«Красная» свадьба в Башкирии: эксперименты советской власти

Авторы

  • Farida Galieva

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2018.3.328

Ключевые слова:

«красная» свадьба; Башкирия; «красные» крестины; «красные» похороны; послереволюционные годы

Аннотация

Представлен анализ опыта Башкирии по внедрению в послереволюционные годы советского гражданского обряда «красная свадьба» с целью искоренения религиозных верований, этнических обычаев и территориальных различий через единение молодежи в деле решения актуальных социальных проблем. В качестве источников использованы периодика Башкирии 1920-х гг., полевые материалы автора последних лет, фонды Национального архива Республики Башкортостан, опубликованные работы по этнографии народов республики. Первое упоминание «красной свадьбы» в Башкирии датируется 2 октября 1923 г. В 1924 г. она проводилась в городах, кантонных центрах и заводских поселках среди комсомольцев, беспартийных рабочих и служащих. В сельской местности попытки навязать новый обряд взамен традиционных ритуалов оказались безуспешными. Газеты Башкирии этот факт объясняли тем, что даже комсомольские лидеры на селе имели экономическую зависимость от родителей и вынужденно соглашались на их условия. Оправданием считалось и то, что одного из супругов-некомсомольцев не удалось «развить» и «воспитать». По полевым и архивным материалам, в 1920-е гг. село в основном продолжало жить по обычаям предков, сохраняя патриархальные порядки и консервативное мировоззрение. Особенно это касается башкирского Зауралья, где сохранялись кочевой образ жизни, многоженство и калым. В приуральских башкирских селах имелись редкие случаи проведения показательной «красной» свадьбы. В целом выявлены сведения о «красной» свадьбе в быту русских, башкир, татар, украинцев, чувашей и эстонцев. К концу 1920-х гг. «красные» обряды перестали проводиться в связи с дискредитацией их в сознании населения и сменой политического курса страны.

Биография автора

Farida Galieva

доктор филологических наук, заведующий отделом этнографии, Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН.

450054, Россия, Республика Башкортостан, Уфа, пр. Октября, 71.

afg18@mail.ru

Библиографические ссылки

Arslan (1924). Oboidemsya bez mull [We will do without Mullahs]. In Yash-Yuksul. July 23.

Azarova, P. (2011). Fenomen antiprazdnika v sovetskoi massovoi kul’ture 1920-kh – serediny 1930-kh godov [The Phenomenon of the Anti-Holiday in the Soviet Popular Culture of the 1920s – Mid-1930s]. In Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya. Vol. 10. Iss. 10. Istoriya, pp. 120–124.

B. P. (1924). Prazdnovanie 5-letiya Davlekanovskoi organizatsii RKP [Celebrating the 5th Anniversary of the Davlekanovskaya Organisation of the RCP]. In Vlast’ truda. Jan. 11.

Gai. (1925). Venchalsya u popa [Married by a Priest]. In Krasnaya Bashkiriya, Febr. 22.

Gailit, О. A. (2012). Religiya v “molodom” obshchestve: zametki o stanovlenii sovetskoi povsednevnosti [Religion in a “Young” Society: Notes about the Formation of Soviet Everyday Life]. In Antropologicheskii forum. No. 16, pp. 288–308.

Galieva, F. G. (2017). Materialy polevykh issledovanii [Field Materials] / informant M. Z. Lutfullina (born in 1918); informers F. G. Samikova (born in 1955) and S. G. Aituganova (born in 1969) according to stories of fellow villagers. Respublika Bashkortostan, Karmaskalinsky borough, village Kustygulovo. In Lichnyi arkhiv avtora.

Gamen (1924). Krasnaya svad’ba (Belebei) [Red Wedding (Belebey)]. In Vlast’ truda, July 10.

Ioshkin, M. V. (2014). Komsomol’skaya svad’ba v sisteme ateisticheskikh deistvii na rubezhe 1950–1960-kh godov [The Komsomol Wedding in the System of Atheistic Measures at the Turn of the 1960s]. Voprosy sovremennoi nauki i praktiki / Universitet imeni V. I. Vernadskogo. No. 3 (53), pp. 147–152.

Iv. Bertosh (1925). Vot tak “activist” [Some “Activist”]. In Krasnaya Bashkiriya, March 28.

Iv. Shnyra (1925). Zaoktyabrilis’ [Getting too Octoberised]. In Krasnaya Bashkiriya, March 22.

Kamaleev, E. V. (2015). Priural’skie tatary: svadebnyi obryad v dinamike ot traditsii k sovremennoi obshcherossiiskoi modeli [Priuralye Tatars: The Wedding Ceremony from Tradition to the Modern All-Russian Model]. In Etnokul’turnye protsessy na Yuzhnom Urale v XX – nachale XXI v. St Petersburg, Svoe izdatel’stvo, pp. 20–35.

Komsomol’skaya tina [Komsomol Slime]. In Krasnaya Bashkiriya. April 11.

L. (1924). Krasnaya svad’ba [Red Wedding]. In Yash-Yuksul. July 6.

Lobacheva, N. P., Tul’tseva, L. A. (1977). Traditsii v sovremennoi obryadnosti uzbekov [Tradition in Modern Uzbek Rituals]. Etnograficheskoe obozrenie. No. 6, pp. 32–44.

Markov, V. D. (1927). Krasnaya svad’ba [Red Wedding]. Moscow, Doloi negramotnost’. 49 p.

Myasnikov burlak. (1923). Komsomol’skaya svad’ba [Komsomol Wedding]. In Vlast’ truda. Oct. 11.

N. T. (1924). Nasha vzyala (Zavod Kananikol’skii) [We Won (Kananikolsky Plant)]. In Vlast’ truda, March 28.

Natsional’nyi arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archive of the Republic of Bashkortostan]. Stock 122. List 1–6; Stock 341. List 1–2.

O komsomol’skikh normakh [On Komsomol Standards]. (1925). In Krasnaya Bashkiriya. May 24.

O morali, o meshchanstve [On Morality, on Philistinism]. (1925). In Krasnaya Bashkiriya. June 26.

Ochevidets (1924). Pervaya krasnaya svad’ba (Kirgiz-Miyakinskaya volost’) [The First Red Wedding (Kirghiz-Miyaki Volost)]. In Vlast’ truda. Aug. 26.

Orenburgskoe dukhovnoe magometanskogo zakona sobranie. 1797–1917 gg. [Orenburg Spiritual Mohammedan Assembly. 1797–1917 gg.]. In Tsentral’nyi istoricheskii arkhiv Respubliki Bashkortostan. Stock I-295. List 3–4.

Otovsyudu. Iz krest’yanskikh pisem [From Everywhere. Excerpts from Peasants’ Letters]. (1925). In Krasnaya Bashkiriya. April 1.

P. (1925). Komsachi pod blagoslovlyayushchei desnitsei [Komsomolsk-on-Amur Residents under the Blessing Hand]. In Krasnaya Bashkiriya, March 28.

P. V. (1924). Novyi byt u voennosluzhashchikh [A New Lifestyle for Servicemen]. In Vlast’ truda. January 19.

Pchelka. (1925). Ne novyi byt, a pomoinaya yama [Not a New Life, but a Cesspit]. In Krasnaya Bashkiriya. March 28.

S zakonnym brakom [Happy Wedding]. (1925). In Krasnaya Bashkiriya. April 18.

Sadikov, R. R. (2012). Estontsy na Yuzhnom Urale: istoriko-etnograficheskie ocherki [Estonians in the Southern Urals: Historical and Ethnographic Essays]. Ufa, S. n. 132 p. (Pril. Arkhivnye dokumenty. Vyvody obsledovaniya Lindovskoi estonskoi yacheiki VLKSM Raevskoi volosti. In Natsional’nyi arkhiv Respubliki Bashkortostan. Stock 341. List 1. Dos. 237).

Sadyrin (1925). In Krasnaya Bashkiriya, Apr. 8.

Sel’kor Shadrin. (1925). Vot tak sekretar’ yacheiki! [Some Secretary of a Territorial Deparment!]. In Krasnaya Bashkiriya. February 22.

Shmel’ (1924). Svad’ba po-novomu. (Selo Varvarino Zirganskoi volosti) [Wedding in a New Way. (Varvarino Village of Zirga Volost)]. In Vlast’ truda. August 8.

Shpatsiya (1924). Krasnaya svad’ba u pechatnikov [Red Wedding of Printers]. In Vlast’ truda, September 12.

Sokolova А. D. (2011). Pokhorony bez pokoinika: transformatsii traditsionnogo pokhoronnogo obryada [A Funeral without the Deceased: The Transformation of a Traditional Funeral Ritual]. In Antropologicheskii forum. No. 15, pp. 187–202.

Sosed (1925). Promenyal na korovu [Exchanged for a Cow]. In Krasnaya Bashkiriya, March 22.

Tabunshchikova, L. V. (2015). “Krasnaya obryadnost’’ na territorii Donoblasti v 1923–1924 gg. [“Red Rituals” in the Don Region between 1923 and 1924]. In Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Iss. 6 (67), pp. 85–94.

U (1924). Stupai pod ryasu [Go to the Priest]. In Vlast’ truda. June 29.

Ukiyazets (1925). Krasnaya svad’ba v derevne [Red Wedding in the Country]. In Krasnaya Bashkiriya. March 31.

Urazmanova, R. K. (1984). Sovremennye obryady tatarskogo naroda [Modern Ceremonies of the Tatar People]. Kazan, Tatarskoe knizhnoe izdatel’stvo. 143 p.

Vanyaga Komsomolyagin. (1925). Mozhno li komsomol’tsu venchat’sya v tserkvi? [Can a Komsomol Member Get Married in a Church?]. In Krasnaya Bashkiriya. May 15.

Vsesoyuznaya perepis’ naseleniya 1926 goda v 10 t. [All-Union Population Census of 1926. 10 Vols.]. (1928). Moscow, Izdatel’stvo Tsentral’nogo statisticheskogo upravleniya SSSR. Vol. 4, pp. 310–310.

Загрузки

Опубликован

2018-09-30

Как цитировать

Galieva, F. (2018). «Красная» свадьба в Башкирии: эксперименты советской власти. Quaestio Rossica, 6(3), 784–796. https://doi.org/10.15826/qr.2018.3.328

Выпуск

Раздел

Problema voluminis