Мусульманская политика русского государства в эпоху Ивана Грозного: дискуссионные аспекты

Авторы

  • Maksim Moiseev музейного объединения «Музей Москвы»

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2016.1.140

Аннотация

Исследование посвящено истории взаимодействия православных христиан Русского государства и мусульман. Существующие данные позволяют говорить о том, что уже в XIV в. мусульмане начинают проживать непосредственно в ряде русских городов. С распадом Золотой Орды и углублением борьбы между ее государствами-наследниками поток эмигрантов в русские земли увеличивался. Завоевание в середине XVI в. Казанского и Астраханского ханств, а позднее Сибири в корне изменило этническую и религиозную ситуацию. В рамках одной страны были объединены русские, татары, представители различных финно-угорских народов и верующие двух мировых религий – христианства и ислама. Это должно было повлиять на государственную идеологию и практику. Для изучения обозначенной проблемы историки привлекали многочисленные документальные и нарративные источники. Однако за границей внимания оставались посольские книги, где сосредоточена информация по христианско-мусульманскому взаимодействию. По мнению автора, данный вид источников представляется весьма перспективным. На основании этих книг, во-первых, выявляются особенности взаимоотношений коренного мусульманского населения с пришлой русской администрацией на территории покоренной Астрахани, во-вторых, прослеживаются потоки добровольной и насильственной миграции населения и элиты Ногайской Орды в Россию. Автор раскрывает своеобразие христианско-исламских отношений, обращаясь к характеру Казанской войны, которая не имела «крестоносного» характера. Переселение части казанской знати в Новгородчину не повлекло за собой обязательной ее христианизации. В покоренной Астрахани, по сути, образовался режим двоевластия: наряду с воеводской администрацией, в управлении городом принимала участие местная знать. Сибирские материалы тоже не дают оснований говорить о целенаправленной политике христианизации покоренного населения. Анализ данных посольских книг позволяет сказать, что случаи крещения пленных татар оставались единичными. Все это позволило автору сделать выводы, что русская государственная практика периода правления Ивана Грозного была достаточно индифферентна к вероисповедованию своих подданных. Для изучаемого времени не характерна целенаправленная политика христианизации мусульманского населения. И только нарушение баланса религиозной свободы и государственной безопасности приводило к репрессиям и крещению части мусульманского населения.

Биография автора

Maksim Moiseev, музейного объединения «Музей Москвы»

кандидат исторических наук, заведующий сектором

Библиографические ссылки

Antonov, A. V. (Comp.). (1997). Akty sluzhilykh zemlevladel′tsev XV – nachala XVII veka [Acts of Landed Servicemen of the 15th – Early 17th Centuries]. Vol. 1. 432 p. Moscow, Arkheografichesky tsentr.
Antonov, A. V. (Comp.). (1998). Akty sluzhilykh zemlevladel′tsev XV – nachala XVII veka [Acts of Landed Servicemen of the 15th – Early 17th Centuries]. Vol. 2. 608 p. Moscow, Pamyatniki istoricheskoy mysli.
Asadullin, F. A. (2007). Islam v Moskve [Islam in Moscow].128 p. Moscow, Logos.
Bakhtin, A. G. (1998). XV–XVI veka v istorii Mariyskogo kraya [The 15th – 16th Centuries in the History of Mari District]. 191 p. Yoshkar-Ola, Mariysky poligraficheskoizdatel′ sky kombinat.
Belyakov, A. V. (2011). Chingisidy v Rossii XV–XVII vekov : Prosopograficheskoe issledovanie [Genghisids in 15th – 16th Centuries Russia : A Prosopographical Study]. 512 p. Ryazan, Mir.
Belyakov, A. V. (2011). Kreshchenie sluzhilykh Chingisidov v Rossii XVI–XVII vv. [The Genghisid Servicemen’s Conversion to Christianity in 16th – 17th Centuries Russia]. In Rossiyskaya istoriya, 1, pp. 107–115.
Jenkinson, A. (2007). Puteshestvie v Srednyuyu Aziyu 1558–1560 gg. [A Journey to Central Asia between 1558 and 1560]. In Angliyskie puteshestvenniki v Moskovskom gosudarstve v XVI veke (pp. 201–231). Ryazan, Aleksandriya.
Erusalimsky, K. Yu. & Shmidt, S. O. (Ed.). (2009). Сборник Курбского: Исследование книжной культуры Sbornik Kurbskogo : v 2 t. [Kurbsky’s Literary Collection: A Study of Russian Book Culture, 2 Volumes]. Vol. 2. Issledovanie knizhnoy kul′tury. 536 p. Moscow, Znak.
Chuloshnikov, A. (1932). Torgovlya Moskovskogo gosudarstva s Sredney Aziey v XVI–XVII vv. [Trade between Muscovy and Central Asia between the 16th and 17th Centuries]. In Trudy istoriko-arkheograficheskogo instituta i instituta Vostokovedeniya. Materialy po istorii SSSR. Iss. 3. Materialy po istorii Uzbekskoy, Tadzhikskoy i Turkmenskoy SSR. Ch. 1. Torgovlya s Moskovskim gosudarstvom i mezhdunarodnoe polozhenie Sredney Azii v XVI–XVIII vv. (pp. 61–86). Leningrad.
Gippius, A. A., Zaliznyak, A. A. & Koval′, V. Yu. (2011). Berestyanaya gramota iz raskopok v Moskovskom Kremle [A Birch Bark Manuscript Found during Excavations in the Moscow Kremlin]. In Moskovskiy Kreml′ XV stoletiya. Vol. 1, pp. 452–455. Moscow, Art-Volkhonka.
Glavatskaya, E. M. (2003). “...I smekhotvoreniya, i bezchinstva nikakogo ne chinili”: iz opyta religioznoy terpimosti v Severo-Zapadnoy Sibiri v XVII – nachale XVIII v. [“…And No Ridiculousness, and No Rowdiness Was Made”: Religious Tolerance in North-Western Siberia between the 17th and Early 18th Centuries]. In Ural′skiy sbornik : Istoriya. Kul′tura. Religiya. Iss. 5, pp. 26–35. Yekaterinburg.
Glavatskaya, E. M. (2004). “…I Sibirskomu gosudarstvu kakogo povrezhdeniya ne uchinit′…” : (Vlast′ i missionerstvo v Severo-Zapadnoy Sibiri v XVII–XIX vv.) [“...And No Harm Shall Be Done to the State of Siberia...”: (Authority and Missionary Work in North-Western Siberia between the 17th and 19th Centuries)]. In Izvestiya Ural′skogo gosudarstvennogo universiteta, 31, pp. 75–83.
Huttenbach, H. R. (1988). Muscovy′s Conquest of Muslim Kazan and Astrakhan, 1552–56 : The Conquest of the Volga: Prelude to Empire. In Russian Colonial Expansion to 1917. London, N. Y.
Iskhakov, D. M. (2011). Institut seyidov v Uluse Dzhuchi i pozdnezolotoordynskikh tyurko-tatarskikh gosudarstvakh [The Institute of Sayyds in Ulus of Jochi and the Late Golden Horde of Turkic Tatar States]. 225 p. Kazan, Fen.
Klyueva, V. P. (2005). Pravoslavie i islam v Zapadnoy Sibiri (konets XVII – seredina XVIII v.): problemy vzaimodeystviya [Orthodoxy and Islam in Eastern Siberia (Late 17th – mid-18th Centuries)]. In Vestnik arkheologii, antropologii i etnografii, 5. URL: http: //www.ipdn.ru/rics/doc0/DA/a5/3-klu.htm (mode of access: 27.10.2015).
Konev, A. Yu. (2013). Pravovye aspekty konfessional′noy politiki v otnoshenii narodov Sibiri v kontse XVI – nachale XVIII v. [Legal Aspects of Confessional Policy in Relation to Siberian Peoples in the Late 16th – Early 18th Centuries]. In Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul′turologiya i iskusstvovedenie : Voprosy teorii i praktiki (v 3 ch.), 12 (38),:, Part 3, pp. 101–107. Tambov, Gramota.
Kuntsevich, G. Z. (1898). Dva rasskaza o pokhodakh tsarya Ivana Vasil′evicha Groznago na Kazan′ v 1550 i 1552 godakh [Two Stories about Ivan the Terrible’s Kazan Campaigns of 1550 and 1552]. In Pamyatniki drevney pis′mennosti i iskusstva. Iss. 130. Otchety o zasedaniyakh imperatorskogo obshchestva lyubiteley drevney pis′mennosti v 1897–1898 godu s prilozheniyami. Sankt Petersburg.
Lur′e, Ya. S. & Rykov, Yu. D. (Comp.). (1993). Perepiska Ivana Groznogo s Andreem Kurbskim [Correspondence between Ivan the Terrible and Andrey Kurbsky]. 430 p. Moscow, Nauka.
Makary, arkh. (Veretennikov). (2006). Iz istorii russkoy ierarkhii XVI veka [From the History of the Russian Hierarchy of the 16th Century]. 317 p. Moscow, Podvor′e Svyato-Troitskoy Sergievoy Lavry.
Makarov, D. M. (2000). Samoderzhavie i khristianizatsiya narodov Srednego Povolzh′ ya: XVI–XVIII vv.: monografiya [Autocracy and the Christianization of the Middle Volga Peoples: 16th – 18th Centuries]. 280 p. Cheboksary, Izdatel′stvo Chuvashskogo gosudarstvennogo universiteta.
Maslyuzhenko, D. N. & Ryabinina, E. A. (2011). Osobennosti povsednevnoy zhizni plennykh Kuchumovichey v Moskovskom gosudarstve osen′yu 1598 – zimoy 1599 g. [The Daily Life of Kuchum Khan’s Descendants in Captivity in Muskovy between Autumn 1598 and Winter 1599]. In Srednevekovye tyurko-tatarskie gosudarstva. Iss. 3, pp. 75–93. Kazan.
Meyendorf, I., prot. (2012). Edinstvo imperii i razdeleniya khristian : Tserkov′ v 450 – 680 godakh [Imperial Unity And Separations of Christians. The Church between 450 and 680]. 520 p. Moscow, Pravoslavnyy Svyato-Tikhonovsky gumanitarnyy universitet.
Moiseev, M. V. (2006). Vyezd “tatar” i vostochnaya politika Rossii v XVI veke [The “Departure” of Tatars and Russian Policy in the East in the 16th Century]. In Levykin, A. K. (Ed.) Inozemtsy v Rossii v XV–XVII vekakh : sbornik materialov konferentsiy 2002–2004 gg. (pp. 484–504). Moscow, Drevlekhranilishche.
Moiseev, M. V. (2013). Politicheskaya bor′ba kazanskoy znati: istoriografiya i russkie istochniki [The Political Struggle of Kazan Noblemen: Historiography and Russian Sources]. In Srednevekovye tyurko-tatarskie gosudarstva : sbornik statey. Iss. 5. Voprosy istochnikovedeniya i istoriografiya istorii srednevekovykh tyurko-tatarskikh gosudarstv (pp. 20–30). Kazan.
Moiseev, M. V. (2013). Predstaviteli politicheskikh elit pokorennykh tatarskikh khanstv v Rossii vtoroy poloviny XVI v. : Khosrov-bek [Representatives of Political Elites of the Conquered Tatar Khanates in Russia in the 2nd ½ of the 16th Century: Khosrov-bek].
In Istoricheskie biografii v kontekste regional′nykh i imperskikh granits Severnoy Evropy : materialy mezhdunarodnogo nauchnogo seminara (pp. 43–46). Sankt Petersburg, NIU VShE.
Mustafina, D. A. & Trepavlov, V. V. (Comp.). (2006). Posol′skie knigi po svyazyam Rossii s Nogayskoy Ordoy. 1551–1561 gg. : Publikatsiya teksta [Ambassadorial Books on Russia’s Relations with the Nogai Horde. 1551–1561]. 391 p. Kazan, Tatararskoe knizhnoe izdatel′stvo.
Polnoe sobranie russkikh letopisey [A Complete Collection of Russian Chronicles]. (2000). Vol. 13. 544 p. Moscow, Yazyki russkoy kul′tury.
Rakhimzyanov, B. R. (2009). Kasimovskoe khanstvo (1445–1552 gg.) : Ocherki istorii [Qasim Khanate (1445–1552): Historical Essays]. 207 p. Kazan, Tatarskoe knizhnoe izdatel′stvo.
Rossiysky gosudarstvennyy arkhiv drevnikh aktov [Russian State Archive of Ancient Acts]. Stock 127 (Snosheniya Rossii s nogayskimi tatarami). List 1. Book 5.
Rossiysky gosudarstvennyy arkhiv drevnikh aktov [Russian State Archive of Ancient Acts]. Stock 127 (Snosheniya Rossii s nogayskimi tatarami). List 1. Book 6.
Rossiysky gosudarstvennyy arkhiv drevnikh aktov [Russian State Archive of Ancient Acts]. Stock 123 (Snosheniya Rossii s Krymom). List 1. 1586 g. Dossier 1.
Rossiysky gosudarstvennyy arkhiv drevnikh aktov [Russian State Archive of Ancient Acts]. Stock 127 (Snosheniya Rossii s nogayskimi tatarami). List 1. Book 8.
Ryazanova, S. V. (2003). Mezhkul′turnye otnosheniya I V epokhu Srednevekov′ya: khristianstvo i islam [Intercultural Relations in the Middle Ages: Christianity and Islam]. In V kruge kul′tury : sbornik nauchnykh statey po problemam kul′tury, posvyashchennyy pamyati V. L. Soboleva (pp. 16–23). Perm.
Sadikov, P. A. (1947). Pokhod tatar i turok na Astrakhan′ v 1569 g. [The Tatars and Turks’ March on Astrakhan in 1569]. In Istoricheskie zapiski. Iss. 22, pp. 132–166. Moscow.
Samokvasov, D. Ya. (1909). Arkhivnyy material : v 2 t. [Archive Material: 2 Volumes]. Vol. 2. Novootkrytye dokumenty pomestno-votchinnykh uchrezhdeniy Moskovskogo tsarstva. 590 p. Moscow, B. i.
Tkalich, A. I. (2012). Stanovlenie mezhetnicheskikh otnosheniy na Kraynem Severo-Vostoke Sibiri i kreshchenie korennogo naseleniya (XVII – nachalo XX v.) [The Formation of Interethnic Relations in the Extreme Northeast of Siberia and Indigenous Population Conversion to Christianity (17th – Early 20th Centuries)]. In Vestnik MGGU im. M. A. Sholokhova. Ser. Istoriya i politologiya, 2, pp. 14–22.
Trepavlov, V. V. (2002). Istoriya Nogayskoy Ordy [The History of the Nogai Horde]. 752 p. Moscow, Vostochnaya literatura.
Trepavlov, V. V. (2003). Rossiyskie knyazheskie rody nogayskogo proiskhozhdeniya (genealogicheskie istoki i rannyaya istoriya) [Russian Princely Families of Nogai Origin (Genealogy Sources and Early History)]. In Tyurkologichesky sbornik 2002 : Rossiya i tyurkskiy mir (pp. 320–353). Moscow.
Trepavlov, V. V. (2011). Khadzh iz Desht-i Kipchaka v XIII–XVII vv. [A Hajj from Desht-i Qipchaq between the 13th and 17th Centuries]. In Trepavlov, V. V. Tyurkskie narody srednevekovoy Evrazii : izbrannye Trudy (pp. 24–33). Kazan, Foliant.
Trepavlov, V. V. (2012). Sibirskiy yurt posle Ermaka : Kuchum i Kuchumovichi v bor′be za revansh [The Khanate of Sibir after Yermak: Kuchum Khan and His Descendants Struggling for Revenge]. 231 p. Moscow, Vostochnaya literatura.
Shaposhnik, V. V. (2006). Tserkovno-gosudarstvennye otnosheniya v Rossii v 30–80-e gody XVI veka [Church-State Relations in Russia between the 1520s and 1580s]. 569 p. Sankt Petersburg, Izdatel′stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta.
Shukurov, R. M. (1995). Tyurki na pravoslavnom Ponte v XIII–XV vv.: nachal′nyy etap tyurkizatsii? [Turks in Byzantine Pontus between the 13th and 15th Centuries: The Beginning of Turkization?]. In Prichernomor′e v Srednie veka. Iss. 2, pp. 68–103. Moscow.
Shukurov, R. M. (1999). Imya i vlast′ na Vizantiyskom Ponte (chuzhoe, prinyatoe za svoe) [The Name and Power in Byzantine Pontus (the Unfamiliar Mistaken for the Familiar)]. In Chuzhoe: opyty preodoleniya : Ocherki iz istorii kul′tury Sredizemnomor′ya (pp. 194–234). Moscow.
Shukurov, R. M. (2001). Velikie Komniny i Vostok (1204–1461) [The Grand Komnenoi and the East]. 448 p. Sankt Petersburg, Aleteyya.
Shukurov, R. M. (2005). Kripto-musul′mane Anatolii [Anatolian Crypto-Muslims]. In Prichernomor′e v Srednie veka. Iss. 6, pp. 214–233. Moscow.
Shukurov, R. M. (2013). Rossiya, Vizantiya i chuzhaki [Russian, Byzantium and Strangers]. In Rossiyskaya istoriya, 3, pp. 30–34.
Var′yash, I. I. (2001). Pravovoe prostranstvo islama v khristianskoy Ispanii XIII–XV vv. [Islamic Legal Framework in Christian Spain between the 13th and 15th Centuries]. 188 p. Moscow, URSS.
Volkova, E. Yu. (2013). Kharakter vliyaniya evropeyskoy kul′tury na aborigennuyu kul′turu indeytsev Yuzhnoy Ameriki v XVI veke [The Nature of European Cultural Influence on the Aboriginal Culture of the Indians of South America in the 16th Century]. In Vestnik MGGU im. M. A. Sholokhova. Ser. Istoriya i politologiya, 3, pp. 39–50.
Volkova, E. Yu. (2013). Katolicheskaya tserkov′ v vitse-korolevstve Peru: etapy i spetsifika protsessa khristianizatsii aborigennogo naseleniya Yuzhnoy Ameriki v XVI veke [The Catholic Church in the Viceroyalty of Peru: Stages and Specificity of the Process of the Native Population of South America’s Conversion to Christianity in the 16th Century]. In Vestnik MGGU im. M. A. Sholokhova. Ser. Istoriya i politologiya, 4, pp. 57–65.
Zaytsev, I. V. (2003). Islam i khristianstvo v Nizhnem Povolzh′e v XV–XVII vv. [Islam and Christianity in the Low Volga Region between the 15th and 17th Centuries]. In Arapov, D. Yu. (Ed.) Sbornik Russkogo istoricheskogo obshchestva. Vol. 7, pp. 58–77. Moscow, Russkaya panorama.
Zaytsev, I. V. (2004). Astrakhanskoe khanstvo [The Khanate of Astrakhan]. 303 p. Moscow, Vostochnaya literatura.
Zimin, A. A. (1958). I. S. Peresvetov i ego sovremenniki : Ocherki po istorii russkoy obshchestvenno-politicheskoy mysli serediny XVI veka [I. S. Peresvetov and His Contemporaries: Essays on the History of Russian Social and Political Beliefs of the mid-16th Century]. 498 p. Moscow, Izdatel′stvo AN SSSR.

Загрузки

Опубликован

2016-04-06

Как цитировать

Moiseev, M. (2016). Мусульманская политика русского государства в эпоху Ивана Грозного: дискуссионные аспекты. Quaestio Rossica, 4(1), 37–54. https://doi.org/10.15826/qr.2016.1.140

Выпуск

Раздел

Vox redactoris