Распространение европейской образовательной модели детских яслей (crèches) в России

Авторы

  • Dorena Caroli University of Macerata

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2016.3.180

Аннотация

Рассмотрено обращение в России конца XVIII в. к европейским просветительским моделям в сфере образования, как в системе учреждений (приютах для подкидышей, школах, детских садах и лицеях), так и в воспроизведении воспитательных методов. Одним из таких учреждений, получивших широкое распространение, были crèches (детские ясли). Целью исследования автора является воссоздание этапов появления учреждений, предназначенных для присмотра за маленькими детьми, и определение их функций. Автор прослеживает процесс адаптации этой модели к российским условиям в последних десятилетиях XIX — начале XX в. В пореформенной России организация яслей была связана исключительно с частной инициативой, и лишь с 1891 г. процесс развития детских учреждений приобрел системный характер, получив поддержку государства и покровительство правящей династии. На основании отчетов и описаний приводятся статистические данные о количестве детей, принимавшихся в ясли, сведения о характере ухода, воспитания, об организации профилактических и гигиенических процедур, о питании, объемах финансирования, составе и квалификационном уровне персонала. Выявляется отношение к институту младенческих учреждений со стороны матерей – крестьянок и работниц. Анализируется взаимосвязь между развитием сети детских учреждений ясельного типа и важным демографическим показателем – детской смертностью, в том числе в сравнении с аналогичными показателями в ряде стран Западной и Центральной Европы. Автор приходит к выводу, что хотя развитие ясельных учреждений происходило в России по той же схеме, что и в остальных европейских государствах, общее их состояние оставалось неудовлетворительным. Правительство слишком поздно начало принимать меры по форсированию системы охраны детства; с началом Первой мировой войны многие планы остались нереализованными.

Биография автора

Dorena Caroli, University of Macerata

Doctor of History, Professor

Библиографические ссылки

Alekseev, M. “Yasli” : Priyut dlya detey rabochego klassa [Nurseries: A Home for Working Class Children]. (1873). St. Petersburg.
Avdeev, A. (2010). Mladencheskaya smertnost′ i istoriya okhrany materinstva i detstva v Rossii i SSSR [Infant Mortality and the History of Motherhood and Childhood Protection in Russia and the USSR]. In Denisenko, M. B. (Ed.). Istoricheskaya demografiya : sbornik statey (pp. 13–72). 2nd Ed. Moscow, MAKS Press.
Caroli, D. (Scherrer, J. (Foreword)). (2004). L’enfance abandonnée et délinquante dans la Russie soviétique (1917–1937) (pp. 23–38, 265–288). Paris, L′Harmattan.
Caroli, D. (2012). Educational Institutions, Curricula and Cultural Models in the Higher Education of the Nobility and Intelligentsia at the Turn of the 20th Century in Russia. In History of Education and Children’s Literature, Vol. 7, № 1, pp. 341–388.
Caroli, D. (2014). Per una storia dell’asilo nido in Europa. 380 р. Milano, Franco Angeli.
Caron, A. C. (1866). La puériculture ou la science d’élever hygiéniquement et physiologiquement les enfants. 2nd Ed. Paris.
Chenguelidzé, W. (1911). Les crèches en Russie. In Archive de médecine des enfants, Vol. 14, Sept., pp. 680–692.
Chudinov, A. V. & Rzheutsky, V. S. (Eds.). (2011). Frankoyazychnye guvernery v Evrope, XVII–XIX vv. [French-Speaking Tutors in Europe, 17th – 19th Centuries]. 470 p. Moscow, IVI RAN.
Droux, J. & Hofstetter, R. (2014). Going International : The History of Education Stepping beyond Borders. In Paedagogica Historica, Vol. 50, № 1–2, pp. 10–26.
Fersenko, M. N. (1901). “Yasli” : Ustroystvo i znachenie ikh dlya bednogo klassa naroda [Nurseries: Their Structure and Meaning to the Poorer Classes of People]. 16 p. Kharkiv, Tipografiya “Yuzhnogo kraya”.
Frieden, N. M. (1978). Child Care : Medical Reform in a Traditionalist Culture. In
Ransel, D. (Ed.). The Family in Imperial Russia: New Lines of Historical Research (pp. 236–259). Urbana, Illinois.
Fuchs, E. (2007). The Creation of New International Networks in Education : The League of Nations and Educational Organizations in the 1920s. In Paedagogica Historica, Vol. 43, № 2, pp. 199–209.
Kirschenbaum, L. A. (2001). Small Comrades : Revolutionizing Childhood in Soviet Russia, 1917–1932. 232 p. N. Y., L., Routledge.
Kolganova, E. V. (2012). Zarozhdenie sistemy okhrany materinstva i mladenchestva v Rossii v kontse XIX – nachale XX vv. : avtoreferat dis. … kand. ist. nauk [The Origins of the System of Motherhood and Infancy Protection in Russia in the 19th – Early 20th Centuries : PhD Thesis Abstract (History)]. 23 p. Moscow.
Lindenmeyr, A. (1990). The Ethos of Charity in Imperial Russia. In J. of Social History, Vol. 23, № 4, pp. 679–694.
Marbo, F. (1890). Prakticheskoe rukovodstvo k ustroystvu i vedeniyu “yasley” [A Practical Guide to the Establishment and Management of a Nursery]. 45 p. Moscow.
Mitterauer, M. & Kagan, A. (1982). Russian and Central European Family Structures: A Comparative View. In J. of Family History, Vol. 7, № 1, pp. 103–131.
Otchet po vremennomu priyutu-yaslyam v d. Rogozhina (Nizhne-Lesnoy per., bliz khrama Khrista Spasitelya) za 1896 god [Report on the Work of the Daycare (Nursery) in the Rogozhin House (Nizhne-Lesnoy Lane, by the Cathedral of Christ the Saviour) for 1896]. (1897). Moscow.
Otchet po vremennomu priyutu-yaslyam v dome Rogozhina (Nizhne-Lesnoy per., bliz khrama Khrista Spasitelya) za 1903 god [Report on the Work of the Daycare (Nursery) in the Rogozhin House (Nizhne-Lesnoy Lane, by the Cathedral of Christ the Saviour for 1903]. (1904). Moscow.
Otchet po vremennomu priyutu-yaslyam v dome Rogozhina (Nizhne-Lesnoy per., bliz khrama Khrista Spasitelya) za 1913 god [Report on the Work of the Daycare (Nursery) in the Rogozhin House (Nizhne-Lesnoy Lane, by the Cathedral of Christ the Saviour for 1913]. (1914). Moscow.
Pinard, A. (1904). La puériculture du premier âge: nourriture, vêtement, hygiène. Colin. Pushkareva, N. L. (1998). Mat′ i ditya v russkoy sem′e XVIII – nachala XIX veka [Mother and Child in the Russian Family of the 18th – Early 19th Centuries]. In Sotsial′naya istoriya : ezhegodnik. 1997 (pp. 226–246). Moscow, ROSSPEN.
Raffaelli, G. (1924). La protezione del lattante. Borgo San Donnino.
Ransel, D. L. (1988). Mothers of Misery : Child Abandonment in Russia. 344 p. Princeton, New Jersey, Princeton Univ. Press.
Rostovtseva, A. A. (1901). Yasli-priyut v s. Muromke, Tsemlyanskogo uezda [A Nursery in Murovka Settlement, Tsimlyansk Uyezd]. In Derevenskie letnie yasli-priyuty v Voronezhskoy gubernii letom 1900. Voronezh.
Rozenfel′d, B. R. (1949). Pervye uchrezhdeniya dlya detey naroda v tsarskoy Rossii i ikh kharakter [The First Common People’s Children’s Establishments in Tsarist Russia and Their Peculiarities]. In Uchenye zapiski Leningradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta imeni A. I. Gertsena, 85, pp. 23–64. Leningrad.
Selivanov, A. F. (1900). Uchrezhdeniya po prizreniyu detey : (Vospitatel′nye doma, yasli i priyuty) [Children’s Shelters : (Boarding Schools, Nurseries, and Orphanages)]. 32 p. St. Petersburg, tip. M. M. Stasyulevicha.
Skornyakova, L. K. (1968). Yasli detskie [Children’s Nurseries]. In Kairov, I. A. &
Petrov, F. N. (Eds.). Pedagogicheskaya entsiklopediya. Vol. 4, pp. 852–854. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya.
Sostoyashchee pod vysochayshim ikh imperatorskikh velichestv pokrovitel′stvom Vedomstvo detskikh priyutov i ego zadachi. Ch. 1–34 [The Department of Orphanages under
the High Protection of Their Imperial Majesties and Its Tasks]. (1899). Part 3. Priyuty-yasli. 22 p. St. Petersburg.
Staroverova, T. 1 (2011). Home Education in Russia. In Russian Education and Society, Vol. 53, № 10, pp. 23–36.
Tezyakov, N. (1901). Derevenskie detskie yasli priyutov [Village Children’s Nurseries at Orphanages]. In Trudy soveshchaniya pri voronezhskoy gubernskoy uprave gg. Zemskikh vrachey po voprosu ob organizatsii letnikh derevenskikh yasley-priyutov 19–21 aprelya 1901 goda. Voronezh.
Worthman, R. (1978). The Russian Empress as Mother. In Ransel, D. (Ed.). The Family in Imperial Russia : New Lines of Historical Research (pp. 60–74). Urbana, Illinois.

Загрузки

Опубликован

2016-09-30

Как цитировать

Caroli, D. (2016). Распространение европейской образовательной модели детских яслей (crèches) в России. Quaestio Rossica, 4(3), 141–158. https://doi.org/10.15826/qr.2016.3.180

Выпуск

Раздел

Vox redactoris