Телесные и пространственные аномалии как отражение всеобщего распада (роман Павла Зальцмана «Щенки»)

Авторы

  • Petr Kazarnovsky

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2019.1.372

Ключевые слова:

Павел Зальцман; русский авангард; русская литература XX в.; Гражданская война; фантасмагория; художники Ленинграда 1930-х гг.; Павел Филонов

Аннотация

Рассмотрен роман Павла Зальцмана «Щенки». Писавшийся на протяжении 50 лет, он вобрал в себя жизненные впечатления художника, поэта, прозаика, имевшего близкое соприкосновение с представителями авангарда, широкий круг интересов в сфере литературы и искусства. Все это позволило автору создать беспрецедентное произведение о Гражданской войне, разворачивающееся на необычайно широком пространстве тогдашней России. Обреченные на вынужденные странствия, герои, среди которых едва ли не важнейшая сюжетообразующая роль выпадает на двух щенков, становятся ввергнутыми во многие страдания: они становятся невольными жертвами человека-совы и «железного мальчика». Последние персонажи – то объединяющие разные модусы животности, то в корне изменившие телесную природу – оказываются способными преодолевать преграды между жизнью и смертью, отчего служат проводниками в небытие тянущихся к ним простоватых героев. Это превращает фантасмагорическое произведение Зальцмана в зловещую фреску об обреченности всех уровней живых существ смерти – насильственной, голодной. Прорабатывая текст своего романа на многих уровнях, Зальцман проявляет внимание ко всякого рода искажениям телесности, в том числе двигательных способностей и свойств. Особого анализа в связи с этим требуют глаголы и их производные, присутствие которых в книге кажется подавляющим и ярко подчеркивает деформации, коим подвергается жизнь. Основной пафос романа – недоумение, ужас перед происходящим: разруха и голод приводят к поеданию всех всеми.

Биография автора

Petr Kazarnovsky

докторант, Женевский университет; учитель русского языка и литературы, средняя школа № 29.

1211, Швейцария, Женева, ул. Генерала Дюфура, 24.

199178, Россия, Санкт-Петербург, Малый пр. Васильевского острова, 34.

pjotr@yandex.ru

Библиографические ссылки

Bakhtin, M. M. (1994). Problemy tvorchestva Dostoevskogo. Problemy poetiki Dostoevskogo [Problems of Dostoyevsky’s Art. Problems of Dostoyevsky’s Poetics]. Kiev, Next. 512 p.

Cervantes, M. de. (1961). Novella o besede sobak [The Dialogue of the Dogs]. In Cervantes, M. de. Sobranie sochinenii v 5 t. Moscow, Pravda. Vol. 4, pp. 21–91.

Filonov, P. N. (2006). Teoriya analiticheskogo iskusstva. Kanon i zakon [A History of Analytical Art. The Canon and the Law]. In Filonov, P. N. Khudozhnik. Issledovatel’. Uchitel’. Zhivopis’. Grafika v 2 t. / ed. by D. Boult, N. Misler, A. Sarab’yanov. Moscow, Agei Tomesh, Gosudarstvennyi Russkii muzei, Gosudarstvennaya Tret’yakovskaya galereya. Vol. 1, pp. 78–83.

Hoffmann, E. T. A. (1992). Izvestie o poslednikh sud’bakh sobaki Bergantsy [A Report on the Latest Adventures of the Dog Berganza]. In Hoffmann, E. T. A. Pesochnyi chelovek. Povesti. Moscow, Tekst, pp. 65–114.

Kukui, I. (2012). Tselesoobraznost’ ada. O knige Pavla Zal’tsmana “Shchenki” [The Expediency of Hell. On Pavel Saltzman’s Puppies] / hosted by D. Volchek. In Radio “Liberty”. August 15. URL: https://www.svoboda.org/a/24678335.html (mode of access: 25.08.2018).

Mandelstam, O. (1990). Egipetskaya marka [Egyptian Stamp]. In Mandelstam, O. Sochineniya v 2 t. Moscow, Khudozhestvennaya literatura. Vol. 2, pp. 59‒87.

Matyushin, M. (1979). Tvorchestvo Pavla Filonova [Works by Pavel Filonov]. In Kovtun, E. F. (Ed.). Ezhegodnik rukopisnogo otdela Pushkinskogo Doma na 1977. Leningrad, Nauka, pp. 232–235.

Saltzman, P. Ya. (2012). Shchenki. Proza 1930–50-kh godov [Puppies. Prose, 1930s–1950s]. Moscow, Vodolei. 432 p.

Saltzman, P. Ya. (2017). Oskolki razbitogo vdrebezgi. Dnevniki i vospominaniya 1925–1955 [Pieces of the Smashed. Diaries and Memoirs 1925–1955]. Moscow, Vodolei. 448 p.

Sergeev, K. V. (2004). “Biologicheskoe prostranstvo” esteticheskogo ob"ekta: Pavel Filonov i “biologiya razvitiya” [The “Biological Space” of an Aesthetic Object: Pavel Filonov and the “Biology of Development”]. In Kul’tura i prostranstvo. Slavyanskii mir. Moscow, Logos, pp. 111–127.

Sovremennyi slovar’ inostrannykh slov [Contemporary Dictionary of Foreign Words]. (1993). Moscow, Russkii yazyk. 740 p.

Yur’ev, O. (2013). Odnoklassniki: pochti povest’ o poslednem pokolenii russkogo modernizma (Vsevolod Petrov i Pavel Zal’tsman) [Classmates: An Almost Story of the Last Generation of the Russian Modernism (Vsevolod Petrov and Pavel Saltzman)]. In Novyi mir. No. 6. URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2013_6/Content/Publication6_
879/Default.aspx (mode of access: 26.08.2018).

Zusmanovich, N. (2008). Pavel Zal’tsman: ot Pu Sun Lina k Daniilu Kharmsu – personazhi i obrazy [Pavel Saltzman: From Pu Songling to Daniil Kharms – Characters and Images]. In Loshchilov, I. (Ed.). Interpretatsiya i avangard : Mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov. Novosibirsk, Izdatel’stvo Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, pp. 114–128. URL: http://pavelSaltzman.org/bibliography/critics/natalia-zusmanovich (mode of access: 26.08.2018).

Загрузки

Опубликован

2019-04-06

Как цитировать

Kazarnovsky, P. (2019). Телесные и пространственные аномалии как отражение всеобщего распада (роман Павла Зальцмана «Щенки»). Quaestio Rossica, 7(1), 203–221. https://doi.org/10.15826/qr.2019.1.372

Выпуск

Раздел

Problema voluminis