«Иконография» Товарища Андрея (Якова Свердлова) и механизм советского мифотворчества

Авторы

  • Yevgeny Alekseev
  • Yevgeny Burdenkov

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2016.2.158

Аннотация

Механизм создания мифа о советском вожде Товарище Андрее (Якове Свердлове) рассматривается в статье на примере художественной коллекции Музея Я. М. Свердлова (ныне – Музея города Екатеринбурга). Сохранившиеся в научном архиве музея инструкции и подробные описания заказывавшихся картин, стенограммы последующих обсуждений с участием старых большевиков и сотрудников Института истории ВКП(б), объяснения и предложения художников, мнения и оценки конкретных чиновников позволяют проследить процесс разработки и последующего выполнения произведений, представлявших образ и революционную деятельность Якова Свердлова. Статус заказчиков, обретенный вместе с должностью, обязывал советских чиновников (заведующих музеями, директоров предприятий, инструкторов обкомов, председателей правления местных организаций Союза художников и т. п.) решать вопросы, связанные с «производством искусства». Именно они задавали темы, сюжеты и образы, предлагали формат, композиционное решение картины и технику исполнения, отбирали эскизы и варианты, контролировали процесс развития замысла, вмешиваясь при желании во все детали. Авторы отмечают, что у заказчиков – представителей местной власти были те же вкусы и культурные предпочтения, что и у массовой публики. Они выстраивали иконографию Якова Свердлова по определенным образцам и композиционным схемам (на примере картин с Лениным и Сталиным), вписывая «вожака уральских рабочих» в отведенные для него рамки. Обозначив все «иконографические» композиционные схемы, творцы (заказчики и художники) добились в плане мифологизации «вождя уральских рабочих» весьма скромных результатов. Большинство созданных картин оказались ограниченными документально-бытовой стилистикой. Заказчики отвергали любой намек на художественную аллегорию, символику или художественное обобщение, желая получить некую реконструкцию «реальной революционной жизни», что привело к заметной однобокости сюжетов, отнюдь не отражающей сложности революционного времени, и к невыразительности образа Я. Свердлова.

Библиографические ссылки

Agitatsiya za schast′e : Sovetskoe iskusstvo stalinskoy epokhi [Propaganda of Happiness. The Soviet Art of the Stalin Era]. (1994). 320 p. Dusseldorf–Bremen, Interarteks-Editsion Temmen.
Arkhiv Muzeya istorii Ekaterinburga [The Archive of the Yekaterinburg History Museum]. Stock 1. List 2. Dossier 1, 2, 6, 9, 11. Ben′yamin, V. & Romashko, S. (Transl.). (1997). Moskovsky dnevnik [Moscow Diary].224 p. Moscow, Ad Marginem.
Golomshtok, I. (1994). Totalitarnoe iskusstvo [Totalitarian Art]. 296 p. Moscow, Galart, Degot′, E. (2010). Sovetskoe iskusstvo mezhdu avangardom i sotsrealizmom. 1927–1932 [Soviet Art between the Avant-Garde and Socialist Realism. 1927–1932]. In Nashe Nasledie, 93–94, pp. 134–147.
Dobrenko, E. (1997). Formovka sovetskogo chitatelya: Sotsial′nye i esteticheskie predposylki retseptsii sovetskoy literatury [The Formation of the Soviet Reader: The Social and Aesthetic Prerequisites of Soviet Literature Perception]. 321 p. Sankt Petersburg, Akademichesky proekt.
Ioganson, B. (2012). Pervye tridtsat′ let Moskovskogo soyuza khudozhnikov (1932–1962) : Mify, real′nost′, paradoksy [The First 30 Years of the Moscow Artists Union (1932–1962). Myths, Reality, Paradoxes]. In Iskusstvoznanie, 3–4, pp. 537–563.
Manin, V. S. (1999). Iskusstvo v rezervatsii: Khudozhestvennaya zhizn′ Rossii 1917–1941 gg. [Art in a Reservation: Russia’s Artistic Life between 1917 and 1941]. 264 p. Moscow, Editorial URSS.
Plamper, Ya. & Edel′man, N. (Transl.). (2010). Alkhimiya vlasti: Kul′t Stalina v izobrazitel′nom iskusstve [The Alchemy of Power: Stalin’s Cult of Personality in Fine Arts].496 p. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie.
Sverdlova, K. T. (1985). Yakov Mikhaylovich Sverdlov [Yakov Mikhailovich Sverdlov].(4th ed.). 400 p. Moscow, Molodaya gvardiya.
Lunacharsky, A., Radek, K. & Trotsky, L. (1991). Siluety: Politicheskie portrety [Silhouettes: Political Portraits]. 463 p. Moscow, Politizdat.
Stalin, I. V. (1924). O Ya. M. Sverdlove [About Ya. M. Sverdlov]. In Proletarskaya revolyutsiya, 11, pp. 107–108.
Turchin, V. S. (2003). Obraz dvadtsatogo… [The Image of the 20th…]. 648 p. Moscow,Progress-Traditsiya.
Khrushchev, N. S. (1992). Memuary [Memoirs]. In Voprosy istorii, 1, p. 59. Khudozhestvennaya zhizn′ Sovetskoy Rossii. 1917–1932 : Sbornik materialov i dokumentov [The Artistic Life of Soviet Russia. 1917–1932 : A Collection of Materials and Documents]. (2010). 420 p. Moscow, Galart.
Tsentr dokumentatsii obshchestvennykh organizatsy Sverdlovskoy oblasti [The Documentation Centre of the Social Institutions of Sverdlovsk Region]. Stock 4. List 56. Dossier1013.
Chesnokov, N. G. (2000). Pretvorennaya v zhizn′ mechta [A Dream Come True]. 316 p.Yekaterinburg, Izdatelstvo Ural′skogo universiteta.

Загрузки

Опубликован

2016-07-04

Как цитировать

Alekseev, Y., & Burdenkov, Y. (2016). «Иконография» Товарища Андрея (Якова Свердлова) и механизм советского мифотворчества. Quaestio Rossica, 4(2), 45–79. https://doi.org/10.15826/qr.2016.2.158

Выпуск

Раздел

Vox redactoris