Диалог И. В. Киреевского и А. С. Хомякова о характере русского и европейского просвещения

Авторы

  • Natalya Volodina

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2019.1.374

Ключевые слова:

русское просвещение; европейское просвещение; ментальность; рационализм и рассудочность; разумность и цельность; взаимовлияние

Аннотация

Рассматривается диалог философов-публицистов А. С. Хомякова и И. В. Киреевского о русском и европейском просвещении. Соотнесение работ Киреевского «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России» (1852) и Хомякова «По поводу статьи И. В. Киреевского “О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России”» (1852) раскрывает понимание ими проблемы, ставшей поводом для их творческого и интеллектуального общения. Это позволяет увидеть не только единство «славянофильских мнений», но и индивидуальный взгляд авторов на обсуждаемое явление. Русское и европейское просвещение, по их размышлениям, отличаются и в своих истоках, и своем содержании. Просвещение в понимании обоих философов является универсальной категорией, которая характеризует не только собственно интеллектуальную деятельность, связанную с образованием человека, спецификой научного знания, но также нравственные, духовные, эстетические ценности общества и поведение и быт людей. Совпадая в целом по сути понимания проблемы, философы расходятся в ряде частных выводов. Позиция Хомякова по европейскому вопросу оказывается более сочувственной, он подробно говорит о достижениях европейской культуры, которые стали общим достоянием человечества, и более критично оценивает период жизни Древней Руси, ссылаясь на конкретные исторические факты. Киреевский в большей мере стремится к обобщениям, избирательно привлекая материал русской и европейской истории. В итоге оба автора признают преимущество русского просвещения, обладающего внутренней цельностью и разумностью, одухотворенного верой, в отличие от «раздвоенности» и рассудочности европейского просвещения. В то же время и Киреевский, и Хомяков стремятся уйти от жесткого противопоставления России и Европы и приходят к выводу о том, что их внутренние связи исторически закономерны и обогащают как русскую, так и европейскую культуру.

Биография автора

Natalya Volodina

доктор филологических наук, профессор, Череповецкий государственный университет.

162600, Россия, Череповец, пр. Луначарского, 5.

rusfilolog@chsu.ru

Библиографические ссылки

Berdyaev, N. A. (1989). A. S. Khomyakov kak filosof [A. S. Khomyakov as a Philosopher]. In Berdyaev, N. A. Tipy religioznoi mysli v Rossii. Paris, YMCA-Press, pp. 60–67.

Bol’shakova, A. I. (2004). Mentalitet [Mentality]. In Zapadnoe literaturovedenie XX veka. Moscow, Inrada, pp. 250–251.

Egorov, B. F. (2003). Ot Khomyakova do Lotmana [From Khomyakov to Lotman]. Moscow, Yazyki slavyanskoi kul’tury. 367 p.

Egorov, B. F. (2007). A. S. Khomyakov – russkii evropeets [A. S. Khomyakov – a Russian European]. In A. S. Khomyakov – myslitel’, poet, publitsist v 2 t. Moscow, Yazyki slavyanskoi kul’tury. Vol. 1, pp. 27–30.

Grekov, V. N. (2014). “Moskovskii sbornik” I. S. Aksakova v kontekste russkoi kul’tury [Moskovsky Sbornik by I. S. Aksakov in the Context of Russian Culture]. In Grekov, V. N. (Ed.). Moskovskii sbornik. Moscow, Nauka, pp. 837–910.

Gurevich, P. S. (2007). Mental’nost’ [Mentality]. In Psikhologicheskii slovar’. Moscow, Olma, pp. 365–366.

Kantor, V. K. (2001). Russkii evropeets kak yavlenie kul’tury [A Russian European as a Phenomenon of Culture]. Moscow, ROSSPEN. 697 p.

Khomyakov, A. S. (1861). Po povodu stat’i I. V. Kireevskogo “O kharaktere prosveshcheniya Evropy i ego otnoshenii k prosveshcheniyu Rossii” [On I. V. Kireevsky’s On the Character of European Enlightenment and Its Relation to Russian Enlightenment]. In Khomyakov, A. S. Polnoe sobranie sochinenii v 2 t. Moscow, Universitetskaya tipografiya, pp. 195–260.

Khomyakov, A. S. (2014). Neskol’ko slov po povodu stat’i g. Kireevskogo, pomeshchennoi v 1-m tome “Moskovskogo sbornika” (“O kharaktere prosveshcheniya Evropy i ego otnoshenii k prosveshcheniyu Rossii”) [A Few Words on Mr. Kireevsky’s Article Found in the First Volume of Moskovsky Sbornik (On the Character of European Enlightenment and Its Relation to Russian Enlightenment)]. In Grekov, V. N. (Ed.). Moskovskii sbornik. Moscow, Nauka, pp. 285–334.

Kireevsky, I. V. (1979). Kritika i estetika [Criticism and Aesthetics] / ed. by Yu. V. Mann. Moscow, Iskusstvo. 439 p.

Kireevsky, I. V. (1984). Izbrannye stat’i [Selected Articles] / ed. by V. A. Kotel’nikov. Moscow, Sovremennik. 371 р.

Kireevsky, I. V. (2014). O kharaktere prosveshcheniya Evropy i ego otnoshenii k prosveshcheniyu Rossii [On the Character of European Enlightenment and Its Relation to Russian Enlightenment]. In Grekov, V. N. (Ed.). Moskovskii sbornik. Moscow, Nauka, pp. 285–334.

Leont’ev, K. N. (2005). Vizantizm i slavyanstvo [Byzantinism and Slavdom]. Moscow, Dar. 491 p.

Losev, A. F. (1991). Filosofiya. Mifologiya. Kul’tura [Philosophy. Mythology. Culture]. Moscow, Izdatel’stvo politicheskoi literatury. 524 p.

Ryabii, M. (2007). Aleksei Stepanovich Khomyakov v krugu Kireevskikh – Elaginykh [Alexey S. Khomyakov in the Kireevsky – Elagin Circle]. In A. S. Khomyakov – myslitel’, poet, publitsist v 2 t. Moscow, Yazyki slavyanskoi kul’tury. Vol. 1, pp. 40–50.

Schmemann, A., Archiprb. (2007). Dnevniki 1973–1983 [Diaries. 1973–1983]. Moscow, Russkii put’. 718 p.

Solodkaya, E. A. (2007). Russkoe zapadnichestvo slavyanofila A. S. Khomyakova: diskursivnyi paradoks natsional’noi traditsii [The Russian Westernism of the Slavophile A. S. Khomyakov. Discursive Paradox of the National Tradition]. In A. S. Khomyakov – myslitel’, poet, publitsist v 2 t. Moscow, Yazyki slavyanskoi kul’tury. Vol. 1, pp. 35–39.

Tarasov, B. N. (2007). Khomyakov kak lichnost’ i kak myslitel’ [Khomyakov as a Person and as a Thinker]. In A. S. Khomyakov – myslitel’, poet, publitsist v 2 t. Moscow, Yazyki slavyanskoi kul’tury. Vol. 1, pp. 7–16.

Загрузки

Опубликован

2019-04-06

Как цитировать

Volodina, N. (2019). Диалог И. В. Киреевского и А. С. Хомякова о характере русского и европейского просвещения. Quaestio Rossica, 7(1), 243–254. https://doi.org/10.15826/qr.2019.1.374

Выпуск

Раздел

Conceptus et conceptio