Ticket in ein neues Leben: Die Integration der Sondersieder durch Fachbildung (1950er Jahre, Tomsk)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2019.3.407

Ключевые слова:

спецпереселенцы; социальная интеграция; высшее и среднее специальное образование; Западная Сибирь; поздний сталинизм

Аннотация

В статье ставится вопрос о том, было ли среднее специальное и высшее образование в конце 1940-х – начале 1950-х гг. эффективным инструментом социальной интеграции в судьбе спецпереселенцев. Понятие «доступность» рассматривается через анализ как формальных барьеров, созданных режимом на законодательном уровне, так и неформальных, сформированных представителями местных властей и администрацией образовательных учреждений, которые усложняли реализацию спецпереселенцами права на образование. Исследуются основные характеристики ссыльных, которые все же смогли преодолеть эти трудности и поступили в средние специальные или высшие учебные заведения: учитываются национальность, принадлежность к тому или иному спецконтингенту, возраст, пол, происхождение их родителей, обобщаются основные этапы их биографии до поступления. В рамках понятия «эффективность» дается оценка степени успешности интеграционного процесса спецпереселенцев внутри учебных заведений. В качестве ключевого критерия используется анализ четырех параметров, которые отражают разные стороны активности спецпереселенцев: академическая успеваемость, дисциплина, активность в общественно-политической жизни, членство в комсомоле или партии. Особое внимание уделяется сходствам и различиям моделей поведения у представителей различных спецконтингентов (немцев, калмыков, членов ОУН и т. д.). Ставится проблема возможного влияния на процесс социальной интеграции спецпереселенцев дискриминации внутри учебного учреждения. Статья базируется на документальных источниках, впервые вводимых в научный оборот: это пофамильные списки студентов из числа спецпереселенцев, их персональные характеристики, приказы учебного заведения по личному составу студентов, личные дела спецпереселенцев, составляемые при поступлении их в учебные заведения, и т. п. Частично привлекаются нарративные источники.

Биография автора

Olga Filippenko

научный сотрудник, Йенский университет имени Фридриха Шиллера.

07743, Германия, Йена, Fuerstengraben, 1.

ORCID 0000-0001-9287-196X

olga.kanyshkova@mail.ru

Библиографические ссылки

Arkhiv SibGMU [Archive of Siberian State Medical University]. Stock 561. List 1. Dos. 679, 789, 874, 1858, 11666.

Arkhiv TGPU [Archive of Tomsk State Pedagogical University]. Stock 566. List 2. Dos. 2083, 2756, 5036, 10632, 16120.

Arkhiv TGU [Archive of Tomsk State University]. Stock 815. List 35. Dos. 120; List 58. Dos. 177; List 59. Dos. 34; List 76. Dos. 15.

Arkhiv TPU [Archive of Tomsk Polytechnic University]. List 7. Dos. 507, 753, 3138, 2468; List 11. Dos. 316; List 12. Dos. 27, 296, 664, 1297.

El’buzdukaeva, T. U., Yandarova, S. Kh. (2016). Politicheskii aspekt sotsializatsii chechentsev i ingushei v oblasti obrazovaniya i kul’tury v mestakh spetsposeleniya v 40–50-e gg. XX v. [Political Socialisation of Chechens and Ingushes in the Educational and Cultural Fields in Special Settlements between the 1940s and 1950s]. In Vestnik Vladikavkazskogo nauchnogo tsentra. No. 4, pp. 24–29.

GAKO [State Archive of Kemerovo Region]. Stock. R‑75. List 7. Dos. 93.

GARF [State Archive of the Russian Federation]. Stock R‑9408. List 1. Dos. 1; Stock R‑9479. List 1. Dos. 436.

GATO [State Archive of Tomsk Region]. Stock 561. List 2. Dos. 95, 96, 104, 105, 112, 116, 117, 118; Stock 1129. List 2. Dos. 310, 677; List 5. Dos. 8, 25, 84, 267, 268, 677.

Guchinova, E.-B. M. (2005). Pomnit’ nel’zya zabyt’. Antropologiya deportatsionnoi travmy kalmykov [It is Impossible to Forget, Remember. An Anthropology of the Deportation Trauma of the Kalmyks]. Stuttgart, Ibidem. 282 p.

Ignatova, N. M. (2009). Spetspereselentsy v respublike Komi v 1930–1950-e gg. [Special Settlers in the Komi Republic, 1930s‑1950s]. Syktyvkar, Institut yazyka, literatury i istorii Komi nauchnogo tsentra Ural’skogo otdeleniya RAN. 192 p.

Ivanov, A. S. (2016). Obrazovatel’naya sreda spetsposelenii Yugry 1930–1950-kh gg.: formirovanie i evolyutsiya obrazovatel’nogo prostranstva [Educational Environment of Yugra Special Settlements in the 1930s–1950s: Formation and Evolution of Educational Space]. In Manuskript. No. 12, pp. 75–79.

Krasil’nikov, S. A., Sarnova, V. V. (2004). Sokhranenie natsional’noi kul’tury i etnichnosti spetspereselentsami v Sibiri v 1930–1940-e gody [Preservation of National Culture and Identity by Displaced Persons in Siberia in the 1930s–1940s]. In Natsional’nokul’turnaya politika v Sibirskom regione v XX v. Novosibirsk, Novosibirskii gosudarstvennyi universitet, pp. 197–217.

Moshkin, V. V. (1992). Krest’yanskaya ssylka na Ob’-Irtyshskii Sever (1930–1933 gg.) [Deportation of Peasants to the Ob-Irtysh North (1930–1933)]. Dis. … kandidata istoricheskikh nauk. Nizhnevartovsk, S. n. 208 p.

Parsons, T. (1991). The Social System. L., Routledge. 575 p.

Rabinovich, R. (2015). Skvoz’ tri stroya [Through Three Regimes]. Moscow, Muza tvorchestva. 520 p.

Resheniya partii i pravitel’stva po khozyaistvennym voprosam. 1917–1967 v 5 t. [Decisions of the Party and Government on Economic Issues. 1917–1967. 5 Vols.]. (1967). Moscow, Politizdat. Vol. 2, 1929–1940. 558 p.

RGAE [Russian State Archive of the Economy]. Stock 1562. List 41. Dos. 113.

Sobranie postanovlenii i rasporyazhenii pravitel’stva SSSR (№ 1–32) [Collection of the Resolutions and Orders of the Government of the USSR (No. 1–32)]. (1940). Moscow, Upravlenie delami Soveta Ministrov SSSR. 1078 p.

TsDNI TO [Documentation Centre of the Modern History of Tomsk Region]. Stock 607. List 1. Dos. 243, 948, 949, 1648, 1649, 1707.

Zagorodnyuk, N. I. (1992). Shkoly dlya spetspereselentsev (30–50 gg.) [Schools for Special Settlers (1930–1950)]. In Istoricheskii opyt obrazovaniya Tyumenskogo kraya. Materialy oblastnoi nauchnoi konferentsii. Tyumen, S. n., pp. 78–80.

Загрузки

Опубликован

2019-09-27

Как цитировать

Filippenko, O. (2019). Ticket in ein neues Leben: Die Integration der Sondersieder durch Fachbildung (1950er Jahre, Tomsk). Quaestio Rossica, 7(3), 776–790. https://doi.org/10.15826/qr.2019.3.407

Выпуск

Раздел

Problema voluminis