«Бог данного мгновения». Демоны Врубеля: импульс и конструкция

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2019.2.383

Ключевые слова:

Демон; инфернальное существо; демонизм в античной культуре; творчество М. А. Врубеля; европейская живопись 1870–1900 гг.

Аннотация

Дан анализ демонического в творчестве М. А. Врубеля в контексте «болезненных фантазмов» европейского искусства последней трети XIX в. Отмечается, что в европейской живописи 1870–1900 гг. традиционная иконография инфернальных существ, созданная в рамках религиозного искусства, перестает быть актуальной, а привычные приемы «не работают». Парадоксальная телесная конструкция, подчеркнутая разнородность частей инфернального существа имеют древнюю традицию, и художники ХIХ в. не могли не обратиться к античному наследию. Только через соединение фольклорных элементов, литературных сюжетов, типажей массовой культуры, индивидуальных предпочтений – снов и кошмаров – мог появиться эклектичный образ монстра, который, как творение Франкенштейна, сшит на скорую руку из разнородных частей (расчлененных трупов). Следовательно, желающие изобразить образ классического (античного) монстра должны были передать его фатальность (роковую силу), чувственность (женственность), безликость (невидимость), внезапность (неуловимость). Врубель упорно и последовательно разрабатывал программу, в которой «бог данного мгновения» (метафора А. Лосева) предстал бы во всей многогранной красе. Врубелевские «Демоны» в своей совокупности – это не серия картин, а единое, в полном смысле слова программное произведение. Творческая программа последовательно реализуется мастером в различных пластических решениях, но, размеренная, разверстанная на годы труда, этапность работы взрывается импульсными вспышками спонтанной творческой активности. Представляется, что такое импульсное начало в «Демонах» является диалектической оппозицией проектному. Синтез этих начал определяет уникальность врубелевской программы, становится аутентичным воплощением самой идеи демонизма в ее эллинистической, антично-христианской формации.

Биографии авторов

Evgeny Alekseev

кандидат искусствоведения, научный сотрудник, Институт истории и археологии Уральского отделения РАН; доцент, Уральский федеральный университет.

620990, Россия, Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 16.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0003-3460-6679

ev-alex@yandex.ru

Andrey Merezhnikov

кандидат искусствоведения, доцент, Уральский федеральный университет.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0002-8711-4363

merejnikov7@rambler.ru

Библиографические ссылки

Benois, A. N. (1995). Istoriya russkoi zhivopisi v ХIХ veke [History of Russian Painting in the 19th Century]. Moscow, Respublika. 448 p.

Burton, R. (2005). Anatomiya Melankholii [The Anatomy of Melancholy] / transl., ed. by A. G. Inger. Moscow, Progress-Traditsiya. 832 p.

Durylin, S. N. (1948). Vrubel’ i Lermontov [Vrubel and Lermontov]. In Literaturnoe nasledstvo. Vols. 45–46. M. Yu. Lermontov. Moscow, Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR, pp. 541–622.

Eco, U. (Ed.). (2007). Istoriya krasoty [History of Beauty] / transl. by A. Sabashnikova. Moscow, Slovo. 440 p.

Fedorov-Davydov, A. A. (1968). Mikhail Aleksandrovich Vrubel’ [Mikhail Alexandrovich Vrubel]. Moscow, Iskusstvo. 43 p.

Gnedich, P. P. (2004). Istoriya iskusstv: Zodchestvo. Zhivopis‘. Vayanie v 3 t. [History of Art. Architecture. Painting. Sculpture. 3 Vols.]. Moscow, OLMA-Press. Vol. 3. 640 p.

Gomberg-Verzhbinskaya, E. P. (Ed.). (1963). Mikhail Aleksandrovich Vrubel’. Perepiska. Vospominaniya o khudozhnike [Mikhail Aleksandrovich Vrubel. Letters. Memoirs about the Artist]. Leningrad, Moscow, Iskusstvo. 430 p.

Korovin, K. A. (2010). “To bylo davno… tam… v Rossii…”. Vospominaniya, rasskazy, pis’ma v 2 kn. [“It Was a Long Time… there… in Russia…”. Memoirs, Stories, Letters. 2 Books]. Moscow, Russkii put’. Book 2. 870 p.

Losev, A. F. (1980). Grecheskaya mifologiya [Greek Mythology]. In Tokarev, S. A. (Ed.). Mify narodov mira. Entsiklopediya v 2 t. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya. Vol. 1. A – K, pp. 321–334.

Rozanov, V. V. (1994). Sobranie sochinenii v 30 t. [Collected Works. 30 Vols.]. Moscow, Respublika. Vol. 1. Sredi khudozhnikov. 494 p.

Sarab’yanov, D. V. (1980). Russkaya zhivopis’ XIX veka sredi evropeiskikh shkol [19th-Century Russian Painting among the European Schools]. Moscow, Sovetskii khudozhnik. 494 p.

Sedlmayr, H. (2008). Utrata serediny [The Lost Centre]. Moscow, Progress-Traditsiya. 640 p.

Загрузки

Опубликован

2019-06-21

Как цитировать

Alekseev, E., & Merezhnikov, A. (2019). «Бог данного мгновения». Демоны Врубеля: импульс и конструкция. Quaestio Rossica, 7(2), 395–412. https://doi.org/10.15826/qr.2019.2.383

Выпуск

Раздел

Problema voluminis