Sergey Chekhonin: the sickle and the hammer or the monster cockroach (Tarakanishсhe)
DOI:
https://doi.org/10.15826/qr.2016.1.148Аннотация
Над созданием в 1918 г. эмблемы РСФСР, ставшей четыре года спустя основой герба Советского Союза, работало несколько художников. Но законченный вид гербу и флагу Российской Федерации придал Сергей Васильевич Чехонин. Благодаря таланту едва ли не самого виртуозного из русских графиков емкий по смыслу и, конечно, неповинный в оказавшихся за ним жизненных реалиях символ нашел совершенную композиционную форму. Наследие Чехонина недостаточно исследовано. Автор настоящей статьи, основанной на изучении ставших библиографической редкостью изданий, иллюстрированных и оформленных Чехониным, на публикациях конца 1910–1920-х гг., на дневниках того времени, обращается к важнейшим страницам творчества мастера. Поклонников таланта Чехонина удивило, с каким энтузиазмом и увлеченностью он начал сотрудничать с новой властью, работать над советской эмблематикой. В статье отношение Чехонина к современным событиям рассматривается в русле темы «”Мир искусства” и революция». Сочувственно встретив свержение самодержавия, «мирискусники» готовы были и после Октябрьского переворота принимать активное участие в работе по охране архитектурных памятников и музейных сокровищ, по совершенствованию художественной педагогики, издательского и театрального дела. Однако вскоре энтузиазм сменился чувством тревоги и неудовлетворенности. В середине 1920-х гг. многие из «мирискусников» оказались за пределами Советского Союза. Не составил исключения и Чехонин. У художника нарастали критические и скептические настроения, наиболее полно проявившиеся в иллюстрациях к сказке Корнея Чуковского «Тараканище». Анализируя текст «Тараканища», сопоставляя его с другими сказками Чуковского, с дневниковыми записями писателя, автор статьи убеждает, что «Тараканище» адресован не только детям. Не случайно образ «Тараканища» в 1930-е гг. возник в роковом стихотворении Осипа Мандельштама («Тараканьи смеются глазища и сверкают его голенища…»), а в известной пьесе Евгения Шварца он вырос до размеров гигантского дракона. Чехонин, несомненно, уловил недетскую интонацию сказки Чуковского: его иллюстрации к ней стали своего рода альтернативой созданной им советской геральдики.
Библиографические ссылки
Andreeva, L. V. (1978). O poslednikh godak htvorchestva S. V. Chekhonina
[On S. V. Chekhonin’s Final Works]. In Sovetskoe dekorativnoe iskusstvo′ 76 (pp. 230–248). Moscow, Sovetsky khudozhnik.
Andreeva, L. V. (1975). Sovetsky farfor: 1920–1930-e gody [Soviet Porcelain between the 1920s and 1930s]. 240 p. Moscow, Sovetsky khudozhnik.
B. E. W. (1929). Tschechonin. In Kunst, Bd. 60, Juni, pp. 221–224.
Benua, A. (1996). Vybrannye mesta iz dnevnika 1916–1918 godov [Selected Excerpts from A. Benois’s Diary]. In Mir muzeya, 5, p. 52; 6, pp. 43–44.
Borev, N. (1993). Avtobiografiya “Voskresshego iz zhivykh” [An Autobiography of One Risen from the Living]. In Russkoe bogatstvo, 2, pp. 6–17.
Botsyanovsky, V. (1925). Khudozhnik dvukh revolyutsiy [The Artist of Two Revolutions]. In Byloe, 1, pp. 237–258.
Boult, Dzh. E. (1990). Khudozhniki russkogo teatra: 1880–1930 [The Artists of the Russian Theatre: 1880–1930]. 112 p. Moscow, Iskusstvo.
Chukovsky, K. (1991). Dnevnik: 1901–1929 [Diary: 1901–1929]. Vol. 1. 544 p. Moscow, Sovetsky pisatel′.
Chukovsky, K. (1995). Dnevnik: 1930–1969 [Diary: 1930–1969]. Vol. 2. 560 p. Moscow, Sovetskypisatel′.
Chukokkala: Rukopisny al′manakh Korneya Chukovskogo [The Hand-written Almanac of Korney Chukovsky]. (1979). 446 p. Moscow, Iskusstvo.
Dan′ko, E. S. (1928). V. Chekhonin [V. Chekhonin]. In Mastera sovremennoy gravyury I grafiki (pp. 61–65). Moscow, Leningrad, Gosizdat.
Dombrovsky, A. (2010). Chekhonin: mezhdu krugom I kvadratom [Chekhonin: Between the Circle and the Square]. In Proektor, 2 (11), pp. 40–47.
Efros, A. (1990). Kontsy bez nachal: Iskusstvo i revolyutsiya [Ends without Beginnings: Art and Revolution]. In Tvorchestvo, 3, pp. 14–17.
Efros, A. (1930). Chekhonin [Chekhonin]. In Profili (pp. 209–223). Moscow, Federatsiya.
Efros, A., & Punin, N. S. (1924). Chekhonin [Chekhonin]. 113 p. Moscow, Petrograd, Gosizdat.
Efros, A. & Pounine, N. (1925). Tchékhonine. Moscow, Leningrad, Editiondel`Etat.
Evseev, M. Yu. (1986). “Pochtovoe vedomstvo zakazalo nashim khudozhnikam...”: K istorii proektov pervykh sovetskikh pochtovykh marok [“The Post Ordered from Our Artists...”: On the History of the Plans for the First Soviet Stamps]. In Panorama iskusstv′9 (pp. 272–276). Moscow, Sovetsky khudozhnik.
Expositioa Serge Tchékhonine chez A. Marchak / texte N. Clouzot [catalogue]. In The Studio. (1926). Vol. 91, p. 70.
Gankina, E. Z. (1963). Russkie khudozhniki detskoy knigi [Russian Artists of Children’s Books]. 278 p. Moscow, Sovetsky khudozhnik.
Gasparov, B. M. (1992). Moy do dyr [Moy do dyr]. In Novoe literaturnoe obozrenie, 1, pp. 304–319.
Gerchuk, Yu. Ya. (1978). Iskusstvo Sergeya Chekhonina [Sergey Chekhonin’s Art]. In Tvorchestvo, 2, pp. 20–23.
Gerchuk, Yu. Ya. (1989). Ornamentalist revolyutsii [The Ornamentalist of the Revolution]. In Gerchuk, Yu. Ya. Khudozhestvennye miry knigi (pp. 149–153). Moscow, Kniga.
Gerra, R. S. (1981). Chekhonin – master russkoy grafiki [Chekhonin – a Master of Russian Graphic Art]. In Russkyal′manakh (pp. 184–187). Paris.
Gollerbakh, E. S. (1922). Chekhonin [Chekhonin]. In Kazansky muzeynyy vestnik, 1.
Gollerbakh, E. (1923). Chekhoninskaya shkola farfora [Czechoslovakian School of Porcelain Art]. In Spolokhi, 15–16.
Gollerbakh, E. F. & Farmakovsky, M. V. (Eds.). (1924). Russky khudozhestvennyy farfor: Sbornik statey o Gosudarstvennom farforovom zavode [Russian Artistic Porcelain: Articles about the State Porcelain Factory]. 162 p. Leningrad, Gosizdat.
Golynets, S. (2010). Bakst, Bilibin, Chekhonin: etapy stanovleniya I razvitiya miriskusnicheskoy grafiki [Bakst, Bilibin, Chekhonin: The Establishment and Development of the Graphic Art of Mir Iskusstva]. In S. P. Dyagilev I sovremennaya kul′tura: Materialy mezhdunarodnogo simpoziuma “XIII Dyagilevskie chteniya” (pp. 73–79). Perm, Izd-vo Ot i Do.
Golynets, S. (1997). Chekhonin Sergey Vasil′evich [Chekhonin Sergey Vasilyevich]. In Russkoe zarubezh′e: Zolotaya kniga emigratsii: Pervaya tret′ XX veka: Entsiklopedichesky biografichesky slovar′ (pp. 695–698). Moscow, Rosspen.
Golynets, S. V. (Ed., Comp.). (1970). Ivan Yakovlevich Bilibin: Stat′i. Pis′ma. Vospominaniya o khudozhnike [Ivan Yakovlevich Bilibin: Articles. Letters. Memoirs about the Artist]. 376 p. Leningrad, Khudozhnik RSFSR.
Golynets, S. (1994). Sergey Chekhonin: Serp I Molot I Tarakanishche [Sergey Chekhonin: The Hammer and the Sickle and the Monster Cockroach]. In Voprosy iskusstvoznaniya, 1, pp. 295–299.
Golynets, S. (1999). Serp I molot I Tarakanishche u istokov sovetskogo iskusstva [The Hammer and the Sickle and the Monster Cockroach in the Origins of Soviet Art]. In Yekaterinburgsky gumanitary: Nauchnyy al′manakh, 1, pp. 71–92.
Gomberg-Verzhbinskaya, E. P. (1960). Russkoe iskusstvo I revolyutsiya 1905 goda: Zhivopis′. Grafika [Russian Art and the 1905 Russian Revolution: Fine Art. Graphic Art].175 p. Leningrad, Izd-vo LGU.
Graficheskoe iskusstvo v SSSR: 1917–1927 [Graphic Art in the USSR]. (1927). 294 p. Leningrad, Izd-vo Leningradskoy akademii khudozhestv.
Il′ina, N. I. (1985). Dorogi i sud′by: Avtobiograficheskaya proza [Roads and Destinies: Autobiographical Prose]. 560 p. Moscow, Sovetskiy pisatel′.
Ivanchenko, A. V. (1987). Soyuz Serpa I Molota: Gosudarstvennye simvoly RSFSR [The Union of the Sickle and Hammer: RSFSR State Emblems]. 158 p. Moscow, Sovetskaya Rossiya.
Ivanova, E. A. & Lipovich, I. N. (Comp.). (1994). Sergey Vasil′evich Chekhonin. 1878–1936: Katalog vystavki [Sergey Vasilyevich Chekhonin. 1878–1936: Exhibition Catalogue]. Sankt Petersburg.
Kudesnik, charodey, prisposoblenets... (Interv′yu Yu. Demidenko s R. Gerra) [A Miracle Worker, Enchanter, Trimmer... (Yuri Demidenko’s Interview with René Guerra)]. (1998). In Novyy mir iskusstva, 2, pp. 23.
Kuznetsov, E. (Foreword). (1966). Iskusstvo oformleniya knigi: Raboty leningradskikh khudozhnikov. 1917–1964 [The Art of Book Design: Leningrad Artists’ Works]. 188 p. Leningrad, Khudozhnik RSFSR.
Kuznetsov, E. (1998). Prevrashcheniya Sergeya Chekhonina: Zigzagi russkogo estetizma [Sergey Chekhonin’s Transformations: The Zigzags of Russian Aestheticism]. In Novyy mir iskusstva, 2, pp. 20–22.
Lansere, A. K. (1974). Sovetskiy farfor: iskusstvo Gosudarstvennogo farforovogo zavoda imeni M. V. Lomonosova [Soviet Porcelain: The Works of State Porcelain Factory n. a. M. V. Lomonosov]. 278 p. Leningrad, Khudozhnik RSFSR.
Lapshin, V. P. (1983). Khudozhestvennaya zhizn′ Moskvy I Petrograda v 1917 godu [The Artistic Life of Moscow and Petrograd in 1917]. 496 p. Moscow, Sovetsky khudozhnik.
Lenyashin, V. (Ed.). (1998). “Mir iskusstva”: k 100-letiyu Vystavki russkikh I finlyandskikh khudozhnikov 1898 goda: [Katalog yubileynoy vystavki I sbornik statey] [“Mir iskusstva”: For the 100th Anniversary of the Exhibition of Russian and Finnish Artists in 1898]. 336 p. Sankt Petersburg, Helsinki, Palace Ed.
Leykind, O. L., Makhrov, K. V. & Severyukhin, D. Ya. (1999). Khudozhniki russkogo zarubezh′ya. 1917–1941: Biografichesky slovar′ [Russian Émigré Artists. 1917–1941: A Biographical Dictionary]. 718 p. Sankt Petersburg, Notabena.
Lipovich, I. N. (1988). Al′bom S. V. Chekhonina iz sobraniya Gosudarstvennogo Russkogo muzeya [S. V. Chekhonin’s Album from the Collection of the Russian Museum]. In Muzey′9 (pp. 152–158). Moscow, Sovetsky khudozhnik.
Lipovich, I. N. (1988). Knizhnaya grafika S. V. Chekhonina [S. V. Chekhonin’s Book Illustrations]. In Illyustratsiya. 192 p. Moscow, Sovetsky khudozhnik.
Lipovich, I. N. (1990). Satiricheskie simvoly Chekhonina [Chekhonin’s Satirical Symbols]. In Tvorchestvo, 1, pp. 30–32.
Lyanda, N. Yu. (1972). Agitatsionnyy farfor S. V. Chekhonina [S. V. Chekhonin’s Agitation Porcelain]. In Voprosy razvitiya sovetskogo iskusstva I iskusstva narodov SSSR: Tematichesky sbornik nauchnykh trudov (pp. 101–104). Leningrad.
Lyanda, N. Yu. (1974). Novye materialy o dorevolyutsionnom periode tvorchestva S. V. Chekhonina [New Materials about S. V. Chekhonin’s Pre-revolutionary Period of Work]. In Problemy razvitiya russkogo iskusstva: Tematichesky sbornik nauchnykh trudov (Iss. 6, pp. 71–77). Leningrad.
Maroshi, V. V. (2015). Zverintsy I zoosady v russkoy literature XIX – nachala XX v.: Mezhdu raem I adom [Menageries and Zoos in the Russian Literature of the 19th and Early 20th Centuries: Between Heaven and Hell]. In Quaestio Rossica, 1, pp. 153–173.
Milashevky, V. (1972). Vchera, pozavchera: Vospominaniya khudozhnika [Yesterday, the Day Before Yesterday: An Artist’s Recollection].497 p. Leningrad, Khudozhnik RSFSR.
Petrov, V. (1975). Mir iskusstva [Mir iskusstva]. 248 p. Moscow, Izobrazitel′noe iskusstvo.
Petrov, V. & Kamensky, A. (Foreword, Comp.). (1991). “Mir iskusstva”: Ob′′edinenie russkikh khudozhnikov nachala XX veka [“Mir iskusstva”: A Russian Artistic Group of the Early 20th Century]. (In English, in French, in Deutsch). 332 p. Leningrad, Avrora.
Petrovsky, M. S. (1986). Knigi nashego detstva [Books of Our Childhood]. 286 p. Moscow, Kniga.
Podkopaeva, Yu. N. & Sveshnikova, A. N. (Comp.). (1979). Konstantin Andreevich Somov: Pis′ma. Dnevniki. Suzhdeniya sovremennikov [Konstantin Andreevich Somov: Letters. Diaries. Opinions of His Contemporaries]. 624 p. Moscow, Iskusstvo.
Podobedova, O. I. (1961). Evgeniy Evgen′evich Lansere [Evgeny Evgenyevich Lansere]. 420 p. Moscow, Iskusstvo.
Pruzhan, I. N. (1975) Lev Samoylovich Bakst [Lev Samoylovich Bakst]. 232 p. Leningrad, Iskusstvo.
Radlov, N. & Makovsky, S. (Ed.). (1917). Sovremennaya russkaya grafika [Contemporary Russian Graphic Art].148 p. Petrograd, Svobodnoe iskusstvo.
Russkoe bogatstvo [Russian Wealth]. (1993). Iss. 2, p. 167.
Shvarts, E. L. (1991). Iz avtobiograficheskoy prozy. Pis′ma. Vospominaniya o pisatele [Excerpts from Autobiographical Prose. Letters. Memoirs about the Writer]. 368 p. Moscow, Knizhnaya palata.
Shvarts, E. (1990). Zhivu bespokoyn… Iz dnevnikov [I Live Uneasily... From My Diaries]. 751 p. Leningrad, Sovetsky pisatel′.
Sidorov, A. A. (1969). Russkaya grafika nachala XX veka: Ocherki istorii I teorii [The Russian Graphic Art of the Early 20th Century: Essays on History and Theory]. 252 p. Moscow, Iskusstvo.
Stravinsky, I. F. (1973). Stat′I I materialy [Articles and Materials]. 526 p. Moscow, Sovetsky kompozitor.
Tolstoy, A. & Gerra, R. (Comp.). (1995). Oni unesli s soboy Rossiyu... Russkie khudozhniki-emigranty vo Frantsii. 1920–1970-e.: Izsobraniya Rene Gerra: Katalog vystavki [They Took Russia with Them... Russian Émigré Artists in France between the 1920s and 1970s: From René Guerra’s Collection: An Exhibition Catalogue]. 168 p. Moscow, Avangard.
Yarustovsky, B. M. (1969). Igor′ Stravinskiy [Igor Stravinskiy]. 320 p. Moscow, Sovetsky kompozitor.
Zil′bershteyni, I. S. & Samkov, V. A. (Foreword, Comp.). (1982). Sergey Dyagilev I russkoe iskusstvo: Stat′i, otkrytyepis′ma, interv′yu. Perepiska, sovremenniki o Dyagileve : v 2 t. [Sergei Diaghilev and Russian Art: Articles, Open Letters, Interviews. Correspondence,
Contemporary Memoirs]. Vol. 1, 496 p.; Vol. 2, 576 p. Moscow, Izobrazitel′noe iskusstvo.
Zolotonosov, M. (1992). Akhutokots-akhum [Akhutokots-Akhum]. In Novoe literaturnoe obozrenie, 2, pp. 262–282.
Zolotonosov, M. (1998). “Fominki” po klassitsizmu: Fantaziya na arkhitekturnye temy [A Memorial to Classicism in Fominki: Fantasias on Architectural Themes]. In Novyy mir iskusstva, 2, pp. 10–13.