Управляя пространством: организация Спасо-Прилуцким монастырем водных коммуникаций и их структура (XVI–XVII вв.)

Авторы

  • Margarita Dadykina National Research University Higher School of Economics

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2016.3.179

Аннотация

Рассмотрены особенности формирования в России XVI–XVII вв. системы основных сухопутных и водных путей сообщения. Показано, что водный транспорт имел преимущества перед сухопутными перевозками. Грузоподъемность речных и прибрежных морских судов в разы превышала возможности гужевого транспорта, что покрывало издержки на провоз товара таким

способом. Особенности прибрежного и донного рельефа, гидрологический режим рек, погодные условия требовали от человека создания гибкой системы использования водных ресурсов в качестве путей сообщения. В доиндустриальную эпоху ландшафт и условия функционирования транспортной сети были результатом компромисса между потребностями человека и возможностями, определяемыми природными факторами. Отмечено, что эффективность использования старых и новых транспортных систем зависела от наличия организационного и экономического потенциала, который был гораздо выше у различных сообществ и структур управления, чем у отдельно взятого человека. Одним из крупных организаторов торговли на Русском Севере был Спасо-Прилуцкий монастырь. В статье на основе материалов Спасо-Прилуцкого монастыря рассмотрены методы и механизмы взаимодействия с природой, которые использовал монастырь в ходе своей транспортной деятельности, методы создания и поддержки сети коммуникаций между различными районами своей экономической активности, способы транспортировки грузов, система управления и контроля за этим процессом.

Биография автора

Margarita Dadykina, National Research University Higher School of Economics

PhD (History)

Библиографические ссылки

Agafonova, S. A. & Frolova, N. L. (2006). Osobennosti ledovogo rezhima rek basseyna Severnoy Dviny [Features of the Northern Dvina Basin′s Ice Regime]. In Vodnye resursy, Vol. 33, № 6, pp. 1–9. Moscow, Nauka.
Arnold, E. F. (2013). Negotiating the Landscape : Environment and Monastic Identity in the Medieval Ardennes. 312 p. Philadelphia, University of Pennsylvania Press.
Bogomazova, A. A. (2013). Morskie suda v khozyaystve usoliy Solovetskogo monastyrya v seredine XVII v. (po dannym otvodnykh knig usoliy) [Ships in the Salt Works Economy of the Solovetsky Monastery in the mid-17th Century. (According to the Diverting Salt Works Books)]. In Rus′, Rossiya : Srednevekov′e i Novoe vremya. Iss. 3. Tret′i chteniya pamyati akademika RAN L. V. Milova : materialy k mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Moskva, 21–23 noyabrya 2013 g. (pp. 236–242). Moscow, Izdatel′stvo MGU.
Bogomazova, A. A. (2015). Morskaya infrastruktura Solovetskogo monastyrya v XVII – nachale XVIII v. [Maritime Infrastructure of the Solovetsky Monastery in the 17th – Early 18th Century]. In Rus′, Rossiya : Srednevekov′e i Novoe vremya. Iss. 4. Chetvertye chteniya pamyati akademika RAN L. V. Milova : materialy k mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Moskva, 26 oktyabrya – 1 noyabrya 2015 g. (pp. 368–373). Moscow, Izdatel′stvo MGU.
Bryzgalov, V. V. (2000). Transportirovka soli iz pomorskikh usoliy v Kholmogory v seredine XVII veka [Salt Transportation from the Seaboard Salt Works to Kholmogory in the mid-17th Century]. In Trudy XI s′′ezda Russkogo geograficheskogo obshchestva, Vol. 7, pp. 130–134. St. Petersburg, Nauka.
Filin, P. A. (2004). Sudostroenie Solovetskogo monastyrya: lod′ya “Prepodobnyy Zosima” [Shipbuilding in the Solovetsky Monastery: Boat “Saint Zosima”]. 177 p. Moscow, Rossiysky nauchno-issledovatel′skiy institut kul′turnogo i prirodnogo naslediya.
Geyman, V. G. (1958). Materialy po istorii russkoy solyanoy promyshlennosti (Totemsky solyanoy promysel Spaso-Prilutskogo monastyrya v 1622/1623 gg.) [Materials on the History of Russian Salt Industry (Tot’ma Salt Works of the Spaso-Prilutsky Monastery in 1622/1623)]. In Trudy gosudarstvennoy publichnoy biblioteki imeni M. E. Saltykova
Shchedrina, Vol. 5 (8), pp. 71–104. Leningrad, Gosudarstvennaya publichnaya biblioteka imeni M. E. Saltykova-Shchedrina.
Gosudarstvennyy arkhiv Vologodskoy oblasti (State Archive of Vologda Region). Stock 1260. List 1. Dossier 4, 58.
Guslistova, A. N. (2004). Torgovyy rechnoy flot vologzhan v nachal′nyy period Petrovskikh reform [Commercial River Fleet of Vologda in the Initial Period of Petrine Reforms]. In Istoricheskoe kraevedenie i arkhivy : materialy mezhregional′noy nauchnoy konferentsii, Iss. 11, pp. 92–100. Vologda, Legiya.
Istomina, E. G. (1991). Vodnyy transport Rossii v doreformennyy period (istoriko-geograficheskoe issledovanie) [Russia Water Transport in the Pre-reform Period (A Historical-Geographical Study)]. 264 p. Moscow, Nauka.
Istomina, E. G. (2007). Geografiya kul′tury i istoricheskaya geografiya: problem vzaimodeystviya [Cultural Geography and Historical Geography : Problems of Interaction]. In Problemy istoricheskoy geografii i demografii Rossii, Iss. 1, pp. 42–52. Moscow, Izdatel′stvo Instituta rossiyskoy istorii RAN.
Istomina, E. G. (2011). Puti soobshcheniya Rossii v XVII – nachale XIX v. [Russian communications in the 17th – Early 19th centuries]. In Rossiyskaya imperiya ot istokov do nachala XIX veka : Ocherki sotsial′no-politicheskoy i ekonomicheskoy istorii (pp. 530–550). Moscow, Russkaya panorama.
Istoricheskaya geografiya Rossii IX – nachala XX veka : Territoriya. Naselenie. Ekonomika: ocherki [Historical Geography of Russia, 9th – Early 20th Centuries. Territory. Population. Economy: Essays]. (2013). 336 p. Moscow, Izdatel′stvo Instituta rossiyskoy istorii RAN.
Kolesnikov, P. A. (1958). Sotsial′no-ekonomicheskie otnosheniya na Totemskom posade v XVII v. [Socio-economic Relations in Totemsky Tenements in the 17th century]. In Istoriya SSSR, 2, p. 143. Moscow, Nauka.
Prokof′eva, L. S. (1959). Votchinnoe khozyaystvo v XVII veke [Patrimonial Economy in the 17th Century]. 178 p. Moscow, Leningrad, Izdatel′stvo AN SSSR. Rossiysky gosudarstvennyy arkhiv drevnikh aktov (Russian State Archive of Ancient Acts). Stock 196. List 1. Dossier 19, 20.
Ustyugov, N. V. (1940). Rabotnye lyudi na Sukhonsko-Dvinskom vodnom puti v pervoy polovine XVII v. [Workmen on Sukhona-Dvina Waterway in the First Half of the 17th century]. In Istoricheskie zapiski, Vol. 6, pp. 167–194. Moscow, Izdatel′stvo AN SSSR.
Vvedensky, A. A. (1922). Transportnye rabochie-vodniki [Water Transport Workers]. In Arkhiv po istorii truda v Rossii v 15 t, Vol. 3, pp. 58–59. Petrograd, Gosudarstvennoe izdatel′stvo.
Vodnye puti: puti zhizni, puti kul′tury : materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Tver′, 15–19 sentyabrya 2015 g. [Waterways: The Way of Life, Way of Culture: Handbook of the International Academic Conf., Tver, 15–19 September]. (2015). 446 p. Tver, SFK-ofis.
Votchinnye khozyaystvennye knigi XVI v. [Fiefdom economic books of the 16th Century]. (1979). Iss. I–II. 418 p. Moscow, Leningrad, Izdatel′stvo Instituta istorii AN SSSR.

Загрузки

Опубликован

2016-09-30

Как цитировать

Dadykina, M. (2016). Управляя пространством: организация Спасо-Прилуцким монастырем водных коммуникаций и их структура (XVI–XVII вв.). Quaestio Rossica, 4(3), 123–140. https://doi.org/10.15826/qr.2016.3.179

Выпуск

Раздел

Vox redactoris