«Звучание тишины»: контрасты и парадоксы сталинской эпохи в газетной графике

Авторы

  • Evgeny Alekseyev Уральский федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2015.4.127

Аннотация

Советская пресса 1930-х гг. полна внутренних парадоксов не только по причине стремительно меняющихся критериев в оценке событий и личностей – кардинально трансформируется привычная картина мира. Идеологический инструментарий, при всей приверженности к бытовым деталям, по сути, оказывается отстранен от реальности, которую показывает с некой «высшей точки». Парадоксальность газетной информации раскрывается в визуальных образах, призванных иллюстрировать текст, решать агитационные задачи, уязвлять политических врагов, высмеивать недостатки быта и конкретных несознательных граждан. Идеологически выверенные, согласованные и перепроверенные рисунки, плакаты и карикатуры при полном отсутствии личной позиции автора не только не дублировали текст, но придавали ему несколько иное звучание, а порой раскрывали скрытую суть явлений.

Газета «За тяжелое машиностроение», на протяжении многих лет являвшаяся главным печатным органом Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ), развивалась в русле единой информационной политики. Самостоятельность редакции проявляется в производственной тематике, и наиболее интересный для исследователя материал связан с жизнью Уралмаша, с изображением местных событий и людей. Карикатура здесь важнейший инструмент для «бичевания пороков», поэтому галерея отрицательных персонажей производит большее впечатление, чем скучные и невнятные изображения передовиков и героев. Сама система графического оформления газеты – плакат с его условным языком и жаждой экстремальной ситуации, рисунок, ориентированный на натуру и бытовые реалии, карикатура с ее подчеркнуто грубой «карательной функцией» – оказывается не только разобщенной, но и внутренне непоследовательной. Подчеркнутая простота рисунков, заметная небрежность и корявость кажутся неслучайными, и можно даже говорить о неком «советском газетном стиле», который предполагает подобный синтез изображения и печатного слова. Визуальный язык при всей своей ущербности оказался все же более правдивым, чем газетный текст, невольно раскрывая и сам механизм манипуляции. Внешняя непосредственность, бойкость, динамика, экспрессия, агрессия рисунков соответствуют бурной жизнедеятельности Страны Советов, стремительным преобразованиям, героическим свершениям и бравурным маршам эпохи, но в них же можно отметить мертвенную застылость гипсовых истуканов и повторяющийся с пугающей периодичностью «гипнотический сон». Именно это порождает впечатление тягостного безмолвия. Газетные художники невольно отразили в своих «творениях» противоречивость эпохи, заявлявшей о победе над временем и оказавшейся в духовном тупике безвременья.

Биография автора

Evgeny Alekseyev, Уральский федеральный университет

кандидат искусствоведения

Библиографические ссылки

Efimov, B. E. (1961). Osnovy ponimaniya karikatury [Bases of Understanding of a Caricature]. 72 p. Moscow, Izdatel′stvo Akademii hudozhestv SSSR.
Golubev, A. V. (2005). Obraz Evropy′ v sovetskoj karikature 20–30-h godov [Image of Europe in the Soviet Caricature of the 20–30s]. In Saharov, A. N. (Ed.) Trudy′ Instituta rossijskoj istorii (Vol. 5, pp. 273–299). Moscow, Nauka.
Mazur, L. Vizualizatsiya istorii: novyiy povorot v razvitii istoricheskogo poznaniya [Visualization of History: New Turn in Development of Historical Knowledge] // Quaestio Rossica. 2015. N 3. C. 160–178. DOI 10.15826/qr.2015.3.117v
Mandelstam, N. Ya. (1989). Vospominaniya [Memoirs]. 478 p. Moscow, Kniga.
Morozov, A. I. (1995). Konets utopii. Iz istorii iskusstva v SSSR 1930-h godov [End of a Utopia. From Art History in the USSR of the 1930s]. 224 p. Moscow, Galart.
Pavlovsky, B. V. (1960). Hudozhniki Sverdlovska [Artists of Sverdlovsk]. 108 p. Leningrad, Hudozhnik RSFSR.
Peshkova, I. (2008). Reportazh iz Manyichskogo pereulka, v kotorom predstavlena bolshaya zhizn skulptora Kasleya Nikolaya Gorskogo [The reporting from Manychsky Lane in which big life of the sculptor Kasley Nikolay Gorsky is presented]. Yekaterinburg: zhurnal «Ural», 2008. 112 s.
Tugendhold, Ya. A. (1930). Iskusstvo Oktyabrskoj epohi [Art of the October Era]. 198 p. Leningrad, Academia.
Tugendhold, Ya. A. (1987). Gravyura i grafika [Engraving and Graphics]. In Tugendhol′d, Ya. A. Iz istorii zapadnoevropejskogo, russkogo i sovetskogo iskusstva. Izbranny′e stat’i i ocherki. [From history of the West European, Russian and Soviet art. Chosen articles and sketches] 320 p. Moscow, Sovetskiy hudozhnik.
Uspensky, B. A. (1995). Semiotika iskusstva [Art Semiotics]. 360 p. Moscow, Yazy′ki russkoj kul′tury′.
Varshavsky, L. R. (1930). Nasha politicheskaya karikatura [Our Political Caricature]. 112 p. Moscow, Hudozhestvennoe izdat. Akc. o-vo AHR.
Volovich, V. M. (2008). Masterskaya. Zapiski hudozhnika [Workshop. Artist’s Notes]. 528 p. Moscow, Kuchkovo pole.

Загрузки

Опубликован

2015-12-30

Как цитировать

Alekseyev, E. (2015). «Звучание тишины»: контрасты и парадоксы сталинской эпохи в газетной графике. Quaestio Rossica, (4), 83–108. https://doi.org/10.15826/qr.2015.4.127

Выпуск

Раздел

Vox redactoris