The Algebra of Happiness: Yevgeny Zamyatin’s We

Авторы

  • Giovanni Maniscalco Basile Third Rome University

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2015.4.124

Аннотация

В статье с парадоксальным названием «Алгебра счастья: “Мы” Евгения Замятина» автор – известный итальянский славист – обращается к наиболее значительному тексту писателя. Роман Евгения Замятина «Мы», один из важнейших романов первой половины XX в., написанный в жанре антиутопии/утопии, первоначально трактовался как критика коммунизма, установившегося в России после Октябрьской революции во времена так называемого военного коммунизма, связанного с потерей революционного подъема и новым удушающим общественным порядком. Вследствие этого критики рассматривают «Мы» как роман-антиутопию, отчасти вдохновленный притчей Достоевского «Великий инквизитор». Противопоставление свободы счастью у Достоевского перекликается с представлением о счастье в Едином Государстве в произведении Замятина, с тем, что люди испытывают, безучастно повинуясь неписаным законам, принятым Благодетелем. Этому чувству противопотавлено бремя выбора – та же свобода, от которой Великий Инквизитор спасает человечество при помощи полного подчинения законам церкви, «исправившей» суть Евангелия и освободившей человечество от греха,взяв его на себя.

Однако можно найти и другое толкование оппозиции счастье/свобода, которое основывается на идее красоты, вплетенной в полотно замятинского повествования. В романе Замятина красота играет роль искупительной жертвы, и, хотя она совершенно лишена свободы, она подобна танцу, который автор описывает в начале романа, и не скована никакими внешними условностями. В рамках этой трактовки «Мы» уже не антиутопия, но утопия времени, и выражает идеи, подобные тем, что звучат в статье Замятина «Скифы ли?». Образ скифа, скачущего верхом по степи, не знающего, откуда он и куда направляется, счастье которого – в самой вечной скачке, в коне, в бескрайней степи, становится для писателя знаковым.

Представление о красоте как о бесконечном пути, таким образом, преобразует антиутопию в другой жанр, в котором утопия всегда трактуется «здесь и сейчас», то есть как утопия времени.

Биография автора

Giovanni Maniscalco Basile, Third Rome University

Professor

Библиографические ссылки

Baccolini, R. et al. (R. Baccolini, V. Fortunati, N. Minerva, Eds.). (1993). Viaggi in Utopia. Ravenna, Longo Editore.
Baccolini, R. & Moylan, T. (Eds.). (2003). Dark horizons: science fiction and the dystopian imagination. 264 p. N. Y., Routledge.
Barone, V. (2013). L’ordine del mondo: le simmetrie in fisica da Aristotele a Higgs. Bollati Boringhieri, Kindle edition.
Brett Cooke, L. (1988). Ancient and Modern Mathematics in Zamyatin’s “We”. In Kern, G. (Ed.). Zamyatin’s We. A collection of Critical Essays. Ann Arbor, Ardis Publishers.
Changeux, J.-P. (2008). Du vrai, du beau, du bien. Une nouvelle approche neuronale. Odile Jacob, 2008.
De Michelis, C. G. (1995). I Nomi dell’Avversario. Il ”Papa Anticristo” nella cultura russa. Torino, Albert Meynier.
Dirac, P. A. M. (V. Barone, Ed.). (2013). La bellezza come metodo. Milano, Indiana.
Dostoevsky, F. M. (1984). Zapiski iz podpol′ya [Notes from Underground]. In Epokha. № 1–2, 4.
Drabkin, W. Prolongation. In Grove Music Online. Oxford Music Online 2. 2011. Available at: URL: http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/22408 (mode of access: 25.05.2015).
Eco, U. (1994). Sei passeggiate nei boschi narrativi; Harvard University, Norton Lectures 1992–1993. Milano, Bompiani.
Greene, B. (1999). The elegant universe: superstrings, hidden dimensions, and the quest for the ultimate theory. London, Jonathan Cape.
Greene, B. (2005). The fabric of the cosmos: space, time, and the texture of reality. London, Penguin.
Gregg, R. (1988). Two Adams and Eve in the Crystal Palace. In Kern, G. (Ed.). Zamyatin’s We. A collection of Critical Essays. Ann Arbor, Ardis Publishers.
Jameson, F. (2005). Archeologies of the Future. The desire called Utopia and Other Science Fictions. London ; New York, Verso.
Lanin, B. A. (1993). Russkaya literaturnaya antiutopiya. Moscow. 199 p.
Lewis, K. & Weber, H. (1988). Zamyatin’s We. The Proletarian Poets and Bogdanov’s Red Star. In Kern, G. (Ed.). Zamyatin’s We. A collection of Critical Essays. Ann Arbor, Ardis Publishers.
Maniscalco Basile, G. (2004a). Due tigri e una fragola. Roma, Monolite.
Maniscalco Basile, G. (2004b). La solitudine delle dodici note. In Nuovissime mappe dell’inferno. Roma, Monolite.
Maniscalco Basile, G. & Suvin, D. (2004). Nuovissime mappe dell’inferno. Roma, Monolite.
Mannheim, K. (2003). Ideology and Utopia. London, digital edition, Rout- ledge and Kegan Paul.
Michajlov, O. N. (1988). Zamyatin. In Kern, G. (Ed.). Zamyatin’s We. A collection of Critical Essays. Ann Arbor, Ardis Publishers.
Orwell, G. (2008). 1984. London, Penguin.
Pappas, N. (2015). Plato’s Aesthetics. In Zalta, E. N. (Ed.). The Stanford Encyclopediaof Philosophy (Summer 2015 Edition). URL: http://www.e-booksdirectory.com/details.php?ebook=8293 (mode of access: 25.05.2015).
Plato (1968). In Twelve Volumes. W. Heinemann, Harvard University Press.
Richards, D. J. (1962). Zamyatin, a Soviet Heretic. New York, Hillary House.
Scarry, E. (1999). On Beauty and Being Just. Princeton and Oxford, Princeton University Press.
Schenker, H. (1935). Der freie Satz. Neue Musikalische Theorien und Phan- tasien. Wien, Universal Edition.
Shane, A. (1968). The Life and Works of Evgeny Zamyatin. Berkeley, Un. of California Press.
Sternberg, J. (1956). La Sortie au fond de l’Espace. Denol.
Sternbock-Fermor, E. (1988). A Neglected Source of Zamyatin’s We. Addendum. In Kern, G. (Ed.). Zamyatin’s We. A collection of Critical Essays. Ann Arbor, Ardis Publishers.
Susskind, L. (2014). The Cosmic Landscape: String Theory and the Illusion of Intelligent Design. New York, Little Brown.
Suvin, D. (2010). A Tractate on Dystopia 2001. In Defined by a Hollow: Essays on Utopia, Science Fiction and Political Epistemology (p. 381–411). Peter Lang Verlagsgruppe.
Suvin, D. (2004). Trenta tesi sulla distopia 2001. In Nuovissime mappe dell’inferno. Roma, Monolite.
Suvin, D. (1979). Metamorphoses of science fiction: on the poetics and history of a literary genre. New Haven, Yale University Press.
Suvin, D. et al. (D. Suvin, R. M. Philmus, Eds.). (1977). H. G. Wells and modern science fiction. London, Bocknell Un. Press.
Vonnegut, K. (1973). Conversations with Kurt Vonnegut. In Playboy.
Voronsky, A. (1988). Yevgeny Zamyatin. In G. Kern (Ed.). Zamyatin’s We. A collection of Critical Essays. Ann Arbor, Ardis Publishers.
Wegner, P. (2002). Imaginary Communities. University of California Press.
White, J. J. (1988). Mathematical Imagery in Musil’s Young Trless and Zamyatin’s We. In Kern, G. (Ed.). Zamyatin’s We. A collection of Critical Essays. Ann Arbor, Ardis Publishers.
Zamyatin, E. I. (T. I. Kireeva, Ed.). (2003). My [We]. In Zamyatin, E. I. Sobranie sochinenij v pyati tomah. Vol. 2. Rus′. 592 p. Moscow, Russkaya kniga.
Zamyatin, E. I. (T. I. Kireeva, Ed.). (2004). O literature, revolyucii, entropii i prochem [On Literature, Revolution, Entropy, and Other Matters]. In Zamyatin, E. I. Sobranie sochinenij v pyati tomah. Vol. 3. Lica (pp. 173–180). 608 p. Moscow, Russkaya kniga.
Zamyatin, E. I. (T. I. Kireeva, Ed.). (2011). Skify′ li? [Scythians?]. In Zamyatin, E. I. Sobranie sochinenij v pyati tomah. Vol. 4. Lica (pp. 285–295). Moscow, Russkaya kniga.
Zamyatin, E. I. (M. Yu. Lyubimova, Dzh. Kurtis, Comp.). (2011). My. Tekst i materialy′ k tvorcheskoj istorii romana [We. Text and Materials for the Creative History of the Novel]. Sankt Petersburg, Mir. 608 p.

Загрузки

Опубликован

2015-12-30

Как цитировать

Basile, G. M. (2015). The Algebra of Happiness: Yevgeny Zamyatin’s We. Quaestio Rossica, (4), 19–39. https://doi.org/10.15826/qr.2015.4.124

Выпуск

Раздел

Vox redactoris