Sergey Chekhonin: the sickle and the hammer or the monster cockroach (Tarakanishсhe)

Авторы

  • Sergey Golynets Уральский федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2016.1.148

Аннотация

Над созданием в 1918 г. эмблемы РСФСР, ставшей четыре года спустя основой герба Советского Союза, работало несколько художников. Но законченный вид гербу и флагу Российской Федерации придал Сергей Васильевич Чехонин. Благодаря таланту едва ли не самого виртуозного из русских графиков емкий по смыслу и, конечно, неповинный в оказавшихся за ним жизненных реалиях символ нашел совершенную композиционную форму. Наследие Чехонина недостаточно исследовано. Автор настоящей статьи, основанной на изучении ставших библиографической редкостью изданий, иллюстрированных и оформленных Чехониным, на публикациях конца 1910–1920-х гг., на дневниках того времени, обращается к важнейшим страницам творчества мастера. Поклонников таланта Чехонина удивило, с каким энтузиазмом и увлеченностью он начал сотрудничать с новой властью, работать над советской эмблематикой. В статье отношение Чехонина к современным событиям рассматривается в русле темы «”Мир искусства” и революция».  Сочувственно встретив свержение самодержавия, «мирискусники» готовы были и после Октябрьского переворота принимать активное участие в работе по охране архитектурных памятников и музейных сокровищ, по совершенствованию художественной педагогики, издательского и театрального дела. Однако вскоре энтузиазм сменился чувством тревоги и неудовлетворенности. В середине 1920-х гг. многие из «мирискусников» оказались за пределами Советского Союза. Не составил исключения и Чехонин. У художника нарастали критические и скептические настроения, наиболее полно проявившиеся в иллюстрациях к сказке Корнея Чуковского «Тараканище». Анализируя текст «Тараканища», сопоставляя его с другими сказками Чуковского, с дневниковыми записями писателя, автор статьи убеждает, что «Тараканище» адресован не только детям. Не случайно образ «Тараканища» в 1930-е гг. возник в роковом стихотворении Осипа Мандельштама («Тараканьи смеются глазища и сверкают его голенища…»), а в известной пьесе Евгения Шварца он вырос до размеров гигантского дракона. Чехонин, несомненно, уловил недетскую интонацию сказки Чуковского: его иллюстрации к ней стали своего рода альтернативой созданной им советской геральдики.

Биография автора

Sergey Golynets, Уральский федеральный университет

академик Российской академии художеств, кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории искусств

Библиографические ссылки

Akimov, N. (1991). Nash avtor Evgeniy Shvarts [Our Author Evgeny Schwartz]. In Zhitieskazochnika. Evgeniy Shvarts: Iz avtobiograficheskoy prozy. Pis′ma. Vospominaniya o pisatele (pp. 227–234). Moscow, Knizhnayapalata.
Andreeva, L. V. (1978). O poslednikh godak htvorchestva S. V. Chekhonina
[On S. V. Chekhonin’s Final Works]. In Sovetskoe dekorativnoe iskusstvo′ 76 (pp. 230–248). Moscow, Sovetsky khudozhnik.
Andreeva, L. V. (1975). Sovetsky farfor: 1920–1930-e gody [Soviet Porcelain between the 1920s and 1930s]. 240 p. Moscow, Sovetsky khudozhnik.
B. E. W. (1929). Tschechonin. In Kunst, Bd. 60, Juni, pp. 221–224.
Benua, A. (1996). Vybrannye mesta iz dnevnika 1916–1918 godov [Selected Excerpts from A. Benois’s Diary]. In Mir muzeya, 5, p. 52; 6, pp. 43–44.
Borev, N. (1993). Avtobiografiya “Voskresshego iz zhivykh” [An Autobiography of One Risen from the Living]. In Russkoe bogatstvo, 2, pp. 6–17.
Botsyanovsky, V. (1925). Khudozhnik dvukh revolyutsiy [The Artist of Two Revolutions]. In Byloe, 1, pp. 237–258.
Boult, Dzh. E. (1990). Khudozhniki russkogo teatra: 1880–1930 [The Artists of the Russian Theatre: 1880–1930]. 112 p. Moscow, Iskusstvo.
Chukovsky, K. (1991). Dnevnik: 1901–1929 [Diary: 1901–1929]. Vol. 1. 544 p. Moscow, Sovetsky pisatel′.
Chukovsky, K. (1995). Dnevnik: 1930–1969 [Diary: 1930–1969]. Vol. 2. 560 p. Moscow, Sovetskypisatel′.
Chukokkala: Rukopisny al′manakh Korneya Chukovskogo [The Hand-written Almanac of Korney Chukovsky]. (1979). 446 p. Moscow, Iskusstvo.
Dan′ko, E. S. (1928). V. Chekhonin [V. Chekhonin]. In Mastera sovremennoy gravyury I grafiki (pp. 61–65). Moscow, Leningrad, Gosizdat.
Dombrovsky, A. (2010). Chekhonin: mezhdu krugom I kvadratom [Chekhonin: Between the Circle and the Square]. In Proektor, 2 (11), pp. 40–47.
Efros, A. (1990). Kontsy bez nachal: Iskusstvo i revolyutsiya [Ends without Beginnings: Art and Revolution]. In Tvorchestvo, 3, pp. 14–17.
Efros, A. (1930). Chekhonin [Chekhonin]. In Profili (pp. 209–223). Moscow, Federatsiya.
Efros, A., & Punin, N. S. (1924). Chekhonin [Chekhonin]. 113 p. Moscow, Petrograd, Gosizdat.
Efros, A. & Pounine, N. (1925). Tchékhonine. Moscow, Leningrad, Editiondel`Etat.
Evseev, M. Yu. (1986). “Pochtovoe vedomstvo zakazalo nashim khudozhnikam...”: K istorii proektov pervykh sovetskikh pochtovykh marok [“The Post Ordered from Our Artists...”: On the History of the Plans for the First Soviet Stamps]. In Panorama iskusstv′9 (pp. 272–276). Moscow, Sovetsky khudozhnik.
Expositioa Serge Tchékhonine chez A. Marchak / texte N. Clouzot [catalogue]. In The Studio. (1926). Vol. 91, p. 70.
Gankina, E. Z. (1963). Russkie khudozhniki detskoy knigi [Russian Artists of Children’s Books]. 278 p. Moscow, Sovetsky khudozhnik.
Gasparov, B. M. (1992). Moy do dyr [Moy do dyr]. In Novoe literaturnoe obozrenie, 1, pp. 304–319.
Gerchuk, Yu. Ya. (1978). Iskusstvo Sergeya Chekhonina [Sergey Chekhonin’s Art]. In Tvorchestvo, 2, pp. 20–23.
Gerchuk, Yu. Ya. (1989). Ornamentalist revolyutsii [The Ornamentalist of the Revolution]. In Gerchuk, Yu. Ya. Khudozhestvennye miry knigi (pp. 149–153). Moscow, Kniga.
Gerra, R. S. (1981). Chekhonin – master russkoy grafiki [Chekhonin – a Master of Russian Graphic Art]. In Russkyal′manakh (pp. 184–187). Paris.
Gollerbakh, E. S. (1922). Chekhonin [Chekhonin]. In Kazansky muzeynyy vestnik, 1.
Gollerbakh, E. (1923). Chekhoninskaya shkola farfora [Czechoslovakian School of Porcelain Art]. In Spolokhi, 15–16.
Gollerbakh, E. F. & Farmakovsky, M. V. (Eds.). (1924). Russky khudozhestvennyy farfor: Sbornik statey o Gosudarstvennom farforovom zavode [Russian Artistic Porcelain: Articles about the State Porcelain Factory]. 162 p. Leningrad, Gosizdat.
Golynets, S. (2010). Bakst, Bilibin, Chekhonin: etapy stanovleniya I razvitiya miriskusnicheskoy grafiki [Bakst, Bilibin, Chekhonin: The Establishment and Development of the Graphic Art of Mir Iskusstva]. In S. P. Dyagilev I sovremennaya kul′tura: Materialy mezhdunarodnogo simpoziuma “XIII Dyagilevskie chteniya” (pp. 73–79). Perm, Izd-vo Ot i Do.
Golynets, S. (1997). Chekhonin Sergey Vasil′evich [Chekhonin Sergey Vasilyevich]. In Russkoe zarubezh′e: Zolotaya kniga emigratsii: Pervaya tret′ XX veka: Entsiklopedichesky biografichesky slovar′ (pp. 695–698). Moscow, Rosspen.
Golynets, S. V. (Ed., Comp.). (1970). Ivan Yakovlevich Bilibin: Stat′i. Pis′ma. Vospominaniya o khudozhnike [Ivan Yakovlevich Bilibin: Articles. Letters. Memoirs about the Artist]. 376 p. Leningrad, Khudozhnik RSFSR.
Golynets, S. (1994). Sergey Chekhonin: Serp I Molot I Tarakanishche [Sergey Chekhonin: The Hammer and the Sickle and the Monster Cockroach]. In Voprosy iskusstvoznaniya, 1, pp. 295–299.
Golynets, S. (1999). Serp I molot I Tarakanishche u istokov sovetskogo iskusstva [The Hammer and the Sickle and the Monster Cockroach in the Origins of Soviet Art]. In Yekaterinburgsky gumanitary: Nauchnyy al′manakh, 1, pp. 71–92.
Gomberg-Verzhbinskaya, E. P. (1960). Russkoe iskusstvo I revolyutsiya 1905 goda: Zhivopis′. Grafika [Russian Art and the 1905 Russian Revolution: Fine Art. Graphic Art].175 p. Leningrad, Izd-vo LGU.
Graficheskoe iskusstvo v SSSR: 1917–1927 [Graphic Art in the USSR]. (1927). 294 p. Leningrad, Izd-vo Leningradskoy akademii khudozhestv.
Il′ina, N. I. (1985). Dorogi i sud′by: Avtobiograficheskaya proza [Roads and Destinies: Autobiographical Prose]. 560 p. Moscow, Sovetskiy pisatel′.
Ivanchenko, A. V. (1987). Soyuz Serpa I Molota: Gosudarstvennye simvoly RSFSR [The Union of the Sickle and Hammer: RSFSR State Emblems]. 158 p. Moscow, Sovetskaya Rossiya.
Ivanova, E. A. & Lipovich, I. N. (Comp.). (1994). Sergey Vasil′evich Chekhonin. 1878–1936: Katalog vystavki [Sergey Vasilyevich Chekhonin. 1878–1936: Exhibition Catalogue]. Sankt Petersburg.
Kudesnik, charodey, prisposoblenets... (Interv′yu Yu. Demidenko s R. Gerra) [A Miracle Worker, Enchanter, Trimmer... (Yuri Demidenko’s Interview with René Guerra)]. (1998). In Novyy mir iskusstva, 2, pp. 23.
Kuznetsov, E. (Foreword). (1966). Iskusstvo oformleniya knigi: Raboty leningradskikh khudozhnikov. 1917–1964 [The Art of Book Design: Leningrad Artists’ Works]. 188 p. Leningrad, Khudozhnik RSFSR.
Kuznetsov, E. (1998). Prevrashcheniya Sergeya Chekhonina: Zigzagi russkogo estetizma [Sergey Chekhonin’s Transformations: The Zigzags of Russian Aestheticism]. In Novyy mir iskusstva, 2, pp. 20–22.
Lansere, A. K. (1974). Sovetskiy farfor: iskusstvo Gosudarstvennogo farforovogo zavoda imeni M. V. Lomonosova [Soviet Porcelain: The Works of State Porcelain Factory n. a. M. V. Lomonosov]. 278 p. Leningrad, Khudozhnik RSFSR.
Lapshin, V. P. (1983). Khudozhestvennaya zhizn′ Moskvy I Petrograda v 1917 godu [The Artistic Life of Moscow and Petrograd in 1917]. 496 p. Moscow, Sovetsky khudozhnik.
Lenyashin, V. (Ed.). (1998). “Mir iskusstva”: k 100-letiyu Vystavki russkikh I finlyandskikh khudozhnikov 1898 goda: [Katalog yubileynoy vystavki I sbornik statey] [“Mir iskusstva”: For the 100th Anniversary of the Exhibition of Russian and Finnish Artists in 1898]. 336 p. Sankt Petersburg, Helsinki, Palace Ed.
Leykind, O. L., Makhrov, K. V. & Severyukhin, D. Ya. (1999). Khudozhniki russkogo zarubezh′ya. 1917–1941: Biografichesky slovar′ [Russian Émigré Artists. 1917–1941: A Biographical Dictionary]. 718 p. Sankt Petersburg, Notabena.
Lipovich, I. N. (1988). Al′bom S. V. Chekhonina iz sobraniya Gosudarstvennogo Russkogo muzeya [S. V. Chekhonin’s Album from the Collection of the Russian Museum]. In Muzey′9 (pp. 152–158). Moscow, Sovetsky khudozhnik.
Lipovich, I. N. (1988). Knizhnaya grafika S. V. Chekhonina [S. V. Chekhonin’s Book Illustrations]. In Illyustratsiya. 192 p. Moscow, Sovetsky khudozhnik.
Lipovich, I. N. (1990). Satiricheskie simvoly Chekhonina [Chekhonin’s Satirical Symbols]. In Tvorchestvo, 1, pp. 30–32.
Lyanda, N. Yu. (1972). Agitatsionnyy farfor S. V. Chekhonina [S. V. Chekhonin’s Agitation Porcelain]. In Voprosy razvitiya sovetskogo iskusstva I iskusstva narodov SSSR: Tematichesky sbornik nauchnykh trudov (pp. 101–104). Leningrad.
Lyanda, N. Yu. (1974). Novye materialy o dorevolyutsionnom periode tvorchestva S. V. Chekhonina [New Materials about S. V. Chekhonin’s Pre-revolutionary Period of Work]. In Problemy razvitiya russkogo iskusstva: Tematichesky sbornik nauchnykh trudov (Iss. 6, pp. 71–77). Leningrad.
Maroshi, V. V. (2015). Zverintsy I zoosady v russkoy literature XIX – nachala XX v.: Mezhdu raem I adom [Menageries and Zoos in the Russian Literature of the 19th and Early 20th Centuries: Between Heaven and Hell]. In Quaestio Rossica, 1, pp. 153–173.
Milashevky, V. (1972). Vchera, pozavchera: Vospominaniya khudozhnika [Yesterday, the Day Before Yesterday: An Artist’s Recollection].497 p. Leningrad, Khudozhnik RSFSR.
Petrov, V. (1975). Mir iskusstva [Mir iskusstva]. 248 p. Moscow, Izobrazitel′noe iskusstvo.
Petrov, V. & Kamensky, A. (Foreword, Comp.). (1991). “Mir iskusstva”: Ob′′edinenie russkikh khudozhnikov nachala XX veka [“Mir iskusstva”: A Russian Artistic Group of the Early 20th Century]. (In English, in French, in Deutsch). 332 p. Leningrad, Avrora.
Petrovsky, M. S. (1986). Knigi nashego detstva [Books of Our Childhood]. 286 p. Moscow, Kniga.
Podkopaeva, Yu. N. & Sveshnikova, A. N. (Comp.). (1979). Konstantin Andreevich Somov: Pis′ma. Dnevniki. Suzhdeniya sovremennikov [Konstantin Andreevich Somov: Letters. Diaries. Opinions of His Contemporaries]. 624 p. Moscow, Iskusstvo.
Podobedova, O. I. (1961). Evgeniy Evgen′evich Lansere [Evgeny Evgenyevich Lansere]. 420 p. Moscow, Iskusstvo.
Pruzhan, I. N. (1975) Lev Samoylovich Bakst [Lev Samoylovich Bakst]. 232 p. Leningrad, Iskusstvo.
Radlov, N. & Makovsky, S. (Ed.). (1917). Sovremennaya russkaya grafika [Contemporary Russian Graphic Art].148 p. Petrograd, Svobodnoe iskusstvo.
Russkoe bogatstvo [Russian Wealth]. (1993). Iss. 2, p. 167.
Shvarts, E. L. (1991). Iz avtobiograficheskoy prozy. Pis′ma. Vospominaniya o pisatele [Excerpts from Autobiographical Prose. Letters. Memoirs about the Writer]. 368 p. Moscow, Knizhnaya palata.
Shvarts, E. (1990). Zhivu bespokoyn… Iz dnevnikov [I Live Uneasily... From My Diaries]. 751 p. Leningrad, Sovetsky pisatel′.
Sidorov, A. A. (1969). Russkaya grafika nachala XX veka: Ocherki istorii I teorii [The Russian Graphic Art of the Early 20th Century: Essays on History and Theory]. 252 p. Moscow, Iskusstvo.
Stravinsky, I. F. (1973). Stat′I I materialy [Articles and Materials]. 526 p. Moscow, Sovetsky kompozitor.
Tolstoy, A. & Gerra, R. (Comp.). (1995). Oni unesli s soboy Rossiyu... Russkie khudozhniki-emigranty vo Frantsii. 1920–1970-e.: Izsobraniya Rene Gerra: Katalog vystavki [They Took Russia with Them... Russian Émigré Artists in France between the 1920s and 1970s: From René Guerra’s Collection: An Exhibition Catalogue]. 168 p. Moscow, Avangard.
Yarustovsky, B. M. (1969). Igor′ Stravinskiy [Igor Stravinskiy]. 320 p. Moscow, Sovetsky kompozitor.
Zil′bershteyni, I. S. & Samkov, V. A. (Foreword, Comp.). (1982). Sergey Dyagilev I russkoe iskusstvo: Stat′i, otkrytyepis′ma, interv′yu. Perepiska, sovremenniki o Dyagileve : v 2 t. [Sergei Diaghilev and Russian Art: Articles, Open Letters, Interviews. Correspondence,
Contemporary Memoirs]. Vol. 1, 496 p.; Vol. 2, 576 p. Moscow, Izobrazitel′noe iskusstvo.
Zolotonosov, M. (1992). Akhutokots-akhum [Akhutokots-Akhum]. In Novoe literaturnoe obozrenie, 2, pp. 262–282.
Zolotonosov, M. (1998). “Fominki” po klassitsizmu: Fantaziya na arkhitekturnye temy [A Memorial to Classicism in Fominki: Fantasias on Architectural Themes]. In Novyy mir iskusstva, 2, pp. 10–13.

Загрузки

Опубликован

2016-04-06

Как цитировать

Golynets, S. (2016). Sergey Chekhonin: the sickle and the hammer or the monster cockroach (Tarakanishсhe). Quaestio Rossica, 4(1), 170–192. https://doi.org/10.15826/qr.2016.1.148

Выпуск

Раздел

Vox redactoris