The Reception of G. Herwegh’s Personality and Work in Russian Culture: from Revolutionary Pathos to a Scandalous Love Affair

Авторы

  • Natalia Nikonova
  • Lidia Dmitrieva

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2016.2.167

Аннотация

Рассматривается динамика восприятия и трактовки личности и наследия немецкого поэта XIX в. Георга Гервега в России. Исследование вопроса показывает, что характер рецепции определялся культурно-исторической ситуацией в принимающей культуре, особенно в политической поэзии, которая основана на риторике духовного назидания. В научный оборот впервые вводится материал помет и автографов из архива Василия Андреевича Жуковского на страницах издания самой популярной книги Гервега. На основании данного материала выдвигается положение о том, что в начальный период восприятия поэзия Гервега осмыслялась только в контексте немецкой литературы от ее начала до середины XIX в., и ее рассмотрение давало материал для истории немецкой литературы. Второй этап активного обращения отечественной словесности к его наследию связан с приходом и воцарением в России того идейного пафоса, который был характерен для политических стихов, определивших скандальную популярность немецкого поэта. Начало этого периода связано с послереволюционным десятилетием 1820-х гг. Русская литература обратилась к наследию Гервега специально, обозначив новый этап рецепции крупной антологией свежих переводов его стихов «Избранное» и рядом литературоведческих трудов. Новый всплеск внимания к Гервегу в истории русской литературы и гуманитарной мысли ознаменовался выходом в 2009–2013 гг. сразу нескольких работ, посвященных отношениям немецкого поэта с А. И. Герценом и его супругой Натали. В постсоветской русистике неоднозначная и неординарная личность немецкого поэта приобрела новые черты, внимание сосредоточилось на любовном треугольнике Герцены – Гервег, послужившем главным прототипом конфликта для «Былого и дум». Парадигматический слом в осмыслении фигуры немецкого поэта, связанный со сменой текстуального дискурса на биографический, напрямую отразился и в русской массовой словесной культуре.

Библиографические ссылки

Chamberlayne, P., Bornat, J. & Wengraf, T. (Eds.) (2000). The Turn to Biographical Methods in Social Science. 368 p. London, Routledge.
Dymshits, A. L. (1958). Karl Marks i poet Gerveg [Karl Marx and Poet Herwegh]. In Uchenye zapiski, Vol. 170, pp. 333–350. Leningrad, Leningradsky gosudarstvennyy pedagogichesky institut im. A. I. Gertsena.
Elisarova, M. E. & Kolesnikov, B. I. (1992). Istoriya zarubezhnoy literatury XIX veka [The History of Foreign Literature, 19th Century]. Moscow, Prosveshchenie // Literatura Zapadnoy Evropy 19 veka. URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/elizarova-izl/kriticheskij-realizm-xix-veka.htm. (mode of access: 20.04.2015).
Enzensberger, U. (1999). Herwegh. Ein Heldenleben. 394 S. Eichborn, Frankfurt am Main.
Gerbel, N. V. (1871). Nemetskie poety v biografiyakh i obraztsakh [German Poets with Biographies and Samples]. Sankt Petersburg, V tipografii V. Bezobrazova i K°.
Herweg, G. (1842). Gedichte eines Lebendigen: Mit einer Dedikation an den Verstorbenen. Vierte Auflage. 168 S. Zürich und Winterthur.
Herweg, G. (1958). Izbrannoe [Selected Poems]. 240 p. Moscow, GIKhL.
Krausnick, M. (1998). Die eiserne Lerche. 206 S. Beltz & Gelberg, Weinheim.
Lobanov, V. V. (1981). Biblioteka V. A. Zhukovskogo: (Opisanie) [The Library of V. A. Zhukovsky: A Description]. 414 p. Tomsk, Izdatel′stvo Tomskogo universiteta.
Mirimsky I. (Ed.) (1948). Nemetskaya poeziya revolyutsii 1848 goda (pp. 10–11) [German Poetry of the Revolution of 1848]. Moscow, Khudozh. lit.
Nikonova, N. & Dmitrieva, L. (2015). Print Media as Socio-Imagological Tools: German world of V. A. Zhukovsky’s “Herald of Europe”. In International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences 2014. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 166, pp. 631–634. Tomsk: National Research Tomsk State University Publ.
Paperno, I. A. & Dolbilova, M. (Transl.) (2010). Intimnost′ i istoriya: semeynaya drama
Gertsena v soznanii russkoy intelligentsii (1850–1890-e gody) [Intimacy and History: The Herzen Family Drama in the Understanding of Russian Intelligentsia (1850–1890s)]. In NLO, 103. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2010/103/pa3.html (mode of access: 10.03.2015).
Podoroga, V. A. (2001). Materialy k psikhobiografii S. M. Eyzenshteyna [Materials to the Psychobiography of S.M. Eisenstein]. In Podoroga, V. A. (Ed.). Avto-biografiya. K voprosu o metode. Tetradi po analiticheskoy antropologii, 1, pp. 11–140. Moscow.
Proshina, L. (n.d.). Iskusiteli : Gertsen – Natasha – Gerveg [Tempters. Herzen – Natasha– Herwegh]. In Proza.ru. URL: http://www.proza.ru/2013/07/22/1951 (mode of access:15.10.2015).
Shirokov, V. A. (2009). Lyubovnaya geometriya Gertsena [Herzen’s Love Geometry]. In Nasha ulitsa, 111 (2). URL: http://kuvaldn-nu.narod.ru/2009/02/shirokov-hertsen.htm (mode of access: 10.03.2015).
Ter-Minasova, S. G. (2014). The Dialectics of International Communication. In XXV Annual Academic Conference, Language and Culture. Procedia, 154, pp. 8–13. Tomsk, National Research Tomsk State University Publ.
Turaev, S. V. (1959). Tvorchestvo pozdnego Gervega [Herwegh’s Later Writings]. In Voprosy literatury, 10, pp. 169–185.
Turaev, S. V. (1997). Revolyutsiya vo Frantsii i nemetskaya literature [The French Revolution and German Literature]. 214 p. Moscow, Nasledie.

Загрузки

Опубликован

2016-07-04

Как цитировать

Nikonova, N., & Dmitrieva, L. (2016). The Reception of G. Herwegh’s Personality and Work in Russian Culture: from Revolutionary Pathos to a Scandalous Love Affair. Quaestio Rossica, 4(2), 195–206. https://doi.org/10.15826/qr.2016.2.167

Выпуск

Раздел

Vox redactoris