skii, D. (2003). Doiti do polnogo predela: Ivan Zhdanov otvechaet na voprosy Dmitriya Bavil’skogo [Reaching the Final Limit. Ivan Zhdanov Answers Dmitriy Bavil’sky’s Questions]. In Topos: literaturno-filosofskii zhurnal [website]. URL: http://www.topos.ru/article/1170 (mode of access: 06.03.2018).

Bozh’ya Mater’ Oranta [The Orans Mother of God]. (2010). In Mir ikon [website]. URL: http://mirikon.org/ikonografiya/bozhya_mater/oranta/ (mode of access: 02.03.2018).

Chizhov, N. S. (2016). Poeziya Ivana Zhdanova: problemy poetiki [The Poetry of Ivan Zhdanov: Problems of Poetics]. Dis. … kand. filol. nauk Yekaterinburg, S. n. 261 p.

Dashevskaya, O. A. (2005). Mifotvorchestvo V. Solov’eva i solov’evskii tekst v poezii XX veka [The Mythmaking of V. Solovyov and His Text in the Poetry of the 20th Century]. Tomsk, Izdatel’stvo Tomskogo universiteta. 150 p.

Davidova, M. G., Shlychkova, E. (2009). Simvolika ikony [The Symbolism of the Icon]. In Prostranstvo i vremya v ikone [website]. URL: http://www.hram-feodosy.kiev.ua/iconograf_symbol.htm (mode of access: 06.03.2018).

Knyazeva, E. A. (2000). Metarealizm kak napravlenie: esteticheskie printsipy i poetika [Materialism as a Trend: Aesthetic Principles and Poetics]. Dis. … kand. filol. nauk. Perm’, S. n. 209 p.

Kozlova, S. М. (2002). “Bozhestvennyi mladenets” v poezii I. F. Zhdanova [The “Divine Child” in I. F. Zhdanov’s Poetry]. In Russkaya literatura v XX veke: imena, problemy, kul‘turnyi dialog. Tomsk, Izdatel‘stvo Tomskogo universiteta. Iss. 4. Sud‘ba kul‘tury i obrazy kul‘tury v poezii XX veka, pp. 149–166.

Losskii, V., Uspenskii, L. (2014). Pokrov Presvyatoi Bogoroditsy [The Intercession of the Theotokos]. In Smysl ikon / transl. by V. A. Reshchikova, L. A. Uspenskaya. Moscow, Pravoslavnyi Svyato-Tikhonovskii gumanitarnyi universitet, EKSMO, pp. 229–231.

Merkulova, O. N. (2017). Metafizika vseedinstva v poezii I. Zhdanova [The Metaphysics of Unitotality in I. Zhdanov’s Poetry]. Dis. … kand. filol. nauk. Tomsk, S. n. 173 p.

Milyutina, M. G., Milyutin, A. I. (2015). Stikhotvorenie I. F. Zhdanova “Oranta” kak ansambl’ semioticheskikh obrazovanii [Poem of I. F. Zhdanov Orans as an Ensemble of Semiotic Formations]. In Filologiya i kul’tura. Philogogy and Culture. No. 4 (42), pp. 114–117.

Polishchuk, V. (2007). Nasha poeziya neottorzhima ot pravoslavnogo soznaniya: interv’yu s Ivanom Zhdanovym [Our Poetry is Inseparable from Orthodox Consciousness. An Interview with Ivan Zhdanov]. In Novaya karta russkoi literatury [website]. URL: http://www.litkarta.ru/dossier/nasha-poeziya-neottorzhima-ot-pravoslavnogo-soznan (mode of access: 06.03.2018).

Tikhonov, V. (1994). Ivan Zhdanov: “Shila v Moskve ne utaish’” [Ivan Zhdanov: “Awls cannot be Hidden in Moscow”]. In Infodom Altai [website]. URL: http://www.infohomealtai.ru/node/659 (mode of access: 06.03.2018).

Tokarev, А. А. (2018). Poetika russkogo metarealizma [The Poetics of Russian Metarealism]. Dis. … kand. filol. nauk. Moscow, S. n. 149 p.

Zaitseva, О. N. (2008). Kontseptsiya Bozhestvennogo v tvorchestve Ivana Zhdanova [The Conception of the Divine in the Work of Ivan Zhdanov]. In Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. No. 3, pp. 27–32.

Zhdanov, I. F. (2005). Oranta [Orans]. In Zhdanov, I. F. Vozdukh i Veter. Sochineniya i fotografii. Moscow, Nauka, p. 88.

Загрузки

Опубликован

2019-09-27

Как цитировать

Grominová, A. (2019). The Motif of World Transfiguration in Ivan Zhdanov’s Poem Orans. Quaestio Rossica, 7(3), 983–991. https://doi.org/10.15826/qr.2019.3.419

Выпуск

Раздел

Ars interpretandi