Трансляция европейских образовательных практик в Российскую империю в XIX в.: основные каналы и рефлексия элит

Авторы

  • Yulia But

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2019.1.363

Ключевые слова:

Российская империя XIX в.; европейские образовательные практики; российская система образования; педагогические путешествия

Аннотация

Рассмотрен процесс трансляции европейских образовательных моделей и практик в отечественную систему образования. Показано, что они становятся главным ориентиром для российских элит еще в XVIII в. В XIX в. процесс трансляции европейского опыта существенно усиливается и получает качественно иные черты, отличается включением в него широких слоев отечественной образованной элиты и ее критичным отношением к заимствуемым структурам, методам и идеалам. Политическая элита усваивает европейское представление о школе как об одном из важнейших проводников национальной идеи на всех уровнях образования, что обеспечивает устойчивый интерес к развитию системы образования со стороны государства. В статье определяются и характеризуются основные каналы, через которые осуществлялась трансляция европейских образовательных практик в Российскую империю в XIX в., прослеживается рефлексия этого процесса российской образованной элитой. Исследование основано на докладах чиновников, отчетах по результатам инспекций российских учебных заведений, отчетах университетских профессоров и учителей гимназий о зарубежных командировках, а также на публикациях авторитетных педагогов того времени, посвященных анализу европейских достижений в области образования и возможности их применения в российской школе. Результатом исследования стало выделение каналов трансляции европейских образовательных практик в XIX в. (школы европейского типа; иностранные пансионы в центральных российских губерниях; русские семинарии при европейских университетах; «педагогические путешествия» образованной элиты). Наиболее эффективными и благонадежными правительство признавало два последних из перечисленных каналов. Процесс трансляции зарубежного образовательного опыта представлен как глубоко рефлексируемый отечественной элитой, стремившейся наиболее целесообразными способами привести российскую систему образования в соответствие с более развитыми европейскими моделями.

Биография автора

Yulia But

кандидат исторических наук, доцент, Уральский федеральный университет.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

komleva79@mail.ru

 

Библиографические ссылки

Basov, V. P. (1870). Prepodavanie otechestvennogo i klassicheskikh yazykov v nemetskikh gimnaziyakh [Teaching the National and Classic Languages in German Gymnasia]. In Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. Part CXLX. No. 7. Section 3, pp. 36–88. Part CXLX. No. 8, pp. 125–183.

Berezkina, N. Yu. (2013). Biblioteki i rasprostranenie nauchnykh znanii v Belorusi (XVI–XX v.) [Libraries and the Spread of Scholarly Knowledge in Belarus (16th–20th Centuries)]. Minsk, Belorusskaya nauka. 523 p.

Ganshina, K. A. (1908). Letnie kanikulyarnye kursy za granitsei [Summer Vacation Courses Abroad]. In Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. New Series. Part XVIII. No. 12. Section 3, pp. 193–212.

Ignatovich, V. G., Baranova, L. I., Lyubimova, Yu. S., et al. (2014). Uchebno-metodicheskii kompleks po distsipline “Pedagogika” [A Teaching Aid Package on the Discipline of Pedagogy]. Minsk, Belorusskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet. 527 p.

Kozakov, Yu. L., Loiko, P. O., Khodin, S. N. et al. (2005). Istoriya Belarusi: Polnyi kurs: Posobie dlya starsheklassnikov i postupayushchikh v vuzy [The History of Belarus: A Complete Course: A Tutorial for Senior Students Entering Higher Educational Institutions] / ed. by O. Ya. Yanovskii, A. G. Kokhanovskii. Minsk, Yunipress. 416 p.

Lesaev, R. K. (2012). Sravnitel’nyi analiz nauchnykh zarubezhnykh komandirovok prepodavatelei i vypusknikov rossiiskikh dukhovnykh akademii i universitetov (1869–1917) [Comparative Analysis of Foreign Academic Trips Taken by Teachers and Graduates of the Russian Theological Academies and Universities in 1868–1917]. In Vestnik PSTGU. Seriya II. Istoriya. Istoriya Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. No. 6 (49), pp. 7–19.

Ministerskoe rasporyazhenie No. 9 ot 27 maya 1833 g. [Ministerial Order No. 9 from 27 May 1833]. (1834). In Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. Part I. No. 1. Section 1, pp. LX–LXVI.

Miropol’skii, S. I. (1871). Ideya vospityvayushchego obucheniya v primenenii k narodnoi shkole [The Idea of Educational Instruction as Applied to National Schooling]. In Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. Part CLIII. No. 1. Section 3, pp. 1–25.

Miropol’skii, S. I. (1871). Retsenziya na: Rukovodstvo k nachal’nomu obucheniyu dlya uchitelei narodnykh shkol. Kiev, 1869 [Rev. of: Instruction on Primary Teaching for National Schoolteachers. Kiev, 1869]. In Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. Part CLIII. No. 2, pp. 108–132.

Musin-Pushkin, A. A. (1882). Vysshie uchebnye zavedeniya s internatami v Germanii i Frantsii [Higher Educational Institutions with Boarding Schools in Germany and France]. In Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. Part CCXIX. No. 2. Section 3, pp. 19–53.

Musin-Pushkin, A. A. (1912). Sbornik statei po voprosam obrazovaniya na Zapade i v Rossii (po lichnym nablyudeniyam) v 2 t. [Collection of Essays on Issues of Education in Western European Countries and Russia (Personal Observations). 2 Vols.]. St Petersburg, S. n. Vol. 1. 418 p. Vol. 2. 417 p.

Novoselov, A. (1872). Reviziya professorom Senkovskim belorusskikh uchilishch v 1826 g. (okonchanie) [The Inspection of Belorussian Schools by Prof. Senkovsky in 1826 (Final Part)]. In Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. Part CLXI. No. 5. Section 2, pp. 74–122.

O merakh protiv umnozheniya pansionov i chastnykh uchebnykh zavedenii (No. 47 ot 4 noyabrya 1833) [On Measures against the Increase in the Number of Boarding Schools and Private Schools (Iss. 47 from 4 November 1833]. (1834). In Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. Part I. No. 2. Section 1, pp. LXXVII–LXXVIII.

Obolenskii, V. A. (2015). Moya zhizn’. Moi sovremenniki [My Life. My Contemporaries]. Moscow, Berlin, Direkt-Media. 766 p.

Otchet S. S. Uvarova po ministerstvu narodnogo prosveshcheniya za 1833 g. [Report by S. S. Uvarov on the Ministry of National Education in 1833]. (1834). In Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. Part I. No. 3. Section 1, pp. CLXI–CCXXVI.

Ovsyannikov, N. (1877). Ob’’yasnitel’noe chtenie v narodnoi shkole [Explanatory Reading in Public Schools]. In Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. Part CXC. No. 4. Section 3, pp. 21–32.

Paplonskii, I. I. (1869). Zavedeniya dlya glukhonemykh i slepykh v nekotorykh gosudarstvakh Zapadnoi Evropy [Schools for Blind and Deaf-mute Children in Some Western European States]. In Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. Part CXLVI. No. 11. Section 3, pp. 1–42.

Programma zhurnala s iyulya 1860 g. [Programme of the Journal as of July 1860]. (1860). In Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. Part CVIII. No. 10, p. 2.

Ptitsyn, A. N. (2017). Russkaya filologicheskaya seminariya v Leiptsige i emigratsiya avstro-vengerskikh slavyan v Rossiyu [The Russian Philological Seminar in Leipzig and the Emigration of Austrian-Hungarian Slavs to Russia]. In Gumanitarnye i yuridicheskie issledovaniya. No. 2, pp. 97–102.

Rekhnevskii, Yu. S. (1860). Ocherk istorii narodnykh shkol v Germanii [An Essay on the History of National Schools in Germany]. In Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. Part CVIII. No. 10. Section 1, pp. 1–35.

Russkaya filologicheskaya seminariya pri Leiptsigskom universitete s 1873 po 1877 god [The Russian Philological Seminary at Leipzig University between 1873 and 1877]. (1877). In Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. Part CXCI. No. 6. Section 4, pp. 95–113.

Shatskii, S. T. (1935). Gody iskanii [Years of Quest]. Moscow, Uchpedgiz. 152 p.

Schmid, E. K. (1878). Istoriya srednikh uchebnykh zavedenii v Rossii [The History of Secondary Schools in Russia] / transl. by G. K. Schmid. St Petersburg, S. n. 684 p.

Tolstoy, L. N. (1912). O narodnom obrazovanii (1874 g.) [On National Education (1874)]. In Tolstoy, L. N. Pedagogicheskie sochineniya. St Petersburg, Tipografiya aktsionernogo obshchestva “Slovo”. 413 p.

Ulyanov, I. I. (1908). Klassy ruchnogo truda i remeslennye otdeleniya vedomstva Ministerstva narodnogo prosveshcheniya [Classes of Handicraft and Craft Branches Accountable to the Ministry of National Education]. In Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. New Series. Part XVII. No. 10. Section 3, pp. 178–222.

Vsepoddanneishii doklad ministra narodnogo prosveshcheniya I. D. Delyanova Aleksandru III ot 15 noyabrya 1886 g. [The Most Devoted Report by Minister of National Ed

Загрузки

Опубликован

2019-04-06

Как цитировать

But, Y. (2019). Трансляция европейских образовательных практик в Российскую империю в XIX в.: основные каналы и рефлексия элит. Quaestio Rossica, 7(1), 68–84. https://doi.org/10.15826/qr.2019.1.363

Выпуск

Раздел

Problema voluminis