«Духовный рыцарь» И. Лопухин: диалог с властью и совестью

Авторы

  • Elena Prikazchikova

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2018.3.323

Ключевые слова:

масонство; «Записки сенатора И. Лопухина»; Екатерина II; правительственные репрессии против московских мартинистов 1792 г.

Аннотация

Рассматривается конфликт между московскими мартинистами и Екатериной II во второй половине 1780-х – начале 1790-х гг., который нашел свое отражение в «Записках сенатора И. Лопухина» – известного масона и теоретика московского мартинизма. В «Записках» происходит моделирование типа «духовного рыцаря» как одного из вариантов «внутреннего человека» антропологического масонского мифа, теоретические основы которого были разработаны Лопухиным в трактатах «Некоторые черты о внутренней церкви» (1789) и «Духовный рыцарь, или Ищущий премудрости» (1791). В «Записках» не только представлен классический пример духовного рыцарства, сопряженного с преодолением собственной «злой воли», но и реализуется задача защиты от бездоказательной критики властей самого масонства как культурно-религиозного сообщества. Лопухин вступает в полемику с антимасонским творчеством Екатерины II 1780-х гг. и разоблачает механизм формирования антимасонского общественного мнения в России. Возможность одержать моральную победу над своими гонителями он видит в соединении своей добродетельности и добрых чувств правителя, в руках которого находится судьба несправедливо осужденного «духовного рыцаря». Хотя подобный пример пробуждения совести оказывается частным случаем, не повлиявшим на приговор императрицы Екатерины II другим московским мартинистам, для Лопухина данный случай милости власти становится символичным. Он подтверждает возможность духовного возрождения любого человека, будь это помещик Самолюбов из драмы Лопухина «Торжество правосудия и добродетели, или Добрый судия» или самодержавный правитель огромной империи.

Биография автора

Elena Prikazchikova

доктор филологических наук, профессор, Уральский федеральный университет.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

miegata-logos@yandex.ru

Библиографические ссылки

Arndt, I. (1784). Ob istinnom khristianstve [On True Christianity]. Moscow, Tipografiya I. V. Lopukhina. 595 p.

Bartenev, P. (1884). [About Lopukhin’s Notes]. In Russkii arkhiv. No. 1, pp. 1–4.

Berdyaev, N. A. (1990). Istoki i smysl russkogo kommunizma [The Sources and Essence of Russian Communism]. Moscow, Nauka. 220 p.

Boldyrev, A. I. (1985). Osnovnye cherty kontseptsii cheloveka v russkom ma-sonstve II poloviny XVIII veka [The Main Features of the Concept of the Person in the Russian Freemasonry of the Second Half of the 18th Century]. In Boldyrev, A. I. Problema cheloveka v russkoi filosofii XVIII v. Moscow, Izdatel’stvo Moskovskogo universiteta, pp. 78–109.

Catherine II. (1990). Sochineniya Ekateriny II [Works of Catherine II]. Moscow, Sovetskaya Rossiya. 282 p.

Dovnar’-Zapol’skii, M. (1991). Pravitel’stvennye goneniya na masonov [Government Persecutions of the Masons]. In Masonstvo v ego proshlom i nastoyashchem. 2 Vols. Moscow, Zadrugi i K. F. Nekrasova. Vol. 2, pp. 118–135.

Dragaikina, T. A (2008). Usad’ba kak filosofskii tekst: imenie I. V. Lopukhina Savinskoe i Retyazhi [The Manor as a Philosophical Text: I. V. Lopukhin’s Savinskoe and Retyazhi Estates]. In Kul’tura i tekst. No. 11, pp. 234–244.

Dragaikina, T. A. (2011). Literaturnaya i izdatel’skaya deyatel’nost’ I. V. Lopukhina: mirovozzrencheskie osnovy i strategii zhiznetvorchestva [I. V. Lopukhin’s Literary and Publishing Activity: The Bases of his World Outlook and Strategy of Life and Creative Work]. Avtoref. dis.… kandidata filologicheskikh nauk. Tomsk, S. n. 17 p.

Fedotov, G. P. (1927). Tragediya intelligentsii [The Tragedy of the Intelligentsia]. In Versty. No. 2, pp. 145–184.

Ivinskii, A. D. (2012). Literaturnaya politika Ekateriny II. Zhurnal “Sobesednik lyubitelei rossiiskogo slova” [Catherine II’s Literary Policy. The Sobesednik Lyubitelei Rossiiskogo Slova Magazine]. Moscow, Librokom. 120 p.

Kheraskov, M. M. (1809). Vladimir Vozrozhdennyi. Epicheskaya poema [Vladimir Vozrozhdennyi. An Epic Poem]. In Tvoreniya M. Kheraskova, vnov’ ispravlennye i dopolnennye. 12 Parts. Moscow, Tipografiya M. Ponomareva. Part 2. 294 p.

Kochetkova, N. D. (1996). Ekaterina II i masony [Catherine II and Masons]. In Artem’eva, T. V., Mikeshin, M. I. (Eds.). Ekaterina Velikaya: epokha rossiiskoi istorii. Tezisy dokladov mezhdunarodnoi konferentsii, g. Sankt-Peterburg, 26–29 avgusta 1996 g. St Petersburg, Sankt-Peterburgskii nauchnyi tsentr, pp. 142–144.

Longinov, M. (1857). Martinisty i ikh protivniki [Martinists and their Opponents]. In Sovremennik. No. 4, pp. 252–267.

Longinov, M. N. (2000). Novikov i moskovskie martinisty [Novikov and Moscow Martinists]. St Petersburg, Lan’. 672 p.

Lopukhin, I. (1816). Nekotorye cherty o vnutrennei tserkvi [Some Characteristics of the Interior Church]. St Petersburg, S. n. 174 p.

Lopukhin, I. V. (1860). Zapiski nekotorykh obstoyatel’stv zhizni i sluzhby deistvitel’nogo tainogo sovetnika, senatora I. V. Lopukhina [Notes on Some Circumstances of the Life and Service of Privy Councillor Senator I. V. Lopukhin]. Moscow, Universitetskaya tipografiya. 172 p.

Lopukhin, I. V. (1994). Iskatel’ premudrosti, ili Dukhovnyi rytsar’ [The Spiritual Knight, or the Seeker of Supreme Wisdom]. Moscow, Vserossiiskaya gosudarstvennaya biblioteka inostrannoi literatury, Vserossiiskii muzei imeni Pushkina. 60 p.

Lotman, Yu. M. (1963). “Sochuvstvennik” A. N. Radishcheva A. M. Kutuzov i ego pis’ma k I. P. Turgenevu [A. N. Radishchev’s “Confederate” A. M. Kutuzov and his Letters to I. P. Turgenev]. In Uchenye zapiski Tartuskogo universiteta. Trudy po russkoi i slavyanskoi filologii. VI. Tartu, Tartuskii gosudarstvennyi universitet. Iss. 139, pp. 281–297.

Piksanov, N. K. (1991). I. V. Lopukhin [I. V. Lopukhin]. In Masonstvo v ego proshlom i nastoyashchem. 2 Vols. Moscow, Zadrugi i K. F. Nekrasova. Vol. 1, pp. 227–255.

Rumyantsev, S. P. (1869). Avtobiografiya [An Autobiography]. In Russkii arkhiv. Iss. 5, Stb. 839–854.

Russkie vol’nodumtsy v tsarstvovanie Ekateriny II. Sekretno-vskrytaya perepiska. 1790–1795 [Russian Freethinkers under Catherine II. Confidentially Opened Correspondence. 1790–1795]. (1874). In Russkaya starina. Vol. 9. No. 1, pp. 57–72; No. 2, pp. 258–276.

Sakharov, V. I. (1996). Russkaya masonskaya poeziya XVIII v.: k postanovke problemy [Russian Masonic Poetry of the 18th Century: On the Articulation of the Issue]. In Russkaya literatura. No. 2, pp. 3–26.

Sakharov, V. I. (2000). Ieroglify vol’nykh kamenshchikov: masonstvo v russkoi literature XVIII – nachala XIX v [Hieroglyphs of Free Masons: Freemasonry in the Russian Literature of the 18th – Early 19th Centuries]. Moscow, Zhiraf. 216 p.

Solov’ev, O. F. (2001). Masonstvo. Slovar’-spravochnik [Freemasonry. A Dictionary and Reference Book]. Moscow, Agraf. 432 p.

Vernadskii, G. V. (1999). Russkoe masonstvo v tsarstvovanie Ekateriny II [Russian Freemasonry under Catherine II]. St Petersburg, Izdatel’stvo imeni N. I. Novikova. 567 p.

Vsyakaya vsyachina. 1769. May 1. 502 p.

Yanushkevich, A. S. (2000). Dialog I. V. Lopukhina i N. M. Karamzina (“Dukhovnyi rytsar’” i “Rytsar’ nashego vremeni”) [I. V. Lopukhin and N. M. Karamzin’s Dialogue (The Spiritual Knight and The Knight of Our Time)]. In Masonstvo i russkaya literatura XVIII – nachala XIX v. Moscow, Editorial URSS, pp. 156–163.

Загрузки

Опубликован

2018-09-30

Как цитировать

Prikazchikova, E. (2018). «Духовный рыцарь» И. Лопухин: диалог с властью и совестью. Quaestio Rossica, 6(3), 711–726. https://doi.org/10.15826/qr.2018.3.323

Выпуск

Раздел

Problema voluminis