Aspirations of Home in Post-Soviet Russia: Domestic Spaces and National Resonances in Andrei Zviagintsev’s Elena

Авторы

  • Andrew McGregor
  • Robert Lagerberg

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2016.2.159

Аннотация

В статье анализируется роль домашнего пространства и его связь с идентичностью персонажей в российском игровом фильме «Елена» (режиссер Андрей Звягинцев, 2011), получившем специальный приз жюри программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля в 2011 г. Действие фильма происходит в двух симметричных пространствах – квартирах, в которых бывает героиня фильма. Оба пространства представляют разные социально-экономические и исторические аспекты советской и постсоветской жизни. Первое – большая дорогостоящая современная квартира мужа Елены, расположенная в центре города: эта квартира холодна, подобно склепу, и безжизненна в своей изысканности. Второе пространство – квартира сына Елены – крохотное убогое жилище времен советского прошлого, расположенное вдалеке от центра города, тесное, но дающее почувствовать близость и человеческое тепло, несмотря на спертую атмосферу упадка, праздности и насилия. Подобно тому, как это происходит в фильме «Маленькая Вера» (режиссер Василий Пичул, 1988), идентичность персонажей в «Елене» неразрывно связана с физическим пространством, в котором они живут, в специфическом русском контексте. «Елена» – ироническая ода квартире, как советской, так и современной. Обращаясь к теории «ничейного пространства» Марка Оже, авторы пытаются доказать, что универсальное стремление к комфортной жизни, общечеловеческое и понятное, в постсоветском пространстве впечатляющего фильма А. Звягинцева изображено как смерть при жизни.

Библиографические ссылки

Augé, M. (2008). Non-Places: An Introduction to Supermodernity. 2nd ed. L., N. Y., Verso. 122 p.
At the Movies // ABC [site]. URL: http://www.abc.net.au/atthemovies/txt/s3509335.htm (mode of access: 28.01.2016).
Beardow, F. (2003). Little Vera. KINOfiles Film Companion 8, I.B. Tauris, L., N. Y.,2003.
Boym, S. (1994). Common Places: Mythologies of Everyday Life in Russia. Cambridge,Massachusetts, L., England, Harvard University Press. 384 p.
Bradshaw P. Elena-review // The Guardian [site]. URL: http://www.theguardian.com/film/2012/oct/25/elena-review (mode of access: 28.01.2016).
Chaadaev, P. (1966). Letters on the Philosophy of History: First Letter. In Raeff, M. (Ed., Transl.). Russian Intellectual History: An Anthology (pp. 160–173). N. Y., Harcourt, Brace and World.
Clowes, E. W. (2011). Russia on the Edge: Imagined Geographies and Post-Soviet Identity. Ithaca, L., Cornell University Press. 179 p.
Lagerberg, R. & McGregor, A. (2011). Home Sweet Home: The Significance of the Apartment in the Film Malen′kaia Vera (Little Vera). In Studies in European Cinema, 8/1, pp. 57–65.
Shaw, J. T. (1973). Raskolnikov’s Dreams. In Slavic and East European J., 17/2, pp. 131–145.
Snodgrass, W. D. (1960). Crime and Punishment: The Tenor of Part One. In The Hudson Rev., 13, pp. 202–253.
Thomassen, B. (2006). Liminality. In Harrington, B. L., Marshall & Müller, H.-P. (Eds.). Routledge Encyclopedia of Social Theory (p. 322). L.: Routledge.
Van Baak, J. (2009). The House in Russian Literature : A Mythopoetic Exploration. Amsterdam, N. Y., Rodopi. 525 p.

Film References
Pichul, V. (1988). Malen′kaia Vera (Little Vera). Soviet Union : Gorky Film Studios. 128’.
Tati, J. (1967). Playtime. France : Jolly Film; Specta Films. 124’.
Truffaut, F. (1959). Les quatre cents coups / The 400 Blows. France : Les films du carosse; Sédif Productions. 99’.
Zvyagintsev, A. (2011). Elena. Russia : Non-Stop Productions. 109’.

Загрузки

Опубликован

2016-07-04

Как цитировать

McGregor, A., & Lagerberg, R. (2016). Aspirations of Home in Post-Soviet Russia: Domestic Spaces and National Resonances in Andrei Zviagintsev’s Elena. Quaestio Rossica, 4(2), 80–94. https://doi.org/10.15826/qr.2016.2.159

Выпуск

Раздел

Vox redactoris