Гипертрихоз в социокультурном пространстве России (конец XIX – начало XX в.)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2019.2.385

Ключевые слова:

волосатые люди; гипертрихоз; цивилизационная парадигма; показ уродов; «новый человек»; утопическая литература

Аннотация

Рассматривается эволюция представлений об инаковости в конце XIX – начале XX в., когда на смену имперской цивилизационной парадигме был провозглашен «новый человек». Акцент в данном случае делается на традиции описания и демонстрации чрезмерно волосатых людей в русской культуре, на ее научно-антропологических, а также литературных иллюстрациях. На основе примеров из культурной жизни того времени, а также из творчества А. Чехова, Е. Замятина, А. Беляева, М. Булгакова и А. Платонова показано, что в контексте дебатов об исчезновении старых цивилизаций и построении новых «волосатые люди» служили толчком для размышлений об идентичности – как личной, так и коллективной, социальной, иногда национальной. Приводятся различные формы демонстрации таких «монстров» или «уродов» (Юлии Пастрана, Адриана Евтихиева, Федора Петрова, Василисы Федоровой), которых во второй половине XIX в. показывали из-за их чрезмерной волосатости как в балаганах, так и на антропологических выставках. Анализируются воспоминания и реминисценции о волосатых и мохнатых людях как в утопической, так и в антиутопической литературе начала XX в. Обращаясь к теме «волосатого человека», литература ставит под вопрос уникальность и радикальность проекта создания «нового человека» в недавно возникшей cоветской России. Хотя советская цивилизационная модель и строилась на декларативном противопоставлении предшествовавшей ей имперской модели, мотив «волосатого человека» показывает, что она по-прежнему опиралась на уже сформировавшийся образ Другого.

Биография автора

Annick Morard

кандидат философских наук, доцент, Женевский университет.

1211, Швейцария, Женева, ул. Генерала Дюфура, 24.

ORCID 0000-0001-9741-8136

annick.morard@unige.ch

Библиографические ссылки

Belyaev, A. R. (N. d.). Bor’ba v efire [Fighting in the Air]. In Literaturnyi klub [website]. URL: http://www.alexandrbelyaev.ru/content/category/26/35/219/ (mode of access: 10.09.2018).

Belyaev, A. R. (1964). Belyi dikar’ [White Savage]. In Belyaev, A. R. Sobranie sochinenii v 8 t. Moscow, Molodaya gvardiya. Vol. 8, pp. 431–467.

Berdnikov, L. (2013). Ventsenosnyi bradobrei [Crowned Barber]. In Novyi bereg. No. 40. URL: http://magazines.russ.ru/bereg/2013/40/15b.html (mode of access: 18.04.2018).

Blanchard, P. et al. (Eds.). (1995). L’Autre et Nous: « Scènes et Types ». Paris, Syros, Achac. 279 p.

Blanchard, P. et al. (Eds.). (2011). Zoos humains et exhibitions coloniales: 150 ans d’inventions de l’Autre. Paris, La Découverte. 598 p.

Bondeson, J. (2000). The Two-headed Boy, and Other Medical Marvels. Ithaca, N. Y., Cornell Univ. Press. 320 p.

Buslaev, F. I. (2001). Drevnerusskaya boroda [The Old Russian Beard]. In Buslaev, F. I. Drevnerusskaya literatura i pravoslavnoe iskusstvo. St Petersburg, Liga Plyus, pp. 308–323.

Chekhov, A. P. (1963). Sobranie sochinenii v 12 t. [Collected Works. 12 Vols.]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury. Vol. 10. 639 p.

Courtine, J.- J. (2006). Le corps anormal: Histoire et anthropologie culturelles de la difformité. In Corbin, A., Courtine, J.-J., Vigarello, G. (Dir.). Histoire du corps: 3 vol. Paris, Seuil. Vol. 3, pp. 209–273.

Denisenko, E. E. (2003). Ot zverintsev k zooparku [From Menagerie to Zoo]. St Petersburg, Iskusstvo–SPb. 380 p.

Durbach, N. (2010). Spectacle of Deformity: Freaks Shows and Modern British Culture. Berkeley, CA, Univ. of California Press. 273 p.

Etkind, A. M. (2013). Vnutrennyaya kolonizatsiya. Imperskii opyt Rossii [Internal Colonisation. The Imperial Experience of Russia]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 448 p.

Gélis, J. (2011). Le poil monstrueux: femmes à barbe et hommes-chiens. In Auzépy, M.-F., Cornette, J. (Dir.). Histoire du poil. Paris, Belin, pp. 115–142.

Gorky, M. (1960). Sobranie sochinenii v 18 t. [Collected Works. 18 Vols.]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury. Vol. 4. Proizvedeniya 1903–1907. 424 p.

Heller, L. (2006). Oboroten’: iz natsional’nykh mifov [The Werewolf: From National Myths]. In Slavic Almanac. The South African Journal for Slavic, Central and European Studies. Vol. 12. No. 2, pp. 134–146.

Heller, L. (2009). Avant-propos. In Heller, L., Coldеfy-Faucard, A. (Eds.). Études de lettres: Exotismes dans la culture russe. No. 2–3. URL: http://journals.openedition.org/edl/369 (mode of access: 07.09.2018).

Heller, L., Coldеfy-Faucard, A. (Eds.). (2009). Études de lettres: Exotismes dans la culture russe. No. 2–3. 352 p.

Konechnyi, A. M. (1989). Peterburgskie narodnye gulyan’ya na maslenoi i paskhal’noi nedelyakh [St Petersburg Folk Festivals during Shrovetide and Easter Weeks]. In Peterburg i guberniya. Istoriko-etnograficheskie issledovaniya. Leningrad, Nauka, pp. 21–52.

Le Double, A.-F., Houssay, F. (1912). Les velus: Contribution à l’étude des variations par excès du système pileux de l’homme et de leur signification au point de vue de l’anthropologie zoologique. Paris, Vigot. 501 p.

Mansurov, N. P. (1887). O volosatykh lyudyakh (Homines pilosi) [About Hairy People (Homines pilosi)]. In Klinicheskii sbornik po dermatologii i sifilologii. Moscow, Universitetskaya tipografiya (M. Katkov i Co). Iss. 2, pp. 24–40.

Mansurov, N. P. (1889). O priobretennom izbytke volos (Hypertrichiosis acquisita s. polytrichia) [On Acquired Excess of Hair (Hypertrichiosis acquisita s. polytrichia)]. In Klinicheskii sbornik po dermatologii i sifilologii. Moscow, Tipografiya V. A. Gattsuk. Iss. 3, pp. 10–14.

Mogil’ner, M. B. (2008). Homo Imperii: Istoriya fizicheskoi antropologii v Rossii (konets XIX – nachalo XX v.) [Homo Imperii: The History of Physical Anthropology in Russia (Late 19th – Early 20th Centuries)]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 512 p.

Morard, A. (2016). Julia Pastrana ou les aventures extraordinaires de « la femme-singe » en Russie. Contribution à l’histoire culturelle des spectacles de monstres. In Cahiers du Monde russe. Vol. 57. No. 4, pp. 765–790.

Morard, A. (2017). Odomashnit’ inogo. Pokaz monstrov v Rossii [Domesticating the Other: Freak Shows in Russia]. In Novoe literaturnoe obozrenie. No. 143, pp. 215–232.

Platonov, A. P. (2009). Chevengur: roman; Kotlovan: povest’ [Chevengur: Novel; The Foundation Pit: Novel] / ed. by N. M. Malygina. Moscow, Vremya. 608 p.

Platonov, A. P. (2010). Schastlivaya Moskva: roman, povest’, rasskazy [Happy Moscow: Novel, Novellas] / ed. by N. V. Kornienko. Moscow, Vremya. 624 p.

Sverkh”estestvennaya istoriya Yulii Pastrana, kotoraya, po mneniyu izvestneishikh vrachei i estestvoispytatelei, predstavlyaet do nyne eshche nevidannoe divo. Sostavlena po dostovernym istochnikam i perevedena s angliiskogo [The Supernatural Story of Julia Pastrana, also Known as the Nondescript. Pronounced by Eminent Physicians and Naturalists to Be the Most Extraordinary Specimen of Nature Ever Seen So Far. Compiled from Authentic Data]. (1858). St Petersburg, Tipografiya Kh. Gintse. 47 p.

Toropov, S. N. (2005). Kologrivskii sled “snezhnogo cheloveka” [The Kologriv “Bigfoot” Trail]. In Gubernskii dom. No. 1–2 (64–65), pp. 130–132.

Zamyatin, E. I. (2003). Sobranie sochinenii v 5 t. [Collected Works. 5 Vols.]. Moscow, Russkaya kniga. Vol. 2. Rus’. 590 p.

Загрузки

Опубликован

2019-06-21

Как цитировать

Morard, A. (2019). Гипертрихоз в социокультурном пространстве России (конец XIX – начало XX в.). Quaestio Rossica, 7(2), 425–441. https://doi.org/10.15826/qr.2019.2.385

Выпуск

Раздел

Problema voluminis