Сказания о чудотворных иконах в структуре Лицевого летописного свода

Авторы

  • Liudmila Zhurova Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2015.3.118

Аннотация

Лицевой летописный свод (ЛЛС) — монументальный памятник древнерусской книжности XVI в. — завершил многовековую историю древнерусского летописания. Сказания о чудотворных иконах в его многоуровневой системе повествований включались в широкий исторический контекст и обретали новые акценты публицистического звучания. Определить, каково положение в структуре ЛЛС сюжетов о явлении богородичных икон на Руси, каким образом сохраняется в них эпизодическая и семантическая память, — цель настоящей статьи.

Приходом на Русь большого числа перенесенных, явленных и писанных пустынниками икон ознаменован период конца XIV — начала XV в. Повествования об иконах складывались в устойчивую содержательную форму в книжной культуре XVI в., и летописание в литературном процессе сыграло конструктивную роль. Этот факт объясняется формированием идеологии самодержавия, которая опиралась и на феномен чудотворного образа.

В структуре ЛЛС выразительный повествовательный ряд представляют сюжеты о трех чудотворных иконах: Тихвинской (1383) (СТИ), Владимирской (1395) (СВИ) и Колочской (1413) (СКИ). Примечательно, что три сказания, представленные в ЛЛС развитыми сюжетами, связаны с именами трех сыновей Дмитрия Донского: Василия Московского, Юрия Звенигородского, Андрея Можайского, что, безусловно, обеспечивало им официальный статус в историографическом повествовании.

Особенностью сказаний в ЛЛС является сочетание двух текстов: вербального и визуального. Миниатюристы ЛЛС «дописывали» словесный текст, иногда отступая от него и придерживаясь сложившейся культурной традиции. Летописные истории этих повествований сложились по-разному. «Повесть о сретении Владимирской иконы», вероятно, была специально написана для ЛЛС. Одна из особенностей текста СВИ заключена в его многофигурной архитектонике, которая конгениальна структуре ЛЛС, что лишний раз указывает на ее связи с историей происхождения свода. Рассказ о чудесном явлении в Новгородских пределах Тихвинской иконы в 1393 г. только в конце XV — начале XVI в. начал складываться в самостоятельное сказание. В ЛЛС оно представлено в виде небольшой летописной статьи, заимствованной из Воскресенской летописи, и, как показал текстологический анализ, по списку Библиотечный II. Краткость летописной истории СТИ — примечательная особенность памятника, свидетельствующая о малой известности самого события на протяжении всего XV в., и на таком фоне особенно выразительна картина возвышения Образа. Анализ летописной истории СТИ указывает на укрепление ее политического культа в XVI в., и роль ЛЛС в этом процессе стала решающей. Сюжет о явлении иконы Богородицы простому поселянину на р. Колоча в Можайских пределах зафиксирован практически всеми общерусскими летописными сводами. Богатая летописная история СКИ охватывает период с XV по XVII в. Форма и содержание летописных статей о Колочской иконе разнообразны, что обусловлено целью и направленностью, в том числе политической, идеологической, того или иного свода. Как показал текстологический анализ, СКИ перешло в ЛЛС из Никоновского свода, сохранив все особенности летописной редакции. Звучание СКИ в политическом мифе эпохи Ивана Грозного было заметно приглушено, видимо, из-за того, что текст запечатлел семантическую память о борьбе XV в. можайских удельных княжат с великокняжеским домом.

Таким образом, три сказания о чудотворных иконах включены в ЛЛС из разнородных источников. Летописание второй половины XVI в. составило еще один этап в истории текста известных сюжетов. Анализ сказаний об иконах позволил выявить некоторые моменты в практике складывания ЛЛС, уточнить его отношения с Воскресенской и Никоновской летописями, сводом 1560 г., определить роль легендарных «биографий» икон в структуре ЛЛС.

Биография автора

Liudmila Zhurova, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

Associate Professor

Библиографические ссылки

Abramovich, D. I. (1905). Opisanie rukopisej S-Peterburgskoj duhovnoj akademii. Sofijskaya biblioteka [A Description of Manuscripts of the Saint Petersburg Theological Academy. The Sophia Library]. (Vol. 1). 585 p. Saint Petersburg.
Andreev, N. E. (1938). Ioann Grozny′j i ikonopis′ XVI veka [Ivan the Terrible and Icon Painting of the 16th Century]. In Seminarium Kondakovianum. (Vol. 10).
Antonova, V. I. (1958). Neizvestny′j hudozhnik Moskovskoj Rusi Ignatij Grek po pis′menny′m istochnikam [The Unknown Painter of Muscovy Ignatius the Greek According to Written Sources]. In TODRL (Vol. 14, pp. 569–572). Leningrad.
Averincev, S. S. (1992). Kreshhenie Rusi [The Christianization of Russia]. In Russkaya duhovnaya kul′tura (pp. 15–21). Trento.
Bachchi, M. (2011). Chudotvorny′j obraz: kategoriya istoriografii? [The Wonderworking Icon: A Category of Historiography?]. In Russkaya agiografiya. Issledovaniya. Materialy′. Publikacii. (Vol. 2, pp. 416–438). Saint Petersburg.
Eremin, I. P. (1966). «Povest′ vremenny′h let» kak pamyatnik literatury′ [The Primary Chronicle as a Work of Literature]. In Eremin, I. P. Literatura Drevnej Rusi (e′tyudy′ I harakteristiki) (pp. 42–97). Moscow, Leningrad.
Florenskij, P. A. (1990). U vodorazdelov my′sli [At the Watersheds of Thought]. 346 p. Moscow.
Frötschner, R. (2004). Heilige Rus’ — Neues Israel — Drittes Rom. Die Verehrung der Gottesmutterikone von Tichvin als Element der politischen Mythologie des Moskauer Reiches unter GroBfurst Vasilij III. und Zar Ivan IV. In Jahrbucher ftir Geschichte Osteuropas,52/2, pp. 188–237.
Grebenyuk, V. P. (1997). Ikona Vladimirskoj Bogomateri i duhovnoe nasledie Moskvy′ [The Theotokos of Vladimir and the Spiritual Legacy of Moscow]. 287 p. Moscow.
Grebenyuk, V. P. (1972). Licevoe «Skazanie ob ikone Vladimirskoj Bogomateri» [The Illustrated Chronicle’s Legend of the Theotokos of Vladimir]. In Drevnerusskoe iskusstvo.Rukopisnaya kniga (Iss. 1, pp. 338–363). Moscow.
Ivanova, I. A. (1969). Letopisny′e svedeniya ob ikone «Bogomater′ Tihvinskaya» [Manuscript Data on the Theotokos of Tikhvin]. In TODRL (Vol. 24, pp. 242–244). Leningrad.
Ikonnikov, V. S. (1908). Opy′t po istoriografii [An Essay on Historiography] (Vol. 2, book 2, pp. 1057–1956). Kiev.
Jääskinen, A. (1976). The Icon of the Virgin of Tikhvin: A study of the Tikhvin monastery palladium in the hodegetria tradition. 286 p. Helsinki.
Kirillin, V. M. (2012). Zhanrovo-tematicheskie osobennosti drevnerusskih skazanij ob ikonah [Genre and Thematic Peculiarities of Old Russian Legends of Icons]. In Kirillin, V. M. Ocherki o literature Drevnej Rusi (pp. 207–214). Sergiev Posad.
Kirillin, V. M. (2007). Skazanie o Tihvinskoj ikone Bogomateri «Odigitriya» [The Legend of the Theotokos of Tikhvin of the Hodegetria Type]. 312 p. Moscow.
Kloss, B. M. (2001). Izbranny′e trudy′. T. 2. Ocherki po istorii russkoj agiografii XIV–XVI vekov [Selected Works. Vol. 2. Essays on the Russian Historiography of the 14th – 16th Centuries]. 488 p. Moscow.
Kloss, B. M. (1980). Nikonovskij svod i russkie letopisi XVI–XVII vekov [The Nikon Chronicle and Russian Manuscripts of the 16th – 17th Centuries]. 312 p. Moscow.
Lazarev, V. N. (1983). Russkaya ikonopis’ ot istokov do nachala XVI veka [Russian Icon Painting from the Start until the Early 16th Century]. 152 p. Moscow.
Lepahin, V. V. (2005). Ikona i ikonopochitanie glazami russkih i inostrancev [Icons and Worship Thereof in the Eyes of Russians and Foreigners]. 275 p. Moscow.
Levina, S. A. (1957). K izucheniyu Voskresenskoj letopisi [On the Study of the Voskresensk Chronicle]. In TODRL (Vol. 13, pp. 689–705). Moscow, Leningrad.
Levina, S. A. (1989) Letopis′ Voskresenskaya [Voskresensk Chronicle]. In Slovar′ knizhnikov i knizhnosti Drevnej Rusi (Vol. 2, pt. 2, pp. 39–42). Lenngrad.
Levina, S. A. (1955). O vremeni sostavleniya i sostavitele Voskresenskoj letopisi XVI v. [On the Time of Creation and Compiler of the Voskresensk Chronicle of the 16th Century]. In TODRL (Vol. 11, pp. 375–379). Moscow, Leningrad.
Levina, S.A. (1984). Spiski Voskresenskoj letopisi [Copies of the Voskresensk Chronicle]. In Letopisi i hroniki: Sbornik statej (pp. 38–58). Moscow.
Lidova, A. M. (Ed.). (1996). Chudotvornaya ikona v Vizantii i Drevnej Rusi [The Wonderworking Icon in Byzantium and Old Rus’]. 559 p. Moscow.
Lihachev, D. S. (1973). Razvitie russkoj literatury′ X–XVII vekov [The Development of Russian Literature of the 10th – 17th Centuries]. 254 p. Leningrad.
Licevoj letopisny′j svod XVI veka. Russkaya letopisnaya istoriya [The Illustrated Chronicle of the 16th Century. Russian Manuscript History]. (2010). Bk. 10, 500 p.; Bk. 11, 538 p.; Bk. 12, 478 p. Moscow.
Morozov, V. V. (2005). Licevoj svod v kontekste otechestvennogo letopisaniya XVI veka [The Illustrated Chronicle in the Context of National Chronicling of the 16th Century]. 285 p. Moscow.
Nasonov, A. N. (1969). Istoriya russkogo letopisaniya XI–XVIII vv. [The History of Russian Chronicling of the 11th – 18th Centuries]. 556 p. Moscow.
Plyuhanova, M. B. (2011). Propoved′ na Torzhestvo pravoslaviya i sochinenie «Ob obidah Cerkvi»: k voprosu ob e′kkleziologicheskih osnovah ucheniya o tret′em Rime [A Sermon for the Feast of Orthodoxy and the Work On the Grievances of the Church: On the Ecclesiological Grounds of the Doctrine of the Third Rome]. In Russkaya agiografiya.Issledovaniya. Materialy′. Publikacii (Vol. 2, pp. 549–564). Saint Petersburg.
Podobedova, O. I. (1972). Moskovskaya shkola zhivopisi pri Ivane IV [The Moscow School of Painting under Ivan IV]. 208 p. Moscow.
Prosvetitel′, ili oblichenie eresi zhidovstvuyushhih. Tvorenie prepodobnogo otca nashegoIosifa, igumena Volockogo [The Enlightener or the Denunciation of Judaists: The Works of Reverend Joseph, Father Superior of Volotsk]. (1904). 551 p. Kazan.
Polnoe sobranie russkih letopisej. Voskresenskaya letopis′ [The Complete Collection of Russian Chronicles. The Voskresensk Chronicle]. (1859, 1965). Vol. 8, 302 p.; Vol. 11, 262 p. Saint Petersburg, Moscow.
Shhennikova, L. A. (1996). Chudotvornaya ikona «Bogomater′ Vladimirskaya» kak «Odigitriya evangelista Luki» [The Wonderworking Icon of the Theotokos of Vladimir as The Hodegetria of Luke the Evangelist]. In Chudotvornaya ikona v Vizantii i Drevnej Rusi (pp. 252–302). Moscow.
Stepennaya kniga carskogo rodosloviya po drevnejshim spiskam [The Book of Degrees of the Royal Genealogy according to the Oldest Copies]. (2008). (Vol. 2). 559 p. Moscow.
Zhurova, L. I. (1985). K voprosu ob istochnikah Hronografa red. 1512 g. [On the Issue of the Origins of the Chronograph of 1512]. In Pamyatniki literatury′ i obshhestvennoj my′sli e′pohi feodalizma (pp. 24–31). Novosibirsk.
Zhurova, L. I. (2000). Skazanie o Kolochskoj ikone [The Legend of the Icon of Koloch’]. 260 p. Novosibirsk.

Загрузки

Опубликован

2015-10-01

Как цитировать

Zhurova, L. (2015). Сказания о чудотворных иконах в структуре Лицевого летописного свода. Quaestio Rossica, (3), 179–199. https://doi.org/10.15826/qr.2015.3.118

Выпуск

Раздел

Vox redactoris