Символика даров семье хана Кучума
DOI:
https://doi.org/10.15826/qr.2015.4.135Аннотация
Статья посвящена анализу комплекса даров, которыми были пожалованы в 1599 г. попавшие в плен родственники сибирского хана Кучума. Роспись даров перечисляет пожалования одеждой и может быть интересна в качестве источника не только по истории повседневности, но и с точки зрения символики этих пожалований. В этом аспекте данный источник ещё не привлекал внимание исследователей. Перечисление даров отделяет мужскую часть родни Кучума от женской. Перечень платья (шуб, кафтанов и др.) позволяет выявить символические иерархии цветов и мехов в культуре того времени. Определена следующая цветовая иерархия: золотой – белый и красный – зелёный – голубой. Иерархия мехов выглядит следующим образом: куница – соболь, лисица – белка. Эти символические иерархии в целом соответствуют культурной символике эпохи Московского царства.
Библиографические ссылки
Belokurov, S. A. (1889). Snosheniya Rossii s Kavkazom [Russian-Caucasus Relations]. Vol. 1: 1578–1613 gg. (pp. 108–109). Moscow, Universitetskaya tip.
Buseva-Davydova, I. L. (2008). Kultura i iskusstvo v epohu peremen. Rossiya semnadcatogo stoletiya [Culture and Art in Times of Change: Russia in the 17th Century]. P. 58, 238–240. Moscow, Indrik.
Karamzin, N. M. (1989). Istoriya gosudarstva Rossijskogo [History of the Russian State]. Book 3. Vol. 11, stlb. 17. Moscow,: Nauka.
Pchelov, E. V. (2012). Cvetovaya simvolika vlasti v russkoj kulture [Colour Symbolism of Power in Russian Culture]. In Trudy “Russkoj antropologicheskoj shkoly′”, Vol. 10, pp. 66–84. Moscow, RGGU.
Skrynnikov, R. G. (1982). Sibirskaya ekspediciya Ermaka [Yermak’s Siberian Expedition]. 318 p. Novosibirsk, Nauka.
Sultanov, T. I. (2006). Chingiz-han i Chingizid. Sudba i vlast [Genghis Khan and Chingisids. Life and Power]. Pp. 288–289. Moscow, AST, AST Moskva.
Trepavlov, V. V. (2001). Istoriya Nogajskoj Ordy [The History of the Nogai Horde]. 752 p. Moscow, Izdatelskaya firma “Vostochnaya literature” RAN.