Одические версии «общественного договора» в России XVIII в.

Авторы

  • Tatyana Abramzon
  • Alexey Petrov

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2017.2.233

Аннотация

Теория общественного договора является одним из базовых социально-политических учений эпохи Просвещения в Европе и в России. Различные модели взаимоотношений власти и общества суть постоянно меняющийся идейный конструкт, негласное соглашение, создаваемое и проговариваемое в различных текстах культуры. Основное внимание в статье уделяется одической поэзии XVIII в., то есть той области литературной и политической культуры, где идеи взаимовыгодного соглашения сторон – монарха и подданных – получили образное общедоступное воплощение. Задача – выявить основные этапы и художественную специфику взаимоотношений между монархом и подданными, образно представленные в одической поэзии. Парадигма «общественного договора» в основных чертах сложилась уже в петровское время, когда были определены «должности» государя и подданных: монарх радеет о добре общем, а подданные повинуются и служат. Поэты Петровской эпохи (Карион Истомин, И. В. Паус, В. К. Тредиаковский) утверждают идеи просвещения «россов», вменяя в обязанности монарха защищать веру и отечество от врагов и долг верной службы народа царю. После смерти Петра ситуация меняется. На первый план в одах и надписях к иллюминациям и фейерверкам выдвигается фигура императрицы, идеальной правительницы и просвещенной государыни, деятельность которой направлена на достижение «блаженства» россов. Изменяются и эмоциональные мотивы «договора»: любовь объявляется движущей силой действий и монархини, и подданных; «за доброты и щедроты» императрицы подданные готовы жертвовать собой. Отечески-сыновняя модель отношений власти и граждан во время правления Елизаветы Петровны не превратилась в материнско-сыновнюю, и главными одическими «именами» императрицы остались «кровь Петрова» и «дщерь Петрова». В литературе конца 1770-х – 1790-х гг. блаженство подданных объявляется необходимым условиям блаженства правителя, а невозможность критики монарха инициирует критику вельмож, далеких от народных нужд и чаяний. К концу века торжественная ода становится нисходящим жанром, востребованным лишь в моменты восшествия на престол Павла I и Александра I. Начало 1800-х гг. можно считать условной границей, после которой в русском образованном обществе происходит крушение иллюзий в отношении «полюбовного соглашения» между монархом и подданными, что отразилось в литературных текстах.

Библиографические ссылки

Abramzon, T. E. (2010). “Pismo o polze Stekla” M. V. Lomonosova. Opyit kommentariya prosvetitelskoy entsiklopedii. Reprintnoe vosproizvedenie izdaniya 1752 [1753] goda: k 300-letiyu M. V. Lomonosova [A Letter about the Usefulness of Glass by M. V. Lomonosov. The Experience of Commenting an Enlightening Encyclopaedia. Reprint of the Original Copy of 1752 [1753]: Dedicated to M. V. Lomonosov’s 300th Birthday]. 192 p. Moscow, OGI.
Abramzon, T. E. (2006). Poeticheskie mifologii XVIII veka (Lomonosov. Sumarokov. Heraskov. Derzhavin) [Poetic Mythologies of the 18th Century (Lomonosov. Sumarokov. Kheraskov. Derzhavin)]. 480 p. Magnitogorsk, MaSU.
Atger, F. (1906). Essai sur l’histoire des doctrines du contrat social. 100 p. Paris. Bogdanov, A. P. (2012). Stih torzhestva : rozhdenie russkoj ody, poslednjaja chetvert’ XVII – nachalo XVIII veka : [v 2 ch.] [A Poem of Celebration : The Birth of the Russian Ode, the Last Quarter of the 17th – Early 18th Centuries, 2 Vols.]. 676 p. Moscow, Inst. of Russian History Russian Academy of Sciences.
Buranok, O. M. (2005). Russkaja literatura XVIII veka. Petrovskaja jepoha. Feofan Prokopovich : ucheb. posobie [Russian Literature of the 18th Century. The Reign of Peter the Great. Theophan Prokopovich : Teaching Aid]. 464 p. Moscow, Flinta, Science.
Cracraft, J. (1973). Feofan Prokopovich. In Garrard. L. G. (Ed.) The Eighteenth Century in Russia. Oxford, Oxford University Press, pp. 75–105.
Deborin, A. M. (1958). Sotsialno-politicheskie ucheniya novogo i noveyshego vremeni. V 3-h t. [Socio-political Doctrines of the New and Newest Times. 3 Vols.]. Vol. 1. 628 p. Moscow, Izdatelstvo AN SSSR.
Derzhavin, G. R. (1864–1883). Sochineniya Derzhavina: v 9 t. / s ob’yasn. primech. [i predisl.] Ya. Grota [Works of Derzhavin: 9 Vols. / with Explanations and Comments [and a Preface] by J. Grot.]. Vol. 1. 872 p. Vol. 2. Vol. 3. 808p. St Petersburg, Izdatelstvo Imperat. akad. Nauk, v tip. Imperat. akad. nauk.
Domanov, V. G. (2010). Politologiya. Slovar [Political Science. A Dictionary]. 375 p. Moscow, Rossiiskii gosudarstvennyi universitet.
Gough, J. W. (1936). The Social Contract. A Critical Study of Its Development. 172 p. Oxford, Oxford Univ. Press.
Heraskov, M. M. (1858). Oda Gosudaryu Aleksandru Pavlovichu Samoderzhtsu vserossiyskomu na vseradostnoe Ego na prestol vstuplenie [An Ode to Monarch Alexander Pavlovich All-Russian Sovereign for His Joyful Accession to the Throne]. In Bibliograficheskie zapiski. Iss. 9, pp. 288–289.
Karamzin, N. M. (1966). Polnoye sobraniye stihotvoreniy [Complete Poems]. 419 p. Leningrad, Sovetskiy pisatel’.
Lomonosov, M. V. (1959). Polnoye sobraniye sochineniy v 10 t. [Complete Works, 10 vols.]. Vol. VIII. 1280 p. Moscow; Leningrad, Izdatelstvo Akademii nauk SSSR.
Longinov, M. N. (1858). Oda Aleksandru I na vstuplenie tsarstvovat [An Ode to Alexander I for His Accession to the Throne]. In Bibliograficheskie zapiski Vol. 1, pp. 288–289.
Lotman, Yu. M. (2004). O roli tipologicheskih simvolov v istorii kulturyi [On the Role of Typological Symbols in the History of Culture]. In Lotman J. M. Semiosphere. St Petersburg, Iskusstvo – SPB, pp. 371‒385.
Maykov, V. (1809). Stihi na vozvratnoe pribyitie Ee Velichestva iz Kazani v prestolnyiy grad Moskvu iyunya 14 dnya 1767 goda [Verses for Her Majesty’s Coming Back from Kazan to the Capital City of Moscow on the 14th of June in 1767]. In Maykov V. Works. St Petersburg, Pechatano pri I kadet. korpuse, 1809, pp. 254–257.
Momdzhyan, H. N. (1983). Frantsuzskoe Prosveschenie XVIII veka; Ocherki. [The 18th Century French Enlightenment; Sketches]. 447 p. Moscow, Myisl.
Perets, V. N. (1902). Istoriko-literaturnye issledovanija i materialy. Tom III. Iz istorii razvitija russkoj pojezii XVIII v. [Historical and Literary Research and Materials. Vol. III. From the History of Development of 18th Century Russian Poetry]. 633 p. St Petersburg, Tipografija F. Vajsberga i P. Gershunina.
Petrov, A. V. (2011). Mifopoliticheskie formuly v manifestah i odah 1741–1742 gg. (“mifologija vlasti” v politicheskoj i literaturnoj kul’turah v Rossii XVIII veka) [Mythical and Political Formulae in Manifestos and Odes in 1741–1742 (“Mythology of Power” in Political and Literary Cultures in 18th Century Russia)]. In Problemy istorii, filologii, kul’tury. Vol. 1, pp. 152–161.
Petrov, A. V. (2009). Novogodnjaja pojezija v Rossii : ot Trediakovskogo do Benediktova Monografija [New Year Poetry in Russia: From Trediakovsky to Benediktov. A Monograph]. 267 p. Magnitogorsk, MaSU.
PSZRI (1830). [A Complete Set of Laws of the Russian Empire]. Vol. 4. 892 p.; Vol. 11. 991 p.; Vol. 26. 882 p. St Petersburg, pechatano v Tipografii II otdeleniya sobstvennoy ego Imperatorskogo Velichestva.
Pospelova, M. (1801). Oda na vseradostnyiy den koronovaniya Ego Imperatorskogo Velichestva, Gosudarya Imperatora Aleksandra Pavlovicha [An Ode for a Joyful Day of Crowning His Royal Majesty, Monarch Emperor Alexander Pavlovich]. 9 p. Moscow.
Prikazchikova, E. E. (2009). Kulturnyie mifyi v russkoy literature XVIII – nachala XIX veka [Cultural Myths in Russian Literature in the 18th – Early 19th Centuries]. 526 p. Yekaterinburg, Izdatelstvo Uralskogo Universiteta, 2009.
Radishchev, A. N. (1941). Polnoe sobranie sochineniy v 3 t. [Complete Works, 3 Vols.]. Vol. 2. 429 p. Moscow, Leningrad, Izdatelstvo AN SSSR.
Rudakova, S. V. (2012). Filosofiya schastya v lirike E. A. Boratyinskogo [The Philosophy of Happiness in E. A. Boratynsky Lyrics]. In Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnyie nauki. 2012. Vol. 108, Iss. 4, pp. 103–114.
Shcherbatov, M. M. (1935). Neizdannyie sochineniya [Unpublished Works]. 213 p. Moscow, Sotcegiz.
Serman, I. Z. (1962). Trediakovskij i prosvetitel’stvo (1730-e gody) [Trediakovsky and the Enlightenment (in the 1730s)]. In XVIII vek. Sbornik 5. Moscow, Leningrad, Izdatelstvo AN SSSR, pp. 205–222.
Shubinskiy, S. N. (1911). Prazdnovanie Nishtadtskogo mira v Peterburge. 22 oktyabrya 1721 [The Celebration of the Peace Treaty of Nystad in Petersburg on October 22, 1721]. In Shubinskiy S. N. (Ed.). Istoricheskie ocherki i rasskazyi, 6-e izd. St Petersburg, Tipographiya A. S. Suvorina, pp. 43–51.
Slovar akademii rossiyskoy v 6 ch. (1789–1794). [The Dictionary of the Russian Academy, 6 parts]. Vol. 1. 636 p. Vol. 6. 600 p. St Petersburg, pri Imperatorskoy Akademii nauk.
Stupperich, R. (1967). Feofan Procopovic in der neueren Literatur. In Brang, P., Brauer, H. (Eds.) Festschrift fur Margarete Woltnerzum 70. Geburtstag, Heidelberg, pp. 284–293.
Tetzner, J. (1958). Thepphan Prokopovic und die russische Fruhaufklarung. In Zeitschrift fiir Slawistik. Bd. 3, pp. 351–368.
Turgenev, An. (1992). Rechi Andreya Turgeneva [Speeches of Andrei Turgenev]. In Kitidziro Yamada (Ed.). Acta Slavica Iaponica, 10, pp. 167–181. URL: http://eprints.lib.hokudai.ac.jp/dspace/bitstream/2115/8047/1/KJ00000034000.pdf (mode of access: 28.04.2017).
Wortman, R. S. (2002). Stsenarii vlasti. Mifyi i tseremonii russkoy monarhii ot Petra Velikogo do smerti Nikolaya I. [Scenarios of Power: Myth and Ceremony in Russian Monarchy from Peter the Great to the Death of Nicholas I]. 597 p. Moscow, OGI.
Vinter, E. (1966). Feofan Prokopovich i nachalo russkogo prosvescheniya [Feofan Prokopovich and the Beginning of Russian Enlightenment]. In XVIII vek. Vol. 7. Moscow, Nauka, pp. 43–46.
Volgin, V. P. (1958). Razvitie obschestvennoy myisli vo Frantsii v XVIII v. [The Development of Public Thought in France in the 18th Century]. 202 p. Moscow, Izdatelstvo Akademii nauk SSSR.
Zaytseva, T. B., Petrov A. V. (2015). Gendernaya i mifopoliticheskaya simvolika obraza imperatritsyi v odopisi XVIII veka [Gender Mythical and Political Symbolism of the Empress’s Image in 18th Century Odes]. In Novoe slovo v nauke: perspektivyi razvitiya. Iss. 4 (6), pp. 193–194.
Zhivov, V. M. (2002). Istoriya russkogo prava kak ligvosemioticheskaya problema [The History of the Russian Law as a Linguo-semiotic Issue]. In Zhivov V. M. Razyiskaniya v oblasti istorii i predyistorii russkoy kulturyi. Moscow, Yazyki slavyanskoy kultury, pp. 187–306.

Загрузки

Опубликован

2017-06-30

Как цитировать

Abramzon, T., & Petrov, A. (2017). Одические версии «общественного договора» в России XVIII в. Quaestio Rossica, 5(2), 406–425. https://doi.org/10.15826/qr.2017.2.233

Выпуск

Раздел

Problema voluminis