Вокруг «Слепого музыканта»: художественная репрезентация девиантных органов чувств

Авторы

  • Mikhail Stroganov

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2019.1.369

Ключевые слова:

В. Г. Короленко; русская литература XIX в.; инвалидность; девиантные чувства; девиантные коммуникативные возможности; слепой герой

Аннотация

На примере повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант», а также ряда других произведений русской литературы рассмотрен человек с девиантными чувствами и коммуникативными возможностями как предмет литературы. Статья отвечает на вопрос, когда девиантный орган чувства стал восприниматься как признак инвалида, девиантность – как инвалидность, с чем это сопряжено и как отразилось в литературе. С этих позиций корректно выстроена история изображения человека с девиантным телом в европейской культуре XII–XX вв. Показано, что Т. Шевченко и И. Тургенева волнует в первую очередь социальное угнетение людей при крепостном праве, а не проблема человека с ограниченными возможностями. Подобная тенденция прослеживается и во многих других произведениях этого периода. Повесть В. Короленко «Слепой музыкант» создана в годы активной деятельности Попечительства о слепых. Герои спорят об отношении к слепым: попечительство предохраняет слепого от треволнений окружающего мира, а включение в мир зрячих, социализация предполагают его отказ от идентичности как слепого человека. При внешней противоположности обе позиции исходят из представления о том, что человек с девиантными органами чувств испытывает дискомфорт. Это вызвало протест самих слепых людей: А. Бирилев и А. Щербина утверждали, что слепой не стремится к свету и не испытывает по этому поводу страданий, и заявляли право на внутреннюю репрезентацию. Эту полемику продолжили И. Осоргин и М. Шишкин. Изображение человека в форме «я» применяется для социальных, гендерных, возрастных, национальных девиаций и не распространяется на девиантные органы чувств. Человек с девиантным телом соглашается с квалификацией себя как инвалида; человек с девиантным чувством или коммуникативной способностью сопротивляется такой идентификации себя как инвалида. Девиантные органы чувств, в отличие от девиантного тела, не поддаются внешней репрезентации, так как их наличие предполагает развитие девиантных форм коммуникации, что побуждает слепых и глухих людей создавать тексты авторепрезентации.

Биография автора

Mikhail Stroganov

доктор филологических наук, профессор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина; ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН.

117997, Россия, Москва, ул. Садовническая, 33, стр. 1.

121069, Россия, Москва, ул. Поварская, 25а.

mvstroganov@gmail.com

Библиографические ссылки

Arkhangelskii, A. (1900). Novyi vzglyad na povest’ Korolenko “Slepoi muzykant” [A New Look at Korolenko’s Story The Blind Musician]. In Kazanskii telegraf. No. 2393, 2394. Reprint in Lib.ru: Klassika [e-library]. URL: http://az.lib.ru/k/korolenko_w_g/text_1900_novy_vzglyad_oldorfo.shtml (mode of access: 11.06.2017).

Averintsev, S. S. (1981). Vvedenie : Drevnegrecheskaya poetika i mirovaya literatura [Introduction: Ancient Greek Poetics and World Literature]. In Poetika drevnegrecheskoi literatury. Moscow, Nauka, рр. 3–14.

Gornfeld, A. (1916). “Slepoi muzykant” i slepoi kritik [The Blind Musician and the Blind Critic]. In Russkie vedomosti. February 14.

Gornfeld, A. (1922). “Slepoi muzykant” i slepoi kritik [The Blind Musician and the Blind Critic]. In Petrishchev, A. B. (Ed.). V. G. Korolenko. Zhizn’ i tvorchestvo: Sbornik statei. Petrograd, Mysl’, pp. 144–145.

Khitrov, A. A. (2008). Blagotvoritel’naya sotsial’naya i meditsinskaya pomoshch’ slepym v Rossii pod pokrovitel’stvom imperatorskoi familii (vtoraya polovina XIX – nachalo XX v.) [Charitable Social and Medical Assistance to the Blind in Russia under the Auspices of the Imperial Family (the Second Half of the 19th – Early 20th Centuries)]. In Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 2. Iss. 4. Part 1, pp. 54–60.

Khvoshchinskaya, N. D. (1868). Dva pamyatnye dnya: Povest’. 1866 g. [Two Memorable Days: A Tale. 1866]. In Otechestvennye zapiski. No. 4, pp. 345–396.

Korolenko, V. G. (1914). Retsenziya: Skrebitskii, A. I. Vospitaniye i obrazovanie slepykh i ikh prizrenie na Zapade (s chertezhami v tekste i 5-yu tablitsami) [Rev. of: Skrebitskii, A. I. The Upbringing and Education of the Blind and Care for Them in the West]. In Korolenko, V. G. Polnoe sobranie sochinenii v 9 t. [Complete Works. 9 Vols.]. Petrograd, Tovarishchestvo A. F. Marks. Vol. 9, pp. 344–347.

Korolenko, V. G. (1936). Izbrannye pis’ma v 3 t. [Selected Letters. 3 Vols.]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura. Vol. 3. 284 p.

Korolenko, V. G. (1953–1956). Sobranie sochinenii v 10 t. [Collected Works. 10 Vols.] Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury. Vol. 2. 479 p. Vol. 10. 717 p.

Osorgin, M. (1992). Vol’nyi kamenshchik: Povest’. Rasskazy [Free Mason: A Tale. Stories]. Moscow, Moskovskii rabochii. 336 p.

Padden, C., Humphries, T. (2006). Deaf People: A Different Center. In Davis, L. J. (Ed.). The Disability Studies Reader. Ed. 2. N. Y., L., Routledge, pp. 331–338.

Shcherbina, A. M. (1916). Slepoi muzykant Korolenka kak popytka zryachikh proniknut’ v psikhologiyu slepykh (v svete moikh sobstvennykh nablyudenii) [The Blind Musician by Korolenko as an Attempt to Penetrate the Sighted Psychology of the Blind (in the Light of My own Observations)]. Moscow, Tovarishchestvo tipografii A. I. Mamontova. 51 p.

Shevchenko, T. (1968). Kobzar’ [Kobzar]. Kiїv, Dnipro. 558 p.

Shishkin, M. (1994). Slepoi muzykant: Povest’ [The Blind Musician: A Story]. In Znamya. No. 1, pp. 62–79.

Stroganov, M. V. (2007). Istoricheskaya poetika: Uchebnoe posobie [Historical Poetics: Tutorial]. Tver’, Tverskoi gosudarstvennyi universitet. 152 p.

Stroganov, M. V. (2016). Deviantnoe telo. Chelovek-invalid v fol’klore i literature doreflektornogo i reflektornogo traditsionalizma [Deviant Body. The Disabled Person in the Folklore and Literature of Pre-reflex and Reflex Traditionalism]. In Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizaina. Seriya 2. Iskusstvovedenie. Filologicheskie nauki. No. 3, pp. 72–76.

Tarasenko, O. S. (2016). Literaturno-khudozhestvennyi spor o slepote M. A. Osorgina s V. G. Korolenko [Literary and Artistic Debate about the Blindness of M. A. Osorgin and V. G. Korolenko]. In Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. No. 9. Part 2, pp. 41–43.

Turgenev, I. S. (1963). Polnoe sobranie sochinenii v 28 t. Sochineniya v 15 t. [Complete Works. 28 Vols. Works. 15 Vols.]. Moscow, Leningrad, Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR. Vol. 5. 659 p.

Vygotsky, L. S. (1916). Slepoi rebenok [Blind Child]. In Vygotskii, L. S. Sobranie sochinenii v 6 t. [Collected Works. 6 Vols.]. Moscow, Pedagogika. Vol. 5, pp. 86–100.

Zolotnitskaya, R. L. (1986). Neizvestnyi korrespondent V. G. Korolenko [Unknown Correspondent V. G. Korolenko]. In Russkaya literatura. No. 4, pp. 165–171.

Загрузки

Опубликован

2019-04-06

Как цитировать

Stroganov, M. (2019). Вокруг «Слепого музыканта»: художественная репрезентация девиантных органов чувств. Quaestio Rossica, 7(1), 155–170. https://doi.org/10.15826/qr.2019.1.369

Выпуск

Раздел

Problema voluminis