«Заготовка граждан впрок»: миф о советском материнстве и детстве в драматургии А. П. Платонова 1920–1930-х гг.

Авторы

  • Elena Chernysheva

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2017.4.268

Аннотация

Рассматривается становление в литературе новой советской мифологии материнства и детства и ее деконструкция в драматургии А. П. Платонова конца 1920-х – начала 1930-х гг. Изменения брачно-семейных топосов, динамичные модели гендерных отношений явились результатом радикальных идеологических и организационно-практических преобразований в Cоветской России. Показана критика этой составляющей советского проекта изнутри него самого – от лица писателя, связанного с социалистическим строительством. Методология определяется в историко-литературном, историко-культурном, сравнительно-типологическом и мифопоэтическом анализе. Материалом являются произведения, образно представляющие типы послереволюционных семей, модели отношений матери (родителей) и ребенка. Исходный тезис: концепция «освобождения женщины» и воспитания «нового человека» имела мощное жизнестроительное, конституирующее и одновременно утопическое содержание, рождала новую мифологию материнства и детства, где обе части коррелируют и поддерживаются высоким и массовым искусством. Выявлена критика советской политики материнства и детства в пьесах Платонова. Деконструкция мифа в комедии «Дураки на периферии» происходит в показе краха взращивания ребенка членами коммуны, в сюжете фетишизации ребенка как выставочного образца и его гибели в результате утопического воспитательного эксперимента. Промискуетет, юридический беспорядок добавляют миру «безосновность», тотальное отчуждение. В пьесе «14 красных избушек» проявилось расхождение с мифом 1930-х гг. о счастливой матери-труженице: массовый голод, смерть детей душевно опустошают заботливую мать – председателя колхоза. Cемантика ребенка-жертвы и обитателя пролетарского рая профанируется, абстрактное «будущее человечество» становится объектом иронии. Платонов использует пародию, гиперболизацию, символы, сюжеты-казусы с целью эстетической перекодировки новой мифологии и утверждения подлинных гуманистических и эстетических ценностей.

Биография автора

Elena Chernysheva

доктор филологических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет.

119991, Россия, Москва, ул. Малая Пироговская, 1/1.

el.chernysheva@yandex.ru

Библиографические ссылки

Adon’eva, S. B. Materinstvo: mifologiya i sotsial’nyi institut [Motherhood: Mythology and Social Institute]. In Russkii fol’klor v sovremennykh zapisyakh [website]. URL: http://folk.ru/Research/adonyeva_motherhood.php?rubr=Research-articles (mode of access: 11.12.2016).

Andrei Platonov v dokumentakh OGPU-NKVD-NKGB. 1930–1945 [Andrey Platonov in OGPU-NKVD-NKGB Documents. 1930‒1945] / publ. by Goncharova, V., Nekhotina, V. (2000). In Kornienko, N. V. (Ed.). “Strana filosofov” Andreya Platonova. Problemy tvorchestva. Iss. 4. Yubileinyi Moscow, Institut mirovoi literatury RAN, Nasledie, pp. 848–884.

Arakelova, M. P. (1995). Opyt okhrany materinstva i mladenchestva [Experience of Maternity and Infancy Protection]. In Sotsiologicheskie issledovaniya. No. 7, pp. 62–64.

Arzamastseva, I. (2015). Tri dushi provintsial’noi gimnazistki (p’esa Z. N. Gippius “Zelenoe kol’tso” [The Three Souls of a Provincial Female Gymnasium Student: Zinaida Gippius’ The Green Ring]. In Novoe literaturnoe obozrenie. No. 5 (135), pp. 171–182.

Arzamastseva, I. N. (2006). Khudozhestvennaya kontseptsiya detstva v russkoi literature 1900–1930-kh godov: dis. … doktora filol. nauk. [The Artistic Concept of Childhood in the Russian Literature of 1900–1930s. Dr. Hab. Thesis]. Moscow, S. n. 453 p.

Balina, M., Rudova, L. (Eds.). (2008). Russian Children’s Literature and Culture. L., N. Y., Routledge. 390 p.

Bezzubtsev-Kondakov, A. (2009). V epohu “krasnyh svadeb” [In the Era of the “Red Wedding”]. In Literaturnyi zhurnal “Koleso” [website]. 2009. No. 19. URL: http://www.altair-torg.ru/koveco19/svadba.html (mode of access: 11.11.2016).

Borodina, A. V., Borodin, D. Yu. (2000). Baba ili tovarishch? Ideal novoi sovetskoi zhenshchiny v 20–30-kh gg. [A Peasant Woman or a Comrade? The Ideal of the New Soviet Woman in the 1920s–1930s]. In Zhenskie i gendernye issledovaniya v Tverskom gosudarstvennom universitete. Tver’, Izdatel’stvo Tverskogo gosudarstvennogo universiteta, pp. 45–52.

Chernysheva, E. G. (2011). Era miloserdiya, ili plachushchie militsionery (k semantike motiva mertvogo rebenka v komedii “Duraki na periferii” [The Era of Mercy, or Crying Militiamen (On the Semantics of the Dead Child Motif in the Comedy Fools on the Periphery)]. In “Strana filosofov” Andreya Platonova. Problemy tvorchestva, No. 7 (pp. 51–59). Moscow, IMLI RAN, Nasledie.

Davies, S. (2011). Mnenie naroda v stalinskoi Rossii. Terror, propaganda i inakomyslie, 1934–1941 [Popular Opinion in Stalin’s Russia. Terror, Propaganda and Dissidence, 1934–1941] / transl. by Morozov, S. N. Moscow, ROSSPEN. 231 p.

Dobrenko, E. (2000). Sotsializm i mir detstva [Socialism and the World of Childhood]. In Gunther, H., Dobrenko, E. (Eds.). Sotsrealisticheskii kanon: sbornik statei. St Petersburg, Akademicheskii proekt, pp. 31–40.

Gladkov, F. V. (1986). Tsement: Roman [Cement. A Novel]. Moscow, Sovremennik. 240 p.

Golovina, L. N. (2011). Realizatsiya mifologemy doma i strannichestva v russkoi proze XX veka o besprizornikakh i detyakh-sirotakh [The Realisation of the House and Pilgrimage Mythologem in 20th-century Russian Prose about Homeless Children and Orphans]. In Znanie. Ponimanie. Umenie. No. 4, pp. 261–263.

Gunther, H. (2000). Arkhetipy sovetskoi kul’tury [Archetypes of Soviet Culture]. In Gunther, H., Dobrenko, E. (Eds.). Sotsrealisticheskii kanon: sbornik statei. St Petersburg, Akademicheskii proekt, pp. 743–784.

Kattsina, T. A., Dolidovich, O. M., Anisimova, L. Yu. (Eds.). (2015). “Okhmatmlad” i “Deti respubliki”: ideologiya i praktika sotsial’noi politiki v Eniseiskoi gubernii v 1920-e gg.: khrestomatiya. [“Okhmatmlad” and the “Children of the Republic”. The Ideology and Practice of Social Policy in the Yenisei Province in the 1920s. A Reader]. Krasnoyarsk, Sibirskii federal’nyi universitet. 214 p.

Khimich, V. V. (2004). Obraz rebenka kak znakovaya figura v literature 1920-kh godov [The Child Image as a Symbolic Figure in Literature of the 1920s]. In Mal’chiki i devochki: realii sotsializatsii. Sbornik statei. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta, pp. 292–302.

Kollontai, A. (1923). Obshchestvo i materinstvo. Gosudarstvennoe strakhovanie materinstva [Society and Motherhood. State Insurance of Motherhood]. No. 2. Moscow, Petrograd, Gosizdat. 598 p.

Kornienko, N. (2006). 14 krasnyh izbushek. Primechaniya [Fourteen Red Huts. Notes]. In Platonov, A. P. Noev kovcheg. P’esy. Moscow, Vagrius, pp. 439–445.

Kornienko, N., Antonova, E. (2006). Duraki na periferii. Primechaniya [Fools on the Periphery. Notes]. In Platonov, A. P. Noev kovcheg. P’esy. Moscow, Vagrius, pp. 42–429.

Kovtun, N. V. (2008). Deti kak poverka sotsial’nogo samoopredeleniya zhenshchiny v romane F. Gladkova “Tsement” [Children as a Verification of a Woman’s Social Selfidentification in F. Gladkov’s Novel Cement]. In Russkaya literatura v XX veke: imena, problemy, kul’turnyi dialog. No. 9, pp. 21–37.

Lebina, N. (2012). Sovetskii dom-kommuna. Granitsy tela [The Soviet Commune House. The Boundaries of the Body]. In Teoriya mody. No. 23, pp. 133–151.

Lebina, N. (2015). Sovetskaya povsednevnost’: normy i anomalii. Ot voennogo kommunizma k bol’shomu stilyu [Soviet Daily Life: Standards and Anomalies. From War Communism to Great Style]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 488 p.

Matveeva, N. V. (2007). Arkhetip materi i mladentsa v p’ese A. P. Platonova “14 krasnykh izbushek” [The Archetype of Mother and Baby in A. P. Platonov’s Play Fourteen Red Huts]. In Filologicheskii klass. No. 17, pp. 64–69.

Mazur, L. N. (2016). Sem’ya kommunistov Ekaterinburgskoi gubernii (po materialam Vserossiiskoi partiinoi perepisi 1922 g.) [A Communist Family in Yekaterinburg Province (with Reference to the All-Russian Party Census, 1922)]. In Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 2. Gumanitarnye nauki. Vol. 18. No. 3 (154), pp. 85–105.

Mikirtichan, G. L. (2014). K 100-letiyu so dnya osnovaniya Vserossiiskogo popechitel’stva po okhrane materinstva [For the 100th Anniversary of the All-Russian Guardianship of Motherhood Protection]. In Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 11. Meditsina. No. 1, pp. 260–274.

Miroshnichenko, M. I. (2015). Soderzhanie pervoi sovetskoi gendernoi modeli v 1920-e gg. [The Content of the First Soviet Gender Model in the 1920s]. In Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Sotsial’no-gumanitarnye nauki. Vol. 15. No. 1, pp. 35–42.

Miroshnichenko, M. I. (2016). Razvitie pervoi sovetskoi gendernoi modeli v pervoi polovine 1930-kh gg. [The Development of the First Soviet Gender Models in the First Half of the 1930s]. In Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Sotsial’no-gumanitarnye nauki. Vol. 15. No. 1, pp. 21–26.

Okhrana matmlada u oirotov i tungusov [The Protection of Motherhood and Infancy of the Oirot and Tungus]. (1928). In Sibirskie ogni. No. 4 (July-August), p. 264.

Orlov, I. B. (2010). Sovetskaya povsednevnost’: istoricheskii i sociologiche-skii aspekty stanovleniya [Soviet Everyday Life: Historical and Sociological Aspects of Formation]. Moscow, Gosudarstvennyi universitet Vysshaya shkola ekonomiki. 317 p.

Pervyi Vserossiiskii s”ezd rabotnits 16–21 noyabrya 1918 g. i ego rezolyutsii [The First All-Russian Congress of Women Workers Held on 16–21 November 1918 and Its Resolutions]. (1920). Khar’kov, Vseukrainskoe izdatel’stvo. 23 p.

Platonov, A. P. (2006). Noev kovcheg: P’esy [Noah’s Ark: Plays]. Moscow, Vagrius. 464 p.

Pletneva, S. A. (1998). “Amazonki” kak sotsial’no-politicheskoe yavlenie [“The Amazons” as a Social and Political Phenomenon]. In Kul’tura slavyan i Rus’. Moscow, Nauka, pp. 529–537.

Pushkarev, A. M. (2007). “Novyi byt”. Ideologicheskie interpretatsii seksual’nogo (po materialam russkoi khudozhestvennoi literatury i kritiki 1920-h gg.) [“New Life”. An Ideological Interpretation of the Sexual (with Reference to the Russian Fiction and Criticism of the 1920s)]. In Zhurnal issledovanii sotsial’noi politiki. Vol. 5. No. 4, pp. 459–482.

Pushkareva, N. (2015). Gendernaya sistema sovetskoi Rossii i povsednevnost’ rossiyanok [The Gender System of Soviet Russia and the Daily Life of Russian Women]. In Berends, Ya. K., Dubina, V., Sorokin, A., with Akopyan, E. (Eds.). Povsednevnaya zhizn’ pri sotsializme. Nemetskie i rossiiskie podkhody. Moscow, ROSSPEN, pp. 204–225.

Ryklin, M. (2009). Kommunizm kak religiya. Intellektualy i Oktyabr’skaya revolyutsiya [Communism as a Religion. Intellectuals and the October Revolution]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 139 p.

Savina, L. N., Batova, O. S. (2015). Mifopoeticheskaya traditsiya v proizvedeniyakh L. Panteleeva o sirote [The Mythopoetic Tradition in L. Panteleev’s Works on Orphans]. In Izvestiya Yuzhnogo Federal’nogo universiteta. Filologicheskie nauki. No. 4, pp. 45–50.

Savras, N. V. (2008). Mesto i funktsii detstva v kul’turnoi paradigme sotsrealizma [The Place and Function of Childhood in the Cultural Paradigm of Socialist Realism]. In Sistema tsennostei sovremennogo obshchestva. No. 3, pp. 60–65.

Shabatura, E. A. (2006). Obraz “novoi zhenshchiny” v sovetskoi kul’ture 1917–1929 gg.: avtoref. dis. … kand. ist. nauk [The “New Woman” Image in Soviet Culture, 1917–1929. Author’s Abstract of PhD Thesis]. Omsk, S. n. 25 p

Sherstneva, E. V. (2013). Vserossiiskoe popechitel’stvo po okhrane materinstva. K 100-letiyu so dnya osnovaniya [All-Russian Guardianship for the Protection of Mothers. On the 100th Anniversary of Its Foundation]. In Pediatriya. No. 12 (2), pp. 150–153.

Stites, R. (2004). Zhenskoe osvoboditel’noe dvizhenie v Rossii. Feminizm, nigilizm i bol’shevizm. 1860–1930 [The Women’s Liberation Movement in Russia. Feminism, Nihilism and Bolshevism. 1860–1930]. Moscow, ROSSPEN. 616 p.

Vokrug pisem komsomolok [On Komsomol Women’s Letters]. (1926). In Smena. No. 16, p. 12.

Yablokov, E. A. (2005). Zloklyucheniya sovetskoi pastushki (Pastoral’nye motivy v p’ese A. Platonova “14 krasnykh izbushek”) [The Hardships of a Soviet Shepherdess (Pastoral Motifs in A. Platonov’s Play Fourteen Red Huts)]. In Yablokov, E. A. Nereguliruemye perekrestki. Moscow, Pyataya strana, pp. 150–162.

Yablokov, E. A. (2008). Razboiniki, ili Ottsy bez detei (Problemy i geroi p’esy “Duraki na periferii”) [Robbers, or Fathers without Children (Issues and Heroes of the Fools on the Periphery Play)]. In Kolesnikova, E. N. (Ed.). Tvorchestvo Andreya Platonova. Issledovaniya i materialy. No. 4. St Petersburg, Nauka, pp. 157–167.

Yukina, I. I. (2007). Russkii feminizm kak vyzov sovremennosti [Russian Feminism as a Challenge of Our Time] / ed. by Meleshko, T. А. St Petersburg, Aletheia. 544 p.

Загрузки

Опубликован

2017-12-23

Как цитировать

Chernysheva, E. (2017). «Заготовка граждан впрок»: миф о советском материнстве и детстве в драматургии А. П. Платонова 1920–1930-х гг. Quaestio Rossica, 5(4), 1073–1090. https://doi.org/10.15826/qr.2017.4.268

Выпуск

Раздел

Problema voluminis