“I Studied Crisis…”: the Phenomenon of the Unfinished as a Literary Trilogy
DOI:
https://doi.org/10.15826/qr.2018.3.334Ключевые слова:
литература; поэтика; творческий кризис; творческая неудача; незавершенное произведениеАннотация
Предметом рецензии выступает цикл коллективных монографий уральских филологов, в которых всесторонне описаны грани творческого периптозиса. Все три книги вышли под общей редакцией Т. А. Снигиревой и А. В. Подчиненова. В книгах сделана продуктивная попытка выявить причины и показать основные направления выхода из сложных творческих обстоятельств. Вторгаясь комплексом заявленных проблем в сферу литературной критики, авторы монографий остаются в границах академического исследования. Согласованность аналитических подходов, отбор литературных текстов, репрезентирующих творчество признанных писателей, преемственность в выборе литературного материала, создающая единство длящейся от книги к книге научной рефлексии, позволяют прочесть монографии как своего рода литературоведческую трилогию. При анализе творческой неудачи, творческой незавершенности произведения, творческого кризиса коллектив исследователей обращается к разным сторонам этих явлений, осмысляя их с позиций автора, читателя и критика в синхроническом и диахроническом аспектах. Рассмотренное во многих ракурсах, одно и то же произведение может быть расценено одновременно как творческий просчет и как текст, содержащий элементы новаторства. Как явствует из представленных в трилогии материалов, знаком кризисности отмечен весь недавно завершившийся ХХ в.: именно ему, его литературным персоналиям посвящена бóльшая часть объема трех монографий.
Библиографические ссылки
Shmeman, A., Archiprb. (2005). Dnevniki [Diaries]. Moscow, Russkiy Put’. 718 p.