Рисуя эпоху: дети, война и революция в пропаганде и творчестве школьников 1914–1917 гг.

Авторы

  • Vladislav Aksenov
  • Yulia Zherdeva

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2018.2.308

Ключевые слова:

Первая мировая война; революция 1917 г.; детский рисунок; массовое сознание; пропаганда; патриотизм

Аннотация

В статье рассматриваются детский опыт войны и революции и его отражение в детском рисунке. Сопоставляются две картины войны: официальная, использовавшая детские образы в пропагандистских целях, и неофициальная, представленная детскими фантазиями на военные темы. Авторы приходят к выводу о преобладании мифопоэтического восприятия войны детьми, отмечают, что сам процесс рисования часто носил игровую форму. Хотя детские рисунки не позволяют констатировать негативные изменения в детской психике, в них встречаются образы, ставшие символами последующей революции и Гражданской войны. Детское изобразительное творчество 1917 г. демонстрирует, что 1917 г. оставил более сильный след на детских впечатлениях, чем Первая мировая война.

Биографии авторов

Vladislav Aksenov

кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт российской истории РАН.

117036, Россия, Москва, ул. Дмитрия Ульянова, 19.

vlaks@mail.ru

Yulia Zherdeva

кандидат исторических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Института теоретической экономики и международных экономических отношений, Самарский государственный экономический университет.

443090, Россия, Самара, ул. Советской Армии, 141.

jujuly@yandex.ru

Загрузки

Опубликован

2018-06-30

Как цитировать

Aksenov, V., & Zherdeva, Y. (2018). Рисуя эпоху: дети, война и революция в пропаганде и творчестве школьников 1914–1917 гг. Quaestio Rossica, 6(2), 487–503. https://doi.org/10.15826/qr.2018.2.308

Выпуск

Раздел

Disputatio