Сценарии политической жизни 1917–1922 гг. в дневнике Ю. В. Готье: опыт когнитивно-дискурсивного анализа
DOI:
https://doi.org/10.15826/qr.2018.3.325Ключевые слова:
Ю. В. Готье; когнитивно-дискурсивный подход; когнитивный сценарий; дневник; политическая жизнь; политические силы; революция 1917 г.Аннотация
В междисциплинарном исследовании используется лингвистическая методология для раскрытия взаимовлияния дискурса и политики в дневнике известного русского историка Ю. В. Готье, в котором описываются и анализируются события политической жизни России 1917–1922 гг. В первой части статьи рассмотрены методологические возможности когнитивно-дискурсивного подхода, выявляются когнитивные структуры (фреймы, ситуационные модели, когнитивные сценарии). Возникая в опыте индивидуального сознания, структуры оформляются в дискурсе, а затем, получив статус общего знания, оказывают влияние на принятие решений, в частности, обеспечивают релевантность дискурса и политики. Особое внимание уделяется когнитивным сценариям. Они представляют собой «базу данных» дискурса, включающую знания о происходящих событиях, опыт и ментальные установки их участников, а также пространственно-временные условия, определяющие конструирование дискурса. Предлагается типология когнитивных сценариев – событийные и ментальные, а также основные аспекты их изучения – темпоральное и когнитивно-лингвистическое. Вторая часть посвящена определению дневника как особой формы дискурса и методологии выявления соответствующих ему когнитивных сценариев. Доказывается, что композиционно-сюжетная структура дневника релевантна прототипическим позициям когнитивных сценариев. Последние определяются в качестве источника смыслового конституирования дневниковых записей. В заключительной части статьи с использованием представленных выше теоретико-методологических оснований когнитивно-дискурсивного анализа исследуется дневник Ю. В. Готье. Дается экспозиция когнитивных сценариев, с помощью которых автор осмысливает политическую жизнь революционной и постреволюционной России. Особое внимание уделяется одному из трех выявленных когнитивных сценариев, на примере которого объясняются условия формирования аттитюда, особенности идентификации и дискурсивной компетенции автора дневника. Выявляются элементы дневника как особой формы дискурса: пропозиция, экспликации, импликации и инференции. Их анализ и дескрипция позволили выявить особенности дискурса и ментальные установки, типичные для интеллигенции того времени: отсутствие когнитивных сценариев, ориентированных на будущее; доминирование событийных сценариев над ментальными; наличие имплицитно выраженной идентификации на фоне развернутых экспликаций аттитюда; неразрешимость проблемы поиска идентичности в отношении как «старых», так и «новых» политических сил и представителей научного сообщества. Делаются выводы, позволяющие переосмыслить устоявшиеся представления о расстановке политических сил, о мотивах революционной деятельности Временного правительства, народа, советской власти, а также о роли русской интеллигенции в политической жизни России с 1917 по 1922 г.
Библиографические ссылки
Gauthier, Yu. V. (1997). Moi zametki. [My Notes]. Moscow, Terra. 592 p.
Kubryakova, E. S. (2000). O ponyatii diskursa i diskursivnogo analiza v sovremennoi lingvistike (obzor) [On the Concept of Discourse and Discourse Analysis in Modern Linguistics (Review)]. In Diskurs, rech’, rechevaya deyatel’nost’: funktsional’nye i strukturnye aspekty. Sbornik obzorov. Moscow, Institut nauchnoi informatsii po obshchestvennym naukam RАN, pp. 5–13.
Kubryakova, E. S. (2004). Yazyk i znanie: Na puti polucheniya znanii o yazyke: Chasti rechi s kognitivnoi tochki zreniya. Rol’ yazyka v poznanii mira [Language and Knowledge: On the Way of Acquiring Knowledge of a Language: Parts of Speech from the Cognitive Point of View. The Role of Language in the Cognition of the World]. Moscow, Yazyki slavyanskoi kul’tury. 560 p.
Plotnikova, S. N. (2000). Neiskrennii diskurs (v kognitivnom i strukturno-funktsional’nom aspektakh) [Insincere Discourse (Cognitive and Structural-Functional Aspects)]. Irkutsk, Izdatel’stvo Irkutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 244 p.
Plotnikova, А. M. (2008). Kognitivnoe modelirovanie leksicheskogo znacheniya glagola (na materiale glagolov sotsial’nykh deistvii i otnoshenii) [Cognitive Modeling of the Lexical Meaning of the Verb (with Reference to Verbs of Social Actions and Relations)]. In Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena. No. 11 (71), pp. 73–80.
Sapozhnikova, Yu. L. (2012). Zhanr avtobiografii: ponyatie i osobennosti [The Genre of Autobiography: Concept and Features]. In Uchyenye zapiski Zabaikal’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya, istoriya, vostokovedenie. No. 2, pp. 54–56.
Shatrova, T. I. (2006). Yazykovye igry v angloyazychnykh tekstakh komicheskoi napravlennosti: protsessy kodirovaniya i dekodirovaniya [Language Games in English Texts of a Comic Orientation: The Processes of Coding and Decoding]. Dis.… kandidata filologicheskikh nauk. Belgorod, Belgorodskii gosudarstvennyi universitet. 159 p.
Sheudzhen, E. А. (2000). 1917 g. Zametki Yu. V. Got’e: K istorii povsednevnosti [1917. Yu. V. Gauthier’s Notes: On the History of Everyday Life]. In Dialogi s proshlym: istoricheskii zhurnal. No. 1, pp. 5–10.
Van Dijk, T. А. (2015). Diskurs i vlast’: Reprezentatsiya dominirovaniya v yazyke i kommunikatsii [Discourse and Power: Representation of Domination in Language and Communication]. Moscow, URSS, Librokom. 352 p.
Zaretskii, Yu. P. (2012). Istoriya sub”ektivnosti i istoriya avtobiografii: vazhnye obnovleniya [The History of Subjectivity and the History of Autobiography: Critical Updates]. In Neprikosnovennyi zapas. Debaty o politike i kul’ture. No. 3 (83). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2012/3 (mode of access: 16.06.2017).