Просвещение и социальная эмансипация в представлениях элиты эпохи Екатерины II: от «культурного шока» ‒ к модернизационным практикам

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2019.2.391

Ключевые слова:

Россия в конце XVIII в.; крестьянский вопрос; модернизация; эпоха Просвещения; просвещенный абсолютизм; школьные реформы; народные училища

Аннотация

На основе анализа опубликованных и архивных источников показано, что положительное решение ключевого для России крестьянского вопроса, начиная с Екатерины II, стало тесно увязываться с развитием просвещения как среди массы населения, так и среди господствующего класса. Важнейшую роль в этом сыграл культурный шок по приезде в Россию будущей императрицы, которую поразили отсталость, несвобода, государственное неустройство. Не решившись на прямые действия по упразднению крепостного права, она стала готовить культурную и нравственную почву для возможности такого шага в будущем, используя иные практики. С точки зрения теории модернизации и подходов интеллектуальной истории, примененных в исследовании, школьная реформа конца XVIII в. наиболее полно соответствовала идеалам Просвещения и модернизационным перспективам страны среди всех осуществленных мероприятий царствования Екатерины II. Эта реформа положила начало созданию и развитию государственной системы образования. Создание в ее ходе российской общеобразовательной школы являлось совершенно необходимым условием модернизации страны, прочности и дальнейшего продолжения изменений в общественной, интеллектуальной и культурной жизни. При разработке и реализации реформы был использован опыт одной из «просвещенных монархий» Европы – австрийской, а император Иосиф II проявил в этом деле личное участие. Активными проводниками и пропагандистами екатерининской школьной реформы стали представители интернационального ученого сообщества, связанные с работой в России, в том числе академики Ф.- У. Эпинус и А.-Л. Шлёцер. В основу школьной реформы легли самые прогрессивные принципы, например, совместного обучения детей всех сословий и обоего пола или бесплатности образования. Эти принципы заметно опережали готовность российского общества к их восприятию и не могли быть реализованы в полной мере, но в исторической перспективе был сделан верный шаг в необходимом направлении. Он сыграл важную роль в деле взращивания «просвещенной бюрократии», подготовки условий для будущего освобождения крестьян и реформирования российского общества в целом. Школьная реформа Екатерины II вкупе с другими образовательными инициативами оказалась примером в целом успешного осуществления модернизационного проекта на пути культурной вестернизации с учетом национальной специфики и проблематики.

Биография автора

Ludmila Artamonova

доктор исторических наук, профессор, Самарский государственный институт культуры.

443010, Россия, Самара, ул. Фрунзе, 167.

ORCID 0000-0002-4584-6339

artamonovoi@mail.ru

Библиографические ссылки

Alekseev, V. V., Poberezhnikov, I. V., et al. (2016). Aktory rossiiskoi imperskoi modernizatsii (XVIII – nachalo XX v.): regional’noe izmerenie [The Actors of Russian Imperial Modernisation (18th – Early 20th Centuries): A Regional Dimension]. Yekaterinburg, Bank kulturnoi informatsii. 316 p.

Arkhiv SPbIIRAN [Archive of the St Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences]. Stock 36. List 1. Dos. 1161.

Artamonova, L. M. (2013). Politika v sfere narodnogo prosveshcheniya v Povolzh’e (XVIII – pervaya polovina XIX v.) [State Policy in the Sphere of Public Education in the Volga Region between the 18th and First Half of the 19th Centuries]. In Rossiiskaya istoriya. No. 2, pp. 101–113.

Bokova, V. M., Tsimbaev, N. I. (Eds.). (1996). Zolotoi vek Yekateriny Velikoi: Vospominaniya [The Golden Age of Catherine the Great: Recollections]. Moscow, Izdatel’stvo Moskovskogo universiteta. 328 p.

Boltin, I. N. (1788). Primechaniya na Istoriyu drevniya i nyneshniya Rossii g. Leklerka v 2 t. [Notes on the History of Ancient and Present-Day Russia by Mr. Leclerc. 2 Vols.]. St Petersburg, Tipografiya Gornago uchilishcha. Vol. 2. 558 p.

Bushuev, S. V. (1994). Istoriya gosudarstva Rossiiskogo: istoriko-bibliograficheskie ocherki v 2 kn. [History of the Russian State. Historical and Bibliographic Essays. 2 Books]. Moscow, Knizhnaya palata. Book 2. XVII–XVIII vv. 416 p.

Catherine II (1989). Zapiski imperatritsy Ekateriny II [Notes by Empress Catherine II]. Moscow, Orbita. VIII + 748 p.

Dubman, E. L., Smirnov, Yu. N., Artamonova, L. M., Savel’ev, P. I. (2000). Istoriya Samarskogo Povolzh’ya s drevneishikh vremen do nashikh dnei. XVI – pervaya polovina XIX veka [The History of the Samara Volga Region from Ancient Times to Our Days. 16th – First Half of the 19th Centuries]. Moscow, Nauka. 287 p.

Epifanov, P. P., Mavrodin, V. V. (Eds.). (1983). Istoriya SSSR. S drevneishikh vremen do 1861 g. [The History of the USSR. From Ancient Times until 1861]. Moscow, Prosveshchenie. 576 p.

Grot, Ya. K. (1879). Zaboty Ekateriny II o narodnom obrazovanii, po ee pis’mam [k] Grimmu: [Rech’ … v sobranii Akademii nauk 29 dekabrya 1878 g.) [Catherine II’s Preoccupation about Public Education, According to Her Letters to Grimm: (Speech … in the Meeting of the Academy of Sciences on December 29. 1878)]. St Petersburg, Tipografiya M. A. Khana. 40 p.

Il’ichenko, E. V. (2010). Obshchestvenno-politicheskie vzglyady P. – Sh. Leveka (problema “tsivilizatsii” Rossii) [Social and Political Views of P. Сh. Levesque (the Problem of “Civilizing” Russia)]. In Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. Vol. 10. No. 2, pp. 53–58.

Kabytov, P. S., Artamonova, L. M., Smirnov, Yu. N., et al. (2007). Povolzh’e – “vnutrennyaya okraina” Rossii: gosudarstvo i obshchestvo v osvoenii novykh territorii (konets XVI – nachalo XX vv.) [The Volga Region is the “Inner Outskirts” of Russia: State and Society in the Development of New Territories (Late 16th – Early 20th Centuries)]. Samara, Samarskoe otdelenie Litfonda. 327 p.

Kamenskii, A. B. (2010). Yubilei upushchennykh vozmozhnostei [An Anniversary of Missed Opportunities]. In Rodina. No. 2, pp. 29–31.

Khramkov, L. V., Kabytov, P. S., Smirnov, Yu. N., et al. (1993). Samarskaya letopis’: ocherki istorii Samarskogo kraya s drevne’shikh vremen do nachala XX v. v 2 kn. [The Samara Chronicle: Essays on the History of Samara Region from Ancient Times to the Early 20th Century. 2 Books]. Samara, Art Maket. Book 1. Samarskii krai s drevneishikh vremen do serediny XIX v. 219 p.

Khrapovitskii, A. V. (1901). Dnevnik s 18 yanvarya 1782 po 17 sentyabrya 1793 goda [Diary from 18 January 1782 to 17 September 1793]. Moscow, Russkii arkhiv. XXII + 404 p.

Marasinova, E. N. (2007). O politicheskom soznanii russkogo obshchestva vo vtoroi polovine XVIII v. [About the Political Consciousness of Russian Society in the Second Half of the 18th Century]. In Voprosy istorii. No. 12, pp. 81–92.

Mezin, S. A. (2013). Didro, Reinal’ i Radishchev: iz istorii filiatsii idei [Diderot, Raynal and Radishchev: From the History of the Filiation of Ideas]. In XVIII vek. St Petersburg, Nauka. Vol. 27. Puti razvitiya russkoi literatury XVIII veka, pp. 326–342.

Mikhailov, O. N. (1990). Ekaterina II – imperatritsa, pisatel’, memuarist [Catherine II – Empress, Writer, Memoirist]. In Sochineniya Ekateriny II. Moscow, Sovetskaya Rossia, pp. 3–20.

Mironov, B. N. (2015). Rossiiskaya imperiya: ot traditsii k modern v 3 t. [Russian Empire: From Tradition to Modernity. 3 Vols.]. St Petersburg, Dmitrii Bulanin. Vol. 2. 912 p.

Moryakov, V. I. (1981) Iz istorii evolyutsii obshchestvenno-politicheskikh vzglyadov prosvetitelei kontsa XVIII veka (Reinal’ i Radishchev) [From the History of the Evolution of the Social and Political Views of the Enlighteners of the Late 18th Century (Raynal and Radishchev)]. Moscow, Izdatel’stvo Moskovskogo universiteta. 224 p.

Nefedov, S. A. (2011). O rabovladel’cheskoi sushchnosti russkogo krepostnichestva [On the Slave-Owing Nature of Russian Serfdom]. In Izvestiya Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2. Gumanitarnye nauki. Vol. 93. No. 3, pp. 199–205.

Pis’ma barona Melkhiora Grimma imperatritse Ekaterine II [Letters from Baron Melchior Grimm to Empress Catherine II]. (1881). In SIRIO. Vol. 33, pp. 1–422.

Pisma imperatritsy Ekateriny II baronu Melkhioru Grimmu [Letters of Empress Catherine II to Baron Melchior Grimm]. (1878). In SIRIO. Vol. 23. VIII + 732 p.

Prikazchikova, Е. (2018). “Dukhovnyi rytsar’” I. Lopukhin: dialog s vlast’yu i sovest’yu [Lopukhin, a “Spiritual Knight”: A Dialogue with Power and Conscience]. In Quaestio Rossica. Vol. 6. No. 3, pp. 711–726. DOI 10.15826/qr.2018.3.323.

PSZ [Complete Collection of Laws of the Russian Empire]. Vol. 22. 1784–1788.

Redin, D., Soboleva, L. (2017). The Epoch of the Enlightenment: From the Voyages of Peter I to the Ideas of the Catherinian Period. In Quaestio Rossica. Vol. 5. No. 2, pp. 303–312. DOI 10.15826/qr.2017.2.224.

RGADA [Russian State Archive of Ancient Acts]. Stock 10. List 1. Dos. 434.

Russische Schul Projecte. (1886). In Sbornik otdeleniya russkogo yazyka i slovesnosti Imperatorskoi Akademii nauk. St Petersburg, Tipografiya Imperatorskoi Akademii nauk. Vol. 16. No. 2, pp. 132–134.

Scharf, K. (2010). Veter peremen iz Shtettina i Galle: nemetskie korni politicheskogo samosoznaniya Ekateriny II [The Wind of Change from Stettin and Halle: The German Roots of Catherine II’s Political Identity]. In Rodina. No 2, pp. 4–8.

[Shcherbatov, M. M.]. (N. d.). Razmyshleniya o neudobnostyakh v Rossii dat’ svobodu krest’yanam i sluzhitelyam ili zdelat’ sobstvennost’ imenii: [rukopis’] [Reflections on Inconveniences in Russia Concerning Giving Freedom to Peasants and Servants or Creating Property of Estates. Manuscript]. In SOUNB. No. 306105.

Smirnov, Yu. N. (2016). The Modernization Concept as an Integrative Framework for the Methodology of Studying Topical Issues in Russian History. In Bylye Gody. Rossiiskii istoricheskii zhurnal. Vol. 41–1. Iss. 3–1, pp. 944–954.

Smirnov, Yu. N. (2017). Rossiiskaya imperiya: ot kolonizatsii do revolyutsii [The Russian Empire: From Colonisation to Revolution]. In Quaestio Rossica. Vol. 5. No. 3, рp. 869–881. DOI 10.15826/qr.2017.3.255.

Smirnov, Yu. N. (2018). Retrospektivnyi analiz v zhanre ustnoi istorii besed s zhitelyami doreformennogo rossiiskogo goroda [Retrospective Analysis of Conversations with Residents of the Pre-Reform Russian City in the Genre of Oral History]. In Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya: Istoriya. Vol. 63. No. 2, pp. 361–377.

Sukhomlinov, M. I. (1882). Istoriya Rossiiskoi akademii [History of the Russian Academy]. St Petersburg, Tipografiya Imperatorskoi Akademii nauk. Iss. 6. II + 512 p.

Загрузки

Опубликован

2019-06-21

Как цитировать

Artamonova, L. (2019). Просвещение и социальная эмансипация в представлениях элиты эпохи Екатерины II: от «культурного шока» ‒ к модернизационным практикам. Quaestio Rossica, 7(2), 525–538. https://doi.org/10.15826/qr.2019.2.391

Выпуск

Раздел

Problema voluminis