Провинциальные художественные музеи и кустарная промышленность в дискуссиях первой четверти XX в.

Авторы

  • Vitaly Ananiev

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2017.1.212

Аннотация

Рассматривается комплекс вопросов, связанных с определением места провинциальных художественных и художественно-промышленных музеев в культурной жизни России начала ХХ в. Движение за эстетическое воспитание еще в конце XIX в. привело к повышению значения декоративно-прикладного искусства и широкому распространению музеев соответствующего типа. Идеи немецких и английских художественных критиков и музейных работников получили глубокое признание во многих странах. В России неоднократно в 1910-е гг. роль и значение местных художественных и художественно-промышленных музеев рассматривались в контексте не только эстетических, но и экономических вопросов, которые анализируются на основе архивных материалов, связанных с работой ряда комиссий при Институте истории искусств (Петроград) весной-летом 1917 г. Одна из таких комиссий была посвящена художественной промышленности и кустарному делу. Программный доклад о ее задачах сделал историк искусства и исследователь культуры Петербурга В. Я. Курбатов. Его основные положения рассматриваются в контексте других выступлений того же автора. В докладах выдвигалась идея создания музеев, занятых не только хранением и презентацией определенного типа предметов, но и связанных с экономическим развитием региона. Предлагалось создание нового рода музеев – «музеев-мастерских». Обращение к иностранным параллелям (идеям немецкого музейного деятеля и реформатора системы эстетического воспитания, многолетнего директора Гамбургского художественного музея А. Лихтварка) позволяет уточнить прагматический аспект проектов. Можно увидеть параллель между этими проектами и тем вниманием, которое уделяла провинциальным музеям советская власть, также связывавшая экономическую выгоду с деятельностью музеев. В музейной проблематике отразился процесс взаимодействия центра и провинции, на уровне культуры формировавшей гомогенное пространство как империи, так и советского государства.

Библиографические ссылки

Bazin, G. (1995). Istorija istorii iskusstv ot Vazari do nashikh dney [The History of Art History from Vasari to the Present] 240 p. Moscow, Progress-Kul’tura.
Benjamin, W. Proizvedenie iskusstva v jepohu ego tehnicheskoj vosproiz-vodimosti [The Work of Art in the Age of Mechanical Reproduction]. In Benjamin, W. Uchenie o podobii : Mediajesteticheskie proizvedenija [On Mimesis: Media-Aesthetic Works]. Moscow: RGGU, 2012, рр. 190–234.
TsGALI [St Peterburg Central State Archive of Literature and Art]. F 82.
Fishman, S. (1966). Alfred Lichtwark and the Founding of the German Art Education Movement. In History of Education Quarterly, Vol. 6, № 4, рр. 3–17.
Jenkins, J. (2003). Provincial Modernity : Local Culture & Liberal Politics in Fin-desiècle Hamburg. 352 р. Ithaca, L., Cornell Univ. Press.
Karelin, A. A. (S. d.). Usloviya ustroystva i bytiya gorodskikh khudozhestvennykh i istoricheskikh muzeev [Conditions for the Establishment and Function of City Museums of Art and History]. In Trudy vserossiyskogo s’ezda khudozhnikov v Petrograde, dekabr’ 1911 – janvar’ 1912 : v 3 t. [The Proceedings of the All-Russian Council of Artists in Petrograd, Dec. 1911–Jan. 1912]. Petrograd, Tovarishchestvo R. Golike i A. Vil’borg, Vol. 3, рр. 18–24.
Kurbatov, V. Ya. (S. d.). Ob ustroystve provincial’nyk khudozhestvennykh muzeev [On the Establishment of Provincial Museums of Art] In Trudy vserossiyskogo s’ezda khudozhnikov v Petrograde, dekabr’ 1911 – janvar’ 1912 [The Proceedings of the All-Russian Council of Artists in Petrograd, Dec. 1911 – Jan. 1912]. Petrograd, Tovarishchestvo R. Golike i A. Vil’borg, Vol. 3, рр. 24–26.
Neobkhodimo li samostojatel’noe vedomstvo izyashchnykh iskusstv? Doklad V. Ja. Kurbatova, prochitannyy po porucheniyu Soveta Instituta istorii iskusstv na soveshchanii deyateley iskusstva 7 marta 1917 goda [Is there a Need for a Special Agency for the Fine Arts? Report of V. Ja. Kurbatov, Delivered at the Request of the Council of the Institute for Art History during the Meeting of Artists, 7 March 1917]. 25 р. Petrograd, Dvigatel’, 1917.
Peters, D. (2014). Reproduced Art. Early Photographic Campaigns in European Collections. In The Museum is Open. Towards a Transnational History of Museums 1750–1940. Ed. by A. Meyer, B. Savoy. Berlin, Boston, De Gruyter. рр. 45–57.
Pevsner, N. (1991). Pioneers of Modern Design: From William Morris to Walter Gropius. 257 р. L., Penguin, N. Ed.
Schreiter, Ch. (2014). Competition, Exchange, Comparison : Nineteenth-Century Cast Museums in Transnational Perspective. In The Museum is Open. Towards a Transnational History of Museums 1750–1940 / Ed. by A. Meyer, B. Savoy. Berlin, Boston, De Gruyter, рр. 31–43.
Shales, E. (2010). Made in Newark: Cultivating Industrial Arts and Civic Identity in the Progressive Era. 322 p. N. Brunswick, N. Jersey, L., Rivergate Books.
Stankiewicz, M. A. (1992). From the Aesthetic Movement to the Arts and Crafts Movement. In Studies in Art Education, Vol. 33, No. 3 (Spring), рр. 165–173.

Загрузки

Опубликован

2017-04-12

Как цитировать

Ananiev, V. (2017). Провинциальные художественные музеи и кустарная промышленность в дискуссиях первой четверти XX в. Quaestio Rossica, 5(1), 86–98. https://doi.org/10.15826/qr.2017.1.212

Выпуск

Раздел

Problema voluminis