«По волнам нашей памяти…»: формирование разномыслия в учебниках истории России (УГТУ-УПИ, начало 1990-х гг.)

Авторы

  • Vladimir Zapary
  • Vladimir Kamynin
  • Boris Lichman

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2019.1.360

Ключевые слова:

методика преподавания истории; учебники истории; интерпретация исторического процесса; толерантность

Аннотация

В ходе перестройки и в постперестроечный период в преподавании истории России, особенно в негуманитарных вузах, возникли проблемы интерпретации исторического процесса. Авторы анализируют вклад уральских историков в разработку преподавания истории как многоконцептуальной системы, делятся своими сомнениями и рассуждениями той поры, описывают процесс взаимодействия сотрудников разных учебных учреждений. За основу были взяты концепции различных российских исторических школ XIX–XX вв.: В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Л. Н. Гумилева и др. В качестве рабочей гипотезы оптимальности преподавания были выявлены несколько вариантов подхода к объяснению исторического процесса. Политические предпочтения современных историков привели к различным трактовкам всемирно-исторического подхода, рассматривающего историю как единый процесс прогрессивного развития народов: либеральной, марксистской и технологической. Эти поиски были воплощены в ряде учебников, созданных в 1992–2002 гг. на кафедре истории УГТУ-УПИ. В них методикой донесения материала принимается принцип равно уважительного отношения к разным трактовкам российской истории и ее презентации в учебном процессе.

Биографии авторов

Vladimir Zapary

доктор исторических наук, профессор, Уральский федеральный университет.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

vvzap@mail.ru

Vladimir Kamynin

доктор исторических наук, профессор, Уральский федеральный университет.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

kamyninv@yandex.ru

 

Boris Lichman

доктор исторических наук, профессор, Уральский федеральный университет.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

lichman@urep.ru

Библиографические ссылки

Afanas’eva, L. P. (2003). Internet dlya istorika: musornaya korzina ili kladez’ mudrosti? [The Internet for a Historian: A Trash Can or a Storehouse of Wisdom?]. In Novyi istoricheskii vestnik [internet-journal]. No. 9, pp. 1–29. URL: http://www.nivestnik.ru/2003_1/14.shtml (mode of access: 12.02.2018).

Berezhnaya, L. A. (N. d.). Rezul’taty anketirovaniya po problemam prepodavaniya istorii Rossiiskoi imperii v vuzakh [The Results of a Survey on the Issues of Teaching the History of the Russian Empire at Universities]. In Saratovskii mezhregional’nyi institut razvitiya obshchestvennykh nauk [official website]. URL: http://mion.sgu.ru/empires/textbook/at_seminars_ru/id/433193.html (mode of access: 12.02.2018).

Bogatyrev, A. I., Kornilov, G. E. (2000). Metodika mnogokontseptual’nogo podkhoda k izucheniyu istorii: k voprosu o metodologicheskikh problemakh shkol’nogo istoricheskogo obrazovaniya v Rossii na rubezhe XX–XXI vekov [Methods of a Multi-conceptual Approach to the Study of History: On the Methodological Problems of School History Education in Russia at the Turn of the 21st Century]. In Istoricheskaya nauka i istoricheskoe obrazovanie na rubezhe XX–XXI stoletii: Chetvertye vserossiiskie istoriko-pedagogicheskie chteniya. Yekaterinburg, Ural’skii gosudarstvennyi universitet, Bank kul’turnoi informatsii, pp. 4–8.

Gumilyov, L. N. (1996). Ot Rusi do Rossii. Ocherki po russkoi istorii. 8–11 klassy: posobie dlya obshcheobrazovatel’nykh uchebnykh zavedenii [From Russia to Russia. Essays on Russian History. Forms 8–11. A Textbook for Comprehensive Secondary Schools] / ed. by A. M. Panchenko. Moscow, Drofa, Natalis. 362 p.

Ionov, I. N. (1995). Rossiiskaya tsivilizatsiya, IX – nachalo XX v.: uchebnaya kniga dlya 10–11 klassov obshcheobrazovatel’nykh uchrezhdenii [Russian Civilization, 9th – Early 20th Centuries. Textbook for Grades 10‒11 of Comprehensive Secondary Schools]. Moscow, Prosveshchenie. 319 p.

Kamynin, V. D. (2016). Vliyanie paradigmy mnogokontseptual’nosti na ural’skikh uchenykh na rubezhe ХХ–ХХI vv. [The Influence of the Multi-conceptual Paradigm on Ural Scholars at the Turn of the 21st Century]. In Vestnik Ural’skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. No. 1 (34), pp. 81–87.

Lichman, B. V. (Ed.). (1992). Kurs lektsii po istorii Rossii s drevneishikh vremen do nashikh dnei [A Course of Lectures on the History of Russia from Ancient Times to the Present Day]. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Ural’skogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta – Ural’skogo politekhnicheskogo instituta. 323 p.

Lichman, B. V. (Ed.). (1993). Istoriya Rossii. Kurs lektsii po istorii Rossii s drevneishikh vremen do nashikh dnei [The History of Russia. A Course of Lectures on the History of Russia from Ancient Times to the Present Day]. Ed. 2, New and Updated. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Ural’skogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta – Ural’skogo politekhnicheskogo instituta. 333 p.

Lichman, B. V. (Ed.). (1998). Istoriya Urala s drevneishikh vremen do kontsa ХIХ veka. Uchebnik v 2 kn. [The History of the Urals. 20th Century. 2 Books]. Yekaterinburg, SV-96. Book 1. 439 p.

Lichman, B. V., Kamynin, V. D. (Eds.). (1996). Istoriya Urala: ХХ vek. Uchebnik dlya obshcheobrazovatel‘nykh zavedenii v 2 kn. [The History of the Urals from Ancient Times to the Late 19th Century. 2 Books]. Yekaterinburg, SV-96. Book 2. 387 p.

Munchaev, Sh. M., Ustinov, V. M. (1998). Istoriya Rossii. Uchebnik dlya vuzov [Russian History. University Textbook]. Moscow, Kul’tura i sport, YuNITI. 487 p.

Nefedov, S. A., Zapary, V. V., Lichman, B. V. (1999). Tekhnologicheskaya interpretatsiya novoi istorii Rossii [Technological Interpretation of the New History of Russia]. In Ural. No. 12, pp. 36–39.

Tertyshnyi, A. T., Trofimov, A. V. (2005). Rossiiskaya istoriya: modeli izmereniya i ob”yasneniya [Russian History: Models of Measurement and Explanation]. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Ural’skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 576 p.

Vert, N. (1992). Istoriya sovetskogo gosudarstva 1990–1991 [The History of the Soviet State 1990–1991]. Moscow, Progress, Progress-Akademiya. 480 p.

Zabolotnyi, E. B., Kamynin, V. D. (2004). Istoricheskaya nauka Rossii v kontse ХХ – nachale ХХI veka. Uchebnoe posobie [Historical Studies of Russia in the Late 20th – Early 21st Centuries. A Tutorial]. Tyumen’, Izdatel’stvo Tyumenskogo universiteta. 208 p.

Zapary, V. V. (2011). Vidnyi Rossiiskii uchenyi i pedagog vysshei shkoly (K 65-letiyu zasluzhennogo rabotnika vysshei shkoly Rossiiskoi federatsii, professora, doktora istoricheskikh nauk Borisa Vasil’evicha Lichmana [Prominent Russian Scholar and Teacher of Higher Education. For the 65th Birthday of Boris Vasilyevich Lichman, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, Professor, Doctor of History]. In Zapary, V. V. (Ed.). Mnogokontseptual’nost’ v nauke. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 65-letiyu professora B. V. Lichmana. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Uchebno-metodicheskogo tsentra Ural’skogo politekhnicheskogo instituta, pp. 4–10.

Zapary, V. V. (Ed.). (2011). Mnogokontseptual’nost’ v nauke: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 65-letiyu professora B. V. Lichmana [Multi-conceptuality in Scholarship. Proceedings of the International Scholarly Conference for the 65th Birthday of Professor B. V. Lichman]. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Uchebno-metodicheskogo tsentra Ural’skogo politekhnicheskogo instituta. 443 p.

Загрузки

Опубликован

2019-04-06

Как цитировать

Zapary, V., Kamynin, V., & Lichman, B. (2019). «По волнам нашей памяти…»: формирование разномыслия в учебниках истории России (УГТУ-УПИ, начало 1990-х гг.). Quaestio Rossica, 7(1), 23–36. https://doi.org/10.15826/qr.2019.1.360

Выпуск

Раздел

Scientia et vita