Надо ли забывать про Киевскую Русь (немецкие гимназические учебники истории конца XX в.)

Авторы

  • Hartmut Rüß

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2018.2.314

Ключевые слова:

Киевская Русь; немецкие учебники для гимназий; методика преподавания истории; ФРГ

Аннотация

Вопрос о том, насколько подробно и последовательно сведения об истории Российского государства, исторически и культурно связанного с Германией, даются в современных немецких гимназических учебниках истории, отнюдь не праздный. В статье сравниваются объем и качество сведений о ранней истории Руси, излагавшейся в гимназических учебниках ФРГ начиная с 1950-х гг. и до начала XX в. в уже объединенной Германии. Представленная в них информация соотносится с направлением школьной реформы, большой политикой и издательскими традициями. Показано, что с конца XX в. информационное поле, касающееся истории Киевской Руси, настолько сузилось, что из некоторых учебников исчезло само упоминание о существовании этого средневекового государства. Между тем, по мнению автора, это в корне неправильно по нескольким причинам. Во-первых, это способствует отделению Древней Руси, а, соответственно, и России в сознании людей от истории Европы, усиливая тем самым культурное и политическое разделение народов. Во-вторых, средневековая история трех народов, корни которых связаны с Киевской Русью, имеет определяющее значение в образовательном плане, раскрывая процессы зарождения и развития этнического самосознания.

Биография автора

Hartmut Rüß

доктор исторических наук, профессор, Вестфальский университет имени Вильгельма.

48149, Германия, Мюнстер, ул. Schlossplatz, 2.

ruessbockhorst@t-online.de

Загрузки

Опубликован

2018-06-30

Как цитировать

Rüß, H. (2018). Надо ли забывать про Киевскую Русь (немецкие гимназические учебники истории конца XX в.). Quaestio Rossica, 6(2), 581–595. https://doi.org/10.15826/qr.2018.2.314

Выпуск

Раздел

Controversiae et recensiones